Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Программа занятий по профессиональному самоопределению подростков
Пояснительная записка
- общие положения: Программа кружка по профессиональному самоопределению подростков. - законодательная часть: Конституция РК; Закон РК «Об образовании»; Базовый проект «Саналы Азамат»; Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2018-2019 учебном году»; Методическое пособие «Особенности предпрофильного и профильного обучения в 12-летней школе»; Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования, утвержденные постановлением акимата Северо-Казахстанской области от 16 февраля 2015 года №59; План профориентационной работы КГУ «Асановская средняя школа» на 2018-2019 учебный год.
- региональный компонент: в рамках программы по профориентации проводится исследование и анализ экономики Казахстана и Северо-Казахстанской области, изучается рынок труда и образовательных услуг.
- актуальность и социально-экономическая значимость: формирование у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения и интереса к будущей профессии. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Раннее самоопределение подростков позволяет своевременно выполнять государственный заказ и обеспечивать государство необходимыми кадрами.
- цели программы: формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, становятся основой профессионального выбора, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознанно.

- задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
3. Формировать знания о системе учреждений среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
1. Уточнить профессиональные планы и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
2. Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего села, его развития и благополучия;
3. Формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
4. Формировать понимание социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего села, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и села.
Развивающие задачи.
1. Развить потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
3. Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4. Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.
5. Приобрести практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

- участники программы: учащиеся 9-11 классов КГУ «Асановская средняя школа».
- сроки реализации программы: 2017-2019 годы.
- этапы реализации проекта: 1 час в неделю (34 часа).
- управление и обеспечение проекта: занятия реализуют личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают: акимат Асановского с/округа, предприятия села Асаново, колледжи и ВУЗы Северо-Казахстанской области.
- оценка результатов программы:
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
- критерии и показатели эффективности программы: формирование выше перечисленных знаний и умений.
- итоги программы: (предполагаемые итоги и результаты);
- сформированность представления о мире профессий;
- знание и значение каждого из предприятий находящихся на территории села и района, знание основных направлений производств села, особенностей технологий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе.
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- участие в районных проектах профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в районе, селе.
- изучение путей овладения избранными профессиями
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач районных и городских центров занятости.

Программа занятий кружка по профориентации

занятия Тема занятия Организационная форма Содержание
1 Вводное занятие. Многообразие мира профессий Игра: «Угадай профессию» Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
2 Я и выбор профессии Беседа, диагностика: методика свободного самоописания Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Социальные проблемы труда
3 Анализ предприятий села. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Исследование Анализ предприятий села: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий.

4 «Какие профессии востребованы в нашем селе?». Мониторинг рынка труда. Дискуссия, исследование Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем селе?». Мониторинг рынка труда.

5 Разделение труда Викторина, эвристическая беседа Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.
Классификации профессий
6 Различные виды классификаций. Практическая работа: составление формул профессий. Знакомство с классификацией профессий Климова. Диферринцированно-диагностический опросник Климова.
7 Диферринцированно-диагностический опросник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»). Диагностика Определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

8 Мотивы выбора профессии Пресс-конференция Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
9 Здоровье и выбор профессии Практическая работа: работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний),
работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Типы темперамента и выбор профессии
10 Знакомство с типами темперамента. Диагностика, лекция Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии.
11 Значение и влияние темперамента на выбор профессии. Рецензия Значение и влияние темперамента на выбор профессии.

12 Современный рынок труда и его требования к профессионалу Ярмарка вакансий. Практическая работа: составление формул профессий.
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Занятость населения и безработица.
Профессиональная перспектива. Составление резюме
13 Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. Диспут Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива.
14 Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме. Профессиональный успех на студенческой скамье. Индивидуальная программа самовоспитания. Правила составления резюме.

Собеседование. Правила и нормы поведения.
15 Подготовка к собеседованию. Деловая игра Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.
16 Игра «Руководитель» Ролевая игра Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
Социально – экономические условия современного Казахстана
17 Развитие производства и сельского хозяйства. Конференция Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства.
18 Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Семинар Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
19 Практическая работа: сочинение «Если бы я был акимом» Практическая работа.
Бенефис Практическая работа: сочинение « Если бы я был акимом» (интеграция с уроками развития речи).
Основы экономических знаний
20 Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Урок сообщение ролевая игра «Малое предприятие». Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РК и других странах.
21 Деньги и торговля. Банки и биржи. Игра «Монополия» Деньги и торговля. Банки и биржи. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Рынок образовательных услуг
22 Система профессионального образования. Экскурсия по учебным заведениям Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования.
23 Социально – профессиональная мобильность.
Исследование, практическая работа Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»
Анализ рынка образовательных услуг Северо-Казахстанской области
24 Трудовой кодекс РК. Труд несовершеннолетних. Лекция Знакомство с трудовым кодексом РК.

Основы технологической культуры
25 Сущность и содержание технологической культуры. Лекция Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
26 Технологическая культура. Беседа Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
27 Технологии основных видов жизнедеятельности человека. Практическая работа Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
28 Технологическая культура и профессиональная деятельность. Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Личный профессиональный план
29 Профессиональная карьера. Профессиональная компетентность. Беседа, фоторепортаж Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
30 Профессиональное становление. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.

31 Готовность к выбору профиля, профессии Обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора» Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
.

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)
32 Подготовка профориентационных проектов Беседа. Практическая работа Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям.
33 Подготовка профориентационных проектов Практическая работа Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).
34 Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) Кинопробы: «Я и моя профессия». Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).

Список литературы для учителя
1. Дереклеева, Н И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.
Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2004 (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Климов. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. / Е. А. Климов. - М.: МГУ, 1995.
3. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е. А. Климов. - Обнинск, 1993.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени обще¬го образования. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 22 с.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992.
6. Пряжников, Н. С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. - М.: МГУ, 1995.
7. Пряжников, И. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1996.
8. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 кл.). / Н. С. Пряжников. - М.: Вако, 2005.
9. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 1991.
10. Савченко. М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 кл ): практическое
руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М.: Вако, 2005
11. Саморазвитие личности (программа социально-психологического тренинга). Сост. Л. Ф. Анн. - Йошкар-Ола, 2001.
12. Сборник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под редакцией. А.А. Бодалева; Год издания 2011. МССстатья
Автор: Визгина А.В.
13. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования
СПб, Речь, 2006.
Список литературы для учащихся
1. Каверина. Р. Д. Как выбрать профессию. / Р. Д. Каверина. - М.: Просвещение, 1985.
2. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей; Как выработать уверенность в себе и влиять на людей,
выступать публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: пер.с англ. / Д. Карнеги, - М„ 1990.
3. Климов. Е. А. Как выбрать профессию? / Е. А. Климов. - М.,
4. Кон, //. С. В поисках себя: личность и самопознание. / Н. С. Кон. - М., 1984.
5. Леей. В. Л. Искусство быть собой. / В. Л. Леви. - М.: Знание, 1991.
6. Мир профессий.-М., 1985-1987.
7. Прощицкая. Е. Н. Выбирайте профессию./ Е. Н. Прощицкая. -М.: Просвещение, 1991.
8. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеоб. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М.
Просвещение.
9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. - М.: Аванта, 2003.
10. М. Бендюков, И.Соломин. "Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда". Санкт-Петербург, 1998 .
11. Сайты Интернета.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Адора (2019-08-27) E
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru