Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"
Тема: Хлеб всему голова
Цель: Воспитывать у учащихся чувство ува¬жения к труду и бережное отношение к хлебу.

Задачи: Способствовать отстаивать свою точку зре¬ния.
Развивать умение вести дискуссию.

Оснащение: плакаты с пословицами о хлебе:
- худ обед, коль хлеба нет.
- не надо хвалиться, коль, не знаешь, как хлеб родится.
- радуйся хлебу не на корню, а в амбаре
- всходы – еще не хлеб
- ржаной хлебушко – калачу дедушка
- хлеб - от земли, сила – от хлеба.
- У безграмотного – колос, а у грамотного – пять.
Стенгазета под званием «Советы домохозяйке»
(что можно приготавливать из черствого хлеба), организовывать небольшую экспозицию «Разнообразие хлебобулочных изделий»

ТСО: экран, мультимедийный проектор, магнитофон, ноутбук.

Педагог: Нет, кажется человека, который пренебрегал хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страстей, бед и радости человека.
А как мы, в самом деле, относимся к хлебу? Любовно? Бе-режно? Или может быть, оттого, что он нам сейчас легко дается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выхо-дишь с хлебом…
Мне лично становится больно, когда вижу, как много выбра-сывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Тем более что речь - то идет о первейшем продукте русского человека…
А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает не-ряш¬ливости, плохого к себе отношения. И еще иногда гово¬рят так: «В качестве нашего хлеба – качество всей нашей жизни».
Ведущий: Поговорим мы сегодня о хлебе
О хлебе:
О родном, неразлучном
И так без конца.
Все о том, о насущном.

«Нет в мире лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет луч¬шего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем за¬пах свежеиспеченного хлеба…» - гласит народная мудрость.
Он пахнет полем, пахнет утром ранним.
В нем рук тепло, забота строгих глаз.
Он входит в дом в сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как кое – кто из нас.

1 учащийся: Помню, в детстве бабушка по утрам опускалась на колени и шептала одну и ту же молитву: «Хлеб наш насу-щный, даждь нам днесь и остави нам долги наши…»
Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали обронен¬ные ржаные колоски в поле, мать ставила в печь маленький, с тарелку, хлебец. Мы ребятишки сидели ждали: когда же? Во-ображение рисует: вот мать достала хлебец, разломила и вдруг заплакала от радости.…Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что не ничего вкуснее простого черного хлеба.

2 учащийся: Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!
С детских лет горячим хлебом я заворожен,
Собирал и я колосья, и снопы взял.
Но в стихах еще об этом я не рассказал.
С переметною сумою, потупляя взор…
Я бродил в полях осенних по ущельям гор…
А, теперь едва проснувшись,
В доме городском:
«Хлеб горячий, хлеб горячий!» – слышу за углом.
Это бедных лет привычка иль святой закон?
Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!

Ведущий: Возможно, минули тысячелетия, прежде чем кто-то догадался смолоть зерно в муку и испечь лепешку. Из летописей, из рисунков на стенках пещер можно узнать, что вкус человек познал очень давно.
О хлебопечении говорится в мифах и поэмах Древней Гре-ции. Вот строки Гомера: «Жирные холмы и долины покрыты пшеницей и ячменем». А историк Геродот 2005 лет назад пи¬сал, что вся земли по Днепру до реки Танаис (Дон) была за¬нята скифами, которые сеют хлеб не только для снеди, но и для продажи. От скифов мастерство земледелия перешло к славя-нам…
Наша основная культура- пшеница. Это удивительное рас-тение: оно не считается с широтами и меридианами, вы-зревает у полярного круга и в Африке, на плоскогорьях Гима-лаев и ниже уровня моря - в При Каспии.

3 учащийся: Ее предистоки затерялись в седой
Непроглядной дали.
Мы не знаем, где жил
Наш прапращур далекий.
Первый пахарь
Кормилицы нашей Земли.
Скрыта доля его за семью облаками.
За хребтами веков, что стоят как стена.
Над античными,
В пене морской черепками
Древнегреческих амфор - хранилищ зерна.
Нам неведома тайна явленья народу
Первых сходов пшеницы в студеной росе,
Как они добивались, в какую погоду.
На каких контингентах, в какой полосе.
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке? Кем придумана формула- «Хлеба».

Ведущий: «На торце деревце животы наши качаются»- гово-рит о пшенице народная мудрость. Пшеница - самая распро-страненное культурное растение на земле. Что же означает это привычное для нас слово – пшеница. В толковом словаре В.И Даль пишет «Пшеница, женского рода пшеница, пахать». Слово «пшеница» происходит от слова «пахать»

4 учащийся: Хлебный поток.
В целом мире,
Если посмотреть со вех сторон-
Нету беспокойней и шире,
Жарче и бессоннее чем он
Тишина теперь на каждом стане
Ну, а руки… руки все гудят,
Что ж,
Сказать по-чешски, люди
Испокон нелегкий хлеб едят!
Сколько кто сочтет! - поклонов тяжких
Отобьют они своей земле.
Прежде чем он, теплый и хрустящий,
Караваем ляжет на стол!

Звучит песня «Вкус Хлеба»

5 учащийся: Занималась над землею заря. По рассветному тихими и прохладными были улицы городов.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось.
Звучит музыка «Вставай страна огромная»
Вероломно, без объявления войны, фашистские полчища вторглись на нашу землю. Горели хлеба. Кричали младенцы на груди умирающих матерей. 900 дней мук, слез, горестей, смер-тей, надежд, тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы.

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
(Монтаж уходит)

Ведущий: Ленинград упорно сопротивлялся. В сентябре 1941г. в городе выдавали 250 г. хлеба на рабочего, на ребенка-125 г..
«Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…»
Не ленинградцы жили, творили, дерзал, дрались за жизнь, за победу. Торжеством жизни стала ледовая ладожская трасса, действовавшая в течение 125 дней!
Дорогой жизни шел к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостнее дороги.

Ведущий: Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, 14ослабевших от голода со-трудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур. Из них14 со-трудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны, будут коллекции, ко¬торые они спасли, жертвуя собственной жизнью.
Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были соз¬даны лучшие послевоенные сорта пшеницы.
Пахнет хлебом и солнцем, и землей.
И слезой, и ветром и грозой.
Сколько в нем заботы и труда.
Сколько людям он несет добра.

О целине «звучит музыка и едут новоселы»
Ведущий 2: В дни поднятия целины в Казахстане хлеб объеди-нил более 80 наций. Целину поднимала вся страна. История развития нашего учебного заведения связано с целиной. С ок-тября 1954 года наша профессиональная школа стала лабора-торией подготовки рабочих кадров для сельского хозяйства и имеет непосредственное отношение к профессии хлебороба.

Вашему вниманию представляется выступление команды
«Аг¬рарий»

Учащийся 1: Бывают в жизни людей часы и минуты, когда Ро-дина становится конкретным и точным понятием.
Недалеко от пшеничного поля кто – то бросил окурок. Ве-тер схватил его и швырнул на поле. Вспыхнуло пламя и подня-лась огненная стена.
Обожгло и руки и глаза.
И зерно, как черная слеза.
Я сражался яростно с огнем,
Был тот день моим последним днем.

Ведущий: Задумывались ли мы: «В чем ценность хлеба»?
Мало зернышко - грамма не весит. А взрастить его всенарод¬ные силы нужны. Семена, машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. И по мере долгого пути и превращения «пашня» - колос – зерно – мука - булка» стоимость хлеба все возрастает.
Есть и еще одно качества хлеба: именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость че-ловека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную ми-нуту не имеет себе равных по вкусу.

Учащийся 2: С хлебом человек –
Богатырь из века в век.
Хлеб душистый, пропеченный
С хрупкой спинкой золоченной.
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом,
Не везде дружок на свете
Хлеб едят досыта дети.

Ведущий: К хлебу всегда относились, как к Божьему благосло-вению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом…
Крошки хлеба не пропало за трапезой. И как бы ни было мало дите, если бросит крошку, старший непременно проучит – стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося.

Ведущий 2: Как только не величали хлеб! И первой едой и священной пищей и кормильцем народным и теплом Христовым и даже причащения. А еще его вполне можно назвать добрым волшебником. В самом деле, он и печь – тоску развеет, и нечисть прогонит, хворого на ноги поднимет и любовью сохра-нит. Не замечали за любыми бородинскими таких подвигов?
Да, вы наверное просто «Хлебных» примет не знаете: Ка-кая свадьба без баяна, то есть нашего душистого, ароматного героя? И по сей день молодых встречают хлебом - солью на мир и лад в новоявленной семье. Невеста переступает порог дома, мать переломает над ее головой свежую булку. Этот ритуал призван принести молодым супругам счастье. А достаток в дом, по поверьям, придет вместе с другим обрядом: когда жениха и невесту после венчания обсыпают зерном. Мать собирая сына на войну пекла специально хлеб, заговаривала его молитвой и он был оберег солдату.
К сожалению, немногие из ритуалов дожили до наших дней. А жаль. Ведь в них по крупицам собрана сама мудрость народная. Но досаднее всего другое: хлеб перестал быть глав-ной ценностью. Сегодня многие не считают зазорным выбро-сить на помойку целые буханки и батоны… Странно - почему-то люди при этом все время спрашивают: «Что ж мы так плохо живем, за что нам такое?».

«Не греши».
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Он если б дал мальчик тот
О зернышке – о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знается страна:
Пусть от озимой травки,
Пусть от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых.
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых
И что он много испытал.
Хоть очень свеж и молод.
Что он на солнышке лежал
И в жерновах помолот.
В пекарне на дрожжах бродил.
Прошел огонь и воду. А уж потом в дома входил.
Чтоб пищей стать народу
А вот сбирал бы паренек.
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь, сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб. Любовь. Семья.
Понятие святые.

Звучит песня «Меніњ Казахстањым»
Категория: Профессиональное образование | Добавил: солодушка (2015-04-14) | Автор: Солодовникова Людмила E
Просмотров: 255 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru