Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Помогите ребенку войти в школьную жизнь Жарасова Е.В.
КГУ СОШ №11
Жарасова Е.В.

Помогите ребенку войти в школьную жизнь
Начался новый учебный год. Время серьезной учебы, занятий, ответственная пора экзаменов. Как сложно бывает нашим детям влиться снова в рабочий режим уроков, школьного бытия. Но труднее всего приходится первоклассникам. Родители могут помочь ребятишкам быстрее адаптироваться к новым для них условиям жизни. Как лучше это сделать? Что означает, может быть, знакомое не всем родителям слово «адаптация»? Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство из них приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми!В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Сколько времени требуется ребенку, чтобы привыкнуть к новому режиму и школьному ритму жизни? Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. И здесь, конечно, очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Каковы признаки успешной адаптации?Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.У него появились друзья-одноклассники, и родители знают их имена.Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А, может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"Если вы замечаете все эти признаки, значит, ваш ребенок прекрасно преодолел период адаптации и полностью готов к усвоению новых знаний.
А что представляет собой школьная дезадаптация?Это, когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.
Что можно посоветовать родителям, дети которых нынче пошли в первый класс? Как они могут помочь своим маленьким школьникам?
• Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте и не торопите с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»;
• Не отправляйте ребенка в школу без завтрака;
• Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» А лучше пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;
• Встречайте ребенка после школы спокойно, дайте ему расслабиться. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, выслушайте, это не займет много времени;
• Если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам;
• Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;
• После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (еще лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов;
• Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;
• Во время приготовления уроков не «сидите над душой», дайте возможность ребенку сделать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя все получится! Давай разберемся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) - необходимы;
• Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
• Помните, что в течение года есть критические периоды , когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка;
• Будьте внимательны к жалобам на головную боль, усталость, плохое состояние;
• Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Категория: Самопознание | Добавил: Asmurat (2012-05-11) | Автор: Жарасова Елена Викоровна
Просмотров: 888 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-13, 1:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru