Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Критика - дело тонкое.
Тема: Критика - дело тонкое.
Цель:
 Выработка навыков поведения при обращенной критике;
 Воспитание умения высказывать критические замечания;
 Формирование навыков критического мышления.

ХОД УРОКА

Круг радости и добра. Здравствуйте, дорогие ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, возьмемся за руки и передадим друг другу импульс доброты.
Мы учимся строить отношения с окружающими людьми. Вы уже поняли, что наука эта совсем не простая. Сегодня наш разговор посвящен критике.

Деление класса на группы. Каждой группе необходимо обсудить предлагаемые вопросы.

1. Как вы понимаете смысл понятия «критика»? (Критика – обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки).
2. Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?
3. Давайте поразмышляем, почему люди критикуют других людей?

Варианты:
 Недоброжелательное отношение к человеку;
 Зависть;
 Неудовлетворенность собой;
 Желание выслужиться перед начальством;
 Чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей;
 Чтобы обратить внимание на себя;
 Так как человек уверен, что сам сможешь все сделать лучше;
 Из-за общего дурного настроения;
 Из-за высокомерия;
 Из-за агрессивного поведения;
 Чтобы изменить ситуацию к лучшему;
 Чтобы помочь исправить недостатки.

Как видите, в списке много негативных причин. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке три положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание ее высказать.
Ну, а если все же приходится высказать критические замечания? Например, в классном коллективе, на работе? Если критика все же необходима для дела? Как научиться высказывать критику, никого при этом не обижая?

Учащимся предлагается обсудить правила критики, рекомендуемые психологами.

1. Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне «безобидной» критики.
2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди, принимаете ли вы ее?
3. Прежде чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
4. Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого?
5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того чтобы быть неблагодарным за то, чего не произошло.
6. Если критикуют вас самого, учитесь спокойно реагировать на нее. Задумайтесь, почему критика направлена против вас. Поразмыслить в спокойной обстановке, в чем, может быть, критикующий прав?

Цитата урока

Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
В. Шефнер

Эффективным способом является использование в речи «Я-послания», «Я-сообщения», когда вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате него.
Например: вместо слов «Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!» лучше сказать: «Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя неуютно». На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться?

Задание.
Попробуйте заменить следующие фразы на более корректные и уважительные.
1. «Ты же слаб в этом предмете, и у тебя ничего не получится», - говорит учитель ученику, который решил участвовать в олимпиаде по данной дисциплине.
2. «Как ты можешь носить эти кроссовки, они давно вышли из моды»,- говорит один мальчик другому.
3. «Ну и прическа у тебя сегодня!».
4. «Как тебе может нравится этот фильм?».

Вы убедились в том, что любую фразу можно построить так, чтобы не обижать собеседника, не вызывать раздражения и обиды.
Теперь вы знаете, что такое критика и как следует высказывать критические замечания, чтобы не обидеть человека. Не менее важным психологи считают умение принимать критику.
Как следует принять критику?
Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически отнестись к себе.
Д. Карнеги в совей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» уделил место вопросу о том, «как не беспокоится из-за критики»:

Правило 1: Несправедливая критика нередко является скрытым комплиментом. Она часто означает, что вы вызываете ревность и зависть. Помните, что никто не бьет мертвую собаку.
Правило 2: Делайте все, что зависит от вас, а затем раскройте ваш старый зонтик для защиты от дождя критических замечаний, чтобы капли не падали вам за воротник.
Правило 3: Записывайте сделанные вами глупости и критикуйте самого себя..

Поскольку у вас нет надежды быть идеалом, просите, чтобы вас подвергли непредвзятой, полезной, конструктивной критике.
Чаще смотрите на себя со стороны, пытайтесь все же понять, что есть полезного для вас в критических замечаниях окружающих. Очень трудно не раздражаться на критику, даже если она справедливая. Но в общении важно учиться управлять своими эмоциями, с достоинством принимая замечания окружающих, не делая из этого трагедии, и пытаться находить в них для себя «рациональное зерно».

Тест «Как вы относитесь к критике?»

1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков?

a) Считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
b) Критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я не признаю ее;
c) Критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к «публичной» критике?

a) Считаю такую критику действенной формой изживания недостатков;
b) Полагаю, что лучше высказывать замечания человеку наедине;
c) Предпочитаю критику, высказанную наедине, в полушутливой форме.

3. Можно ли, по вашему, критиковать руководителя?

a) Конечно;
b) Не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство нельзя;
c) Можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

a) Стараюсь быть объективным к себе. Открыто признаю недостатки;
b) Обычно я знаю свои недостатки, но не спешу себя критиковать;
c) Считаю, что критиковать себя ни к чему.

5. Стараетесь ли вы высказывать критические замечания в чей-то адрес корректно, не обижая человека?

a) Да;
b) Не считаю необходимым это делать;
c) Все зависит от личности критикуемого.

6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы отметить положительные черты объекта критики?

a) Обычно стараюсь;
b) Не вижу в этом смысла;
c) Если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики?

a) Да, критикую только за один недостаток;
b) Нет, подвергаю критике все, что считаю необходимым;
c) Стараюсь критиковать только предмет обсуждения.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления предложения для исправления ситуации или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки;
a) Да;
b) Нет, считаю, что главное обозначить проблему, а устранять дело критикуемого;
c) Как правило, лучше конструктивная критика, но если трудно что-то предложить, замалчивать нельзя.

9. Какая у вас обычно у вас реакция на критику?

a) Стремлюсь сразу же ответить;
b) Сам начинаю критиковать критикующего;
c) Пытаюсь защититься, найти смягчающие обстоятельства.

10. Раздражает ли вас критика?

a) Да;
b) Не очень;
c) Зависит от того, кто критикует.

11. Появляется ли вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

a) Да;
b) Крайне редко;
c) Да, если критика несправедлива.

12. Как вы в дальнейшем строите отношения с критиковавшим вас человеком?

a) Не обращаю внимание на критику;
b) Стараюсь при случае ответить «взаимностью; или ущемить доступными мне способами;
c) Некоторое время стараюсь не вступать с ними в контакт.

13. Как вы относитесь к тем людям, кто сам любит себя критиковать?

a) Считаю их приспособленцами;
b) Отношусь нормально;
c) Советую впредь не торопиться с самокритикой.

14. Как вы считаете, существует ли юридическая ответственность за критику?

a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю.

15. Какое из следующих высказываний вам ближе:

a) Критика – это лекарство, его надо уметь применять и принимать;
b) Пусть меня критикует только тот, кому это положено.
c) И на критику существует мода.

Определите число набранных вами баллов по шкале оценки ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
А 3 3 3 3 3 2 1 2 1 2 1 1 3 1 3
Б 0 1 0 2 1 1 0 1 0 0 2 3 0 2 0
С 2 0 1 1 2 3 3 3 3 1 3 2 3 1 0

8-18 баллов. Ваше отношение критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда вас критикуют, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том и в другом случае вы весьма эмоциональны, можете вспылить и допустить резкость. Вам необходимо учиться не переоценивать себя, но и не умалять своих достоинств.
19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике. Считая ее допустимым элементом деловой жизни, не переоценивая ее значения; вы редко выходите из себя. В то же время вы можете испытывать желание отомстить критику.
33-45 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Чувство досады на критику вам у дается скрывать. В критических выступлениях вы не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других.

От сердца к сердцу.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются ранения,
Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский
Категория: Самопознание | Добавил: Liliya-70 (2012-03-26) | Автор: Егорова Лилия Михайловна E
Просмотров: 1192 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 7:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru