Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреж
«Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении профессионального образования»
На сегодняшний день меня и многих педагогов, работающих в профессиональном образовании волнует проблема социально-психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям новой образовательной среды – профессионального колледжа. Желание дать детям-сиротам профессию – похвально, но, как известно, в колледжи поступает большинство абитуриентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не мотивированных на выбранную для них администрацией детского дома профессию. Зачастую это профессии ступени начального профессионального образования, такие как: швея, повар, штукатур-моляр, каменщик и другие, а ведь большинство из них мечтают стать как минимум менеджерами, бухгалтерами, администраторами, обладая при этом низким уровнем знаний в силу определенных жизненных обстоятельств. Из-за не соответствия уровня притязаний действительности возникают проблемы в процессе обучения.
Не мотивированные на навязанную профессию и дальнейшее образование, не сделавшие свой выбор в профессиональной сфере, слабо ориентирующиеся в окружающем социуме, привыкшие к постоянному контролю воспитателей, страстно желающие из под него вырваться, такие дети чаще всего демонстрируют не самые лучшие свои качества: не желание учиться (пропуски занятий, без уважительных причин) трудится (прогуливают производственную практику), участвовать в каких либо мероприятиях, а также пренебрежение общепринятыми правилами учебного заведения, грубость, безответственность, презрение к окружающим и т.д.
Возможно, такое поведение сирот можно отнести к издержкам воспитания в детском доме. Так как образ жизни и система воспитания в там формируют специфические особенности общения воспитанников со взрослыми и сверстниками. В системе отношений внутри детского дома подросток не воспринимает себя независимо от окружающих, не всегда способен принять самостоятельно решение, так как занимает при этом подчиненное положение в системе функционально-ролевого общения. Оторванная от реальной жизни, среда детского дома культивирует у воспитанников безответственность, иждивенчество, неумение организовывать свободное время, неразвитость индивидуальных интересов, отсутствие готовности к дальнейшей самостоятельной жизни, несформированность профессионального самоопределения, а так же приводит к формированию психологической отчужденности от внешней социальной среды, культуры, мира человеческих отношений, пассивности их социальной позиции, стойкому проявлению у них социальной неустойчивости и тревожности.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, омбудсмен Павел Астахов отмечает необходимость сокращения количества детских домов и перехода к семейному устройству. Мы полностью поддерживаем и согласны с программой Павла Астахова «Россия без сирот». Так как важнейшим институтом социализации личности является все же семья. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.
Количество детских домов по России сокращается и дети попадают в замещающие семьи, но несмотря на это проблема социальной адаптации таких детей в учреждениях профессионального образования остаётся актуальной. Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого – педагогического сопровождения.
В Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд. 1). В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
На основании этого нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа
психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учебно-профессиональной деятельности

Ханты-Мансийск 2013

Паспорт программы
Разработчики программы Г.М. Ложкова кандидат психологических наук, доцент
Е.В. Никонова педагог-психолог
Э.Л. Ефимова социальный педагог
Цель и задачи программы Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие автономности, самостоятельности, социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой, положительной просоциальной направленности личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе технолого-педагогического колледжа.
Задачи:
1) оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
2) осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;
3) создавать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях колледжа;
4) обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, своих основных прав и социальной поддержки;
5) способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;
6) организовать систему взаимодействия структурных подразделений колледжа по адаптации лиц данной категории
Ожидаемые результаты • Более 55 % качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практики студентов из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• отсутствие пропусков учебных занятий, учебной и производственной практик, без уважительной причины;
• более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
• более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении;
• 100 % реализация прав и получение льгот, гарантированных государством;
• высокий уровень готовности студентов к профессиональной практике и будущей трудовой деятельности;
• высокий уровень комфортности обучения;
высокий уровень правовой осведомленности студентов в вопросах получения льгот и гарантий;
• более 50 % выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроены по полученной профессии и специальности
Источник финансирования программы Бюджетные и внебюджетные средства
Срок действия программы 2012/2013–2014/2015 учебные годы
Этапы реализации программы 2012/2013 учебный год – подготовительный этап:
• научно-методическое обеспечение деятельности структурных подразделений ТПК по реализации программы;
• постановка цели и задач перед коллективом;
• разработка методических рекомендаций по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

• апробация программы.

2013/2014 учебный год – основной этап:
• реализация программы;
• внесение изменений и дополнении в методические рекомендации по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

2013/2014 учебный год – заключительный этап:

• совершенствование деятельности структурных подразделений ТПК по сопровождению адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей
Структура
программы Паспорт программы
Пояснительная записка
Содержание программы
Список литературы
Организация
контроля
исполнения
программы Контроль за реализацией программы возлагается на директора АУ СПО ХМТПК О. А. Бывалину.
Отчетность: аналитическая справка о результатах реализации программы, которая представляется на АДС

Пояснительная записка
«…Если жизнь окружает защитой,
дети учатся верить в себя и других…»
Дороти Ло Нолт
Подростковый возраст – это особый период в жизни человека, который имеет много трудностей. Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью.
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей-сирот в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники детских домов часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.
Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а для воспитанников детских домов в особенности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой – в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния.
Исследование проблем подростков группы социального риска в целом и детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности убедительно показывают, что выше означенные, направления образуют особую проблемную зону - зону недоразвития психо-эмоциональной, волевой и других сфер жизнедеятельности для детей данной категории. Следует, что именно с этими направлениями в значительной степени связаны трудности их социальной адаптации в самостоятельной жизни.
Следствием пребывания в интернате является, помимо прочего, ограниченный социальный опыт детей. В то же время жизненные ситуации, в которых оказывается сирота после выхода из интерната, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития творческих интересов, обедненным содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения.
В психолого-педагогической литературе подробно освещены вопросы организации социального и психолого - педагогического сопровождения развития обучающихся в общеобразовательных школах, в интернатных учреждениях. Но вопрос об организации и специфических особенностях системы сопровождения в условиях профессионального обучения, несмотря на острую необходимость, недостаточно разработан.
Адаптация детей-сирот в начальном и среднем профессиональном учреждении – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Выпускники детских домов и интернатов, сталкиваются с широким спектром трудностей в самостоятельной жизни. Эффективность социально-психологической адаптации данной категории студентов зависит от ряда внешних и внутренних условий:
внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков;
внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К личностным условиям также относятся: адекватные самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Адаптация студентов из числа лиц данной категории в период обучения в ссузе носит комплексный характер. Она включает следующие виды: учебно-профессиональную, социально-психологическую и социально-правовую.
При всём разнообразии подходов к социальной адаптации большинство исследователей считают, что главная ее функция – это принятие человеком норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных связей, а также форм предметной деятельности, например способов профессионального выполнения работ. Процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается налаживанием социальных связей, усвоением личностью новых социальных ролей. Ограниченный социальный опыт данной категории детей препятствует формированию у них чувства психологической защищенности в ситуациях вне учреждения. Вступление в самостоятельную жизнь нередко приводит к тому, что позиция «ничейного» переходит в отчужденную позицию «один против всех».
Социально-психологическая адаптация – это процесс, результатом которого является адаптированность – уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.
Учебно-профессиональная адаптация важна, так как профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.
Социально-правовая адаптация. Реализуемые в интернатных условиях программы подготовки к самостоятельной жизни предполагают знакомство сирот с их основными правами и льготами. Однако воспитание в интернатном учреждении не в полной мере обеспечивает связь со всем многообразием социума. У выпускников интернатных учреждений зачастую не сформирована готовность к выполнению обязанностей, неотделимых от прав и льгот. Не редки случаи, когда студенты пропускают учебные занятия, нарушают порядок проживания в общежитии, бросают учебу, не платят за квартиру, теряют жилье, не оформляют своевременно необходимые документы и т. д.
Следует в полной мере использовать воспитательный потенциал ссуза в решении проблем студентов данной категории. В современных условиях социально-экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию.
В настоящее время объективно возрастает значение профессиональной компетентности каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста, способного свободно и активно мыслить, моделировать процесс трудовой деятельности, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии является актуальной.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие автономности, самостоятельности, социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой, положительной просоциальной направленности личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе технолого-педагогического колледжа.
Задачи:
1. оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
2. осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;
3. создавать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях колледжа;
4. обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, своих основных прав и социальной поддержки;
5. способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;
6. организовать систему взаимодействия структурных подразделений колледжа по адаптации лиц данной категории

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последними изменениями изменениями от 3 декабря 2011 г.);
• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополни-тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последними изменениями от 21 ноября 2011 г.);
• Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз о дополнительных Гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29.05.2009 года (в ред. Законов ХМАО - Югры от 17.12.2009 N 227-оз, от 08.04.2010 N 66-оз, от 18.07.2010 N 125-оз, от 30.04.2011 N 23-оз, от 30.09.2011 N 97-оз, от 10.04.2012 N 40-оз)

Приоритетными направлениями в реализации данной программы являются:
1) психологическое направление (психологическая служба);
2) педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели);
3) социальное направление (социальные педагоги, кураторы, воспитатели, педагог-организатор, педагог дополнительного образования).
Сроки реализации программы: 2012/2013 – 2014/2015 учебные годы.
Этапы реализации программы
Этап Содержание Результат
2012/2013 учебный год • Научно-методическое обеспечение деятельности структурных подразделений ТПК по реализации программы;
• постановка цели и задач перед коллективом;
• разработка методических рекомендаций по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей
• апробация программы • Нормативная база;
• программное обеспечение;
• результаты оценки эффективности внедрения программы социального и психолого-педагогического сопровождения
2013/2014 учебный год • Реализация программы;
• внесение изменений и дополнении в методические рекомендации по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

• • Результаты мониторинга адаптации и учебно-профессиональной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
• рекомендации по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей
2014/2015
учебный год Совершенствование деятельности структурных подразделений ТПК по сопровождению адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей Результаты оценки эффективности разработанной программы, распространение опыта

Ожидаемые результаты деятельности:
• Более 55 % качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практики студентов из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• отсутствие пропусков учебных занятий, учебной и производственной практик, без уважительной причины;
• более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
• более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении;
• 100 % реализация прав и получение льгот, гарантированных государством;
• высокий уровень готовности студентов к профессиональной практике и будущей трудовой деятельности;
• высокий уровень комфортности обучения;
• высокий уровень правовой осведомленности студентов в вопросах получения льгот и гарантий;
• более 50 % выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроены по полученной профессии и специальности

Критерии эффективности деятельности
Критерий Показатель
Мотивационный • изменение уровня мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• появление осознанного выбора или профессионального предпочтения;
• увеличение количества выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроенных по специальности
Когнитивный • изменение уровня абсолютной и качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практике студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в положительную сторону;
• рост правовой грамотности среди студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, умение самостоятельно реализовать свои права и льготы, гарантированные государством
Деятельностный • посещаемость учебных занятий и прохождение учебной и производственной практик студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отсутствие пропусков без уважительных причин);
• увеличение количества студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимающих участие во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
• рост числа студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей участвующих в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении
Рефлексивный • повышение уровня комфортности обучения;
• высокий уровень готовности к производственной практике и будущей профессиональной деятельности

Содержание программы
Психологическое направление (заведующий психологической службой, педагоги-психологи)
Психологическое направление предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению, освоению профессии. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения студентов, определяются условия успешного обучения.
Деятельность педагогов-психологов осуществляется по следующим направлениям:
• организационно-методическая деятельность;
• психологическая диагностика;
• психологическое просвещение;
• психологическая профилактика (поддержка);
• психологическая коррекция;
• психологическое консультирование.
Работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
План реализации психологического направления программы
Мероприятие Срок Ответственный Форма представления результата
I. Организационно-методическая деятельность
1. Заполнение индивидуальных карт диагностики В течение года Педагоги-психологи Электронная база данных
II. Психологическая диагностика
1. Изучение процесса адаптации студентов I, II курса к учебной деятельности Сентябрь – октябрь, март –
апрель Педагоги-психологи,
кураторы Рекомендации по сопровождению развития студентов
2. Изучение индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Август Педагоги-психологи,
социальный педагог,
кураторы Рекомендации по сопровождению развития студентов
3. Выявление психологических причин трудностей в обучении студентов В течение года Педагоги-психологи,
кураторы,
преподаватели Заключение по результатам диагностики, рекомендации
4. Изучение готовности выпускников к профессиональной деятельности Апрель – май Педагоги-психологи Рекомендации по совершенствованию процесса обучения в ГОУ СПО КПК
III. Психологическое просвещение
1. Групповые мероприятия, направленные на повышение уровня психологической и профессиональной компетентности студентов В течение года Педагоги-психологи,
кураторы Журнал групповых занятий, отчет за год
IV. Психологическая профилактика (поддержка)
1. Проведение факультативных занятий, направленных на профориентацию студентов 2012/2013–2013/2014 учебные годы Педагоги-психологи Журнал факультативных занятий
2. Тренинг с детьми-си-ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (I, II курсы) Август Педагоги-психологи Аналитический отчет
3. Тренинг по развитию групповой сплоченности (I, II курсы) Сентябрь Педагоги-психологи Аналитический отчет
4. Проведение групповых мероприятий, направленных на сохранение здоровья В течение года Педагоги-психологи,
кураторы,
медико-социальная служба Журнал групповых занятий, отчет за год
5. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам адаптации студентов I, II курсов Ноябрь,
апрель Педагоги-психологи,
кураторы,
преподаватели,
учебная часть Протокол Заседаний
V. Психологическая коррекция
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей В течение года Педагоги-психологи Журнал индивидуальных занятий, отчет за год
VI. Психологическое консультирование
1. Проведение групповых, индивидуальных консультаций студентов В течение года Педагоги-психологи Журнал индивидуальных консультаций и групповых форм работы, отчет за год
2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций кураторов, педагогов по вопросам индивидуального развития студентов В течение года Педагоги-психологи Журнал индивидуальных консультаций
и групповых форм работы, отчет за год

Педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели)
Педагогическое направление обеспечивает педагогические условия для самореализации личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательной среде ссуза, предполагает систематическое отслеживание педагогического статуса студента и динамики его успеваемости в процессе профессионального обучения и производственной практики. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики; предполагается оказание помощи студентам в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, в прохождении производственной практики, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.
План реализации педагогического направления программы
Мероприятие Срок Ответственный Форма представления результата
I. Организационно-методическая деятельность
1. Анализ документов (аттестата, сертификатов) и оформление личной карточки студента Сентябрь Куратор, зав. учебной частью, зав. отделениями База данных
2. Ознакомление с графиком учебного процесса, учебной и производственной практик (заполнение записной книжки студента) Сентябрь Зав.
отделениями, зав. отделом практики Памятка для студентов
3. Оказание помощи по ликвидации задолженности в период подготовки к предварительной аттестации Ноябрь, апрель Преподаватели, зав. отделениями График публичных зачетов, журнал консультаций
II. Диагностика
1. Проведение входных контрольных работ по учебным дисциплинам Сентябрь Преподаватели База данных
2. Анализ входного тестирования по учебным дисциплинам Сентябрь Преподаватели, зав. отделениями Аналитическая справка
3. Определение уровня сформированности обще-учебных умений Сентябрь, октябрь Преподаватели, зав. отделениями Аналитическая справка
4. Отслеживание успеваемости и посещаемости учебных занятий и педагогической практики студентами В течение года Куратор,
зав. отделениями,
зав. отделом практики Мониторинг успеваемости и посещаемости
5. Анализ результатов промежуточной аттестации Январь, июнь Преподаватели, зав. отделениями Аналитическая справка
6. Определение уровня готовности к производственной практике и будущей профессии Перед началом
и по окончании производственной практики Зав. отделом практики База данных
7. Анализ качества успеваемости по учебной деятельности и производственной практике Январь, июнь Зав. отделом практики Аналитическая справка
III. Консультирование
1. Проведение индивидуальных консультаций по дисциплинам В течение года Преподаватели Журнал
Консультаций
2. Работа с малым педагогическим коллективом по оказанию помощи студентам в учебной деятельности и в ходе прохождения практики В течение года Зав. отделениями,
зав. отделом практики Протокол
заседаний
совета по профилактике неуспеваемости
3. Проведение бесед по итогам семестра, учебного года Январь, июнь Зав. отделениями Протокол
кураторских часов,
план организационных
линеек
4. Проведение собраний, консультаций, встреч для законных представителей Ноябрь Зав. отделениями Журнал консультаций с родителями
5. Проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов в рамках подготовки к различным видам практик Согласно графику практики Зав. отделом практики Аналитическая справка
IV. Коррекционно-развивающая работа
1. Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах различного уровня В течение года Преподаватели, зав. отделениями База данных, протоколы олимпиад
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута В течение года Преподаватели, зав. отделениями Аналитическая справка

Социальное направление (заместитель директора по социальным вопросам и связям с общественностью, заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, кураторы, воспитатели, врач-терапевт, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования)
Деятельность в социальном направлении предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта: решение проблем связанных с получением жилья, обустройством быта, организация летнего отдыха, выплата пособий и стипендий, организация питания и досуга, охрана и защита прав; формирование здорового образа жизни.
План реализации социального направления программы
Содержание работы Срок Ответственный Форма представления результата
I. Организационно-методическая деятельность
1. Выявление в приемной комиссии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Август – сентябрь Социальные педагоги, зав. учебной частью, кураторы База данных
2. Анализ документов, переданных приемной комиссией, и оформление личных дел обучающихся I курса из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей Август – ноябрь Социальные педагоги, кураторы Личные дела
3. Составление списка общих сведений обучающихся из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей Сентябрь Социальные педагоги Списки студентов
4. Постановка на государственное обеспечение Август, Сентябрь, Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Приказы
5. Контроль за назначением обучающихся студентов на продуктовые наборы Ежемесячно Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Ходатайство, ведомости на получение наборов, акты
6. Контроль за назначением продуктовых талонов для студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ежемесячно Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Списки на получение продуктовых талонов
7. Защита и охрана прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• контроль за постановкой студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготную очередь на получение жилья

• проверка сохранности закрепленного жилья

• составление актов обследования жилья

• запросы о задолженности по квартплате

• сверка очередности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, поставленных на льготную очередь на получение жилья (все студенты, стоящие на очереди), запросы в органы опеки и попечительства о постановке на льготную очередь на получение жилья студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под попечительством

• сверка поступлений на лицевые счета денежных средств: пенсии по потере кормильца, алиментов

• контроль над обеспечением выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей койко-местом в общежитиях Ежемесячно

Ноябрь

По мере необходимости

По мере необходимости

По мере необходимости

В течение года по курсам

Октябрь

Апрель Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Ходатайства, распоряжение о постановке на льготную очередь, запросы, ответы, справки

Копии сберегательных книжек, справки, запросы, ответы
Договор социального найма, гарантийное письмо о предоставлении койко-места
8. Участие в работе стипендиальной комиссии с целью назначения на социальную стипендию студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Приказы о назначение на социальную стипендию
9. Оказание материальной помощи В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Приказы на материальную помощь
10. Совместная работа с органами опеки и попечительства по охране прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Отчеты, письма-ответы
11. Совместная работа с департаментом образования и науки по охране прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Отчеты, письма-ответы
12. Участие в работе малых педсоветов по допуску студентов к сессиям Декабрь, май Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Приказы
13. Составление необходимой документации для поступления детей-сирот и опекаемых в различные учебные заведения Май, июнь Социальные педагоги Личное дело
14. Организация санаторно-курортного лечения и летней занятости Июнь, июль Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги Ходатайство
15. Организация содержательного досуга В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги воспитатели общежития, кураторы Отчет работы за год
II. Диагностика
1. Проверка посещаемости занятий студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ежемесячно Социальные педагоги, кураторы Докладные, записки
2. Социальная и медицинская диагностика студентов Ежемесячно Социальные педагоги, кураторы Отчеты в органы опеки
3. Изучение и выявление социально-педагогических особенностей адаптации студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, I, II курсов Октябрь – март Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги кураторы, воспитатели общежития Отчет
4. Сбор и анализ информации об организации зимнего/летнего отдыха студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Декабрь Социальные педагоги, кураторы,
воспитатели общежития Списки, запросы, ходатайства
III. Просветительско-профилактическая деятельность
1. Создание информационной среды для студентов I курса, проведение собраний групп, курсов по ознакомлению студентов с Положением о предоставлении социальных льгот (в том числе продуктовых наборов) Август Социальные педагоги, кураторы Протокол, собрания
2. Оформление и обновление стенда о социальных льготах студентов ссузов ХМАО-Югры Сентябрь (по мере необходимости) Социальные педагоги, воспитатели общежития Стенд, информация на сайт колледжа
3. Рейд в общежитии, анализ обустройства быта Сентябрь Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги воспитатели общежития, кураторы Аналитическая справка
4. Профилактика преступлений и правонарушений:

• лекции и беседы на правовую тематику: «Ответственность несовершеннолетних за преступления и правонарушения» и др.

• совет по профилактике безнадзорности и правонарушений Сентябрь

Октябрь, ноябрь, декабрь, март, июнь (по мере необходимости) Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги кураторы, воспитатели общежития Аналитическая справка

Протоколы

5. Осуществление просветительской работы среди студентов по основным вопросам здоровьесбережения, формирование здорового образа жизни В течение года (общеколледжные мероприятия:
ноябрь, апрель) Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги воспитатели общежития, кураторы, врач-терапевт Отчет работы за год
6. Привлечение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реализации социально значимых проектов: «Руки помощи», «Группа счастья» В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги воспитатели общежития Отчет
IV. Консультации
1. Индивидуальные и групповые консультации студентов по вопросам социального обеспечения Август Социальные педагоги, кураторы, воспитатели общежития Журнал консультаций
2. Индивидуальные консультации с законными представителями, педагогами-предметниками, кураторами В течение года Зам. директора по социальным вопросам и связям с общественностью, Зам. директора по ВР, социальные педагоги воспитатели Журнал консультаций
Список литературы
1. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях [Текст] : учеб. пособие / Т. П. Демидова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 110 с.
3. Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении [Текст] : учеб.-методическое пособие / авт.-сост. О. Ю. Дмитриева и др. – Департамент науки и проф. образования Кемер. обл., Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования. – Кемерово : КРИРПО, 2005. – 137 с.
8. Жилина, Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот [Текст] / Л. А. Жилина // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб. : РГПУ, 2008. – № 23 (54). – С. 357 – 360.
2. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 445 с.
4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2008.
6. Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста [Текст]: методическое пособие / Е. В. Федосенко. – М. ; Калининград : Изд-во Российского гос. ун-та, 2009. – 149 с.
9. Ханасюк, И. К. Шаг за шагом [Электронный ресурс] : программа со-циальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580428/
7. Юрченко, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот [Текст] / Л. Г. Юрченко ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж. отд-ние Рос. акад. образования, Славян.-на-Кубани гос. пед. ин-т. – Славянск-на-Кубани : СГПИ, 2006. – 139 с.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: ybrjyjdf (2014-02-04)
Просмотров: 5229 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 12:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru