Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!
ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ урок 25.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Фёдор Тютчев, русский поэт
Цель: расширять представления учащихся о ценности природы как источника жизни.
Задачи:
- углублять понимание взаимозависимости человека и природы;
- развивать эмоционально-чувственное восприятие природы;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Ресурсы: слайды о природе под музыку, нежной лирической мело¬дии, песни «У природы нет плохой погоды»
Круг радости
Показ слайдов о природе под тихую музыку
Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.
– Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем:
Руку дружбы протяните, (дети подают руку соседу справа и слева)
В глаза друг другу посмотрите. (повороты головы в одну и другую стороны)
Пусть ЛЮБОВЬ в сердцах всегда звучит, (в воздухе обрисовывают сердце)
Природа всех объединит! (все, взявшись за руки, поднимают руки вверх)
Беседа
Проводится по вопросам, представленным в учебнике:
1. Почему природу называют источником жизни?
2. Как вы думаете, существует ли язык растений и животных?
3. Как люди могут понимать язык природы?
4. Общаетесь ли вы с природой? Когда это происходит?
Цитата:
- Человек и природа - единый, взаимосвязанный мир. Важно научиться слышать и понимать природу.
Задание
- Прочитайте текст. Расскажите о звуках, которые вы слышали в природе. Как они подействовали на вас?
Лесной звон
У лесного ручья неожиданно раздались звуки. Кто-то забренькал, зазвонил в колокольчик. Да так настойчиво — и днем звонит, и ночью звонит! Это ягода-смородина.
Густо зарос ручей смородиновым кустом; в тени ягоды налились крупные, прозрачные, будто из красного стекла. Только никто не знает про них, никто не берет... Стали ягоды отваливаться от кисто¬чек, падать в ручей. И каждая так звонко бренькала, будто нарочно старалась выбить дробь позвонче.
Чем чаще падали ягоды, тем сильней звонил колокольчик, тем настойчивей созывал всех к ручью. И кто слышал звон и приходил - набирал полные корзины спелой смородины. (Ответы учащихся)
— Звуки природы благотворно действуют на состояние человека.
Инсценировка ( работа в поре)
Учитель раздает фотографии животных, предлагает от имени животных рассказать об отношении к человеку. Например, белка рассказывает о своей пользе, какая она хорошая , заканчивает рассказ вопросом – почему меня не любит, обижает человек. Далее можно предложить тигр, стрекозу, веточка вишни, и т. д.
Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей.
По завершении задания рекомендуется обсудить следующие во¬просы:
• Что вы чувствовали в роли того или иного героя?
• На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль? (Ответы учащихся)
(На подготовку к выступлению можно выделить 2-3 минуты. Выступают желающие.)
Наедине с собой Учитель включает запись спокойной мелодии.
- Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы попробуйте представить услышанное.
Улыбка Земли
Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным косми¬ческим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым.
И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду — напоить их живительной влагой.
Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И, подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить ее своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга.
Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в цветы.
С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Колоколь¬чики - сиреневыми улыбками любви.
Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившую им свои краски.
- Кто хочет рассказать, какую картину он представил, о чем по¬думал, слушая рассказ? (Рассказы учащихся)
Упражнение ( индивидуальная работа. Учащиеся выполняют задание 1 в тетради.)
Звучит тихая спокойная мелодия, под которую учитель предла¬гает детям выполнить задание:
- Представьте себе, что люди научились понимать язык птиц и животных, язык живой природы. Подумайте и напишите, что изменилось бы в нашей жизни? Что изменилось бы в природе?
Выступают желающие
- Прочитайте стихотворение О.Григорьевой и нарисуйте иллюст¬рацию к нему.
О. Григорьева
Лесное царство


Доверчива природа и щедра.
И, несмотря на выдумки прогресса,
Волнует всех рассветная пора
И светлая незащищенность леса.
Ему, как другу, руку протяни.
И он тебе ответит, словно другу,
Когда зачтешь в число своей родни
И муравья, и малую пичугу.
Слепое всемогущество оставь.
Давно ль заботой землю окружили?
Пойми язык лесных цветов и трав.
Мы все живые, значит, не чужие...
И прыгнет белка прямо на плечо,
Не ведая обмана и коварства.
Что защитит лесное это царство?

Наверно, доброта. А что ещё?
Обобщение
— Природа — источник жизни, радости и красоты.
Какое время года: Зима. Что изменяется в природе?
(учитель вешает зимний пейзаж: метель, вечер, охапки снега на деревья, морозное утро, прилет снегирей, дети лепят снеговика). С каждой иллюстрацией дети рассказывают о настроение, об изменении в природе, что нужно делать и как человек может помочь.
Да и зимой наша планета очень красивая.
Творческая деятельность
Звучит фонограмма песни «У природы нет плохой погоды»
А давайте согреем ее нашими улыбками и пожеланиями. Создадим такой уголок природы где всем будет очень хорошо вместе жить. (Оформление коллажа на доске цветами, листочками, птицами, животными. На этом фоне учитель рисует большое Дерево - жизни только ствол и веточки.)
7. Круг «От сердца к сердцу»
- Я предлагаю вам оживить дерево листочками, на которых вы напишите и произнесёте пожелания всем приглашённым и друг другу.
Вслушайтесь в строчки стихотворения «Человек».
Учитель читает стихотворение.
А. Шеффер
Человек
...Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Домашнее задание
- Расспросите родных, знакомых и напишите историю о том, как человек относится к природе.
Категория: Самопознание | Добавил: Aniy (2012-06-21) | Автор: Анна Николаевна E
Просмотров: 5949 | Комментарии: 1 | Теги: 4 класс, самопознание | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-13, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru