Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

Применение метода проектов на уроках истории.
Применение метода проектов на уроках истории.
учитель истории Иванова Н. Е.
г. Астана
ГУ "школа-гимназия № 14"
Сегодня в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях.
С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются каждому человеку.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Сегодня уже никого не приходится убеж¬дать в его важности и необходимости. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практи¬ческой или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерми-нированной проблемы.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.
Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного, поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.
В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.
В процессе проектной деятельности происходит формирование практических учебных умений по обучению определять мотивы деятельности, извлекать и систематизировать новые знания, работать продуктивно в группе, учитывать мнение других, реально оценивать свои достижения.
Проектная деятельность предусматривает изменение роли учителя, поскольку важнейшая его задача связана не с передачей готовых знаний, а с организацией познавательной деятельности учеников и консультированием. Учитель занимается формированием мотивации деятельности участников проекта, оказывает помощь в подборке материала, его систематизации и обобщении, контролирует деятельность каждого и оценивает промежуточные результаты, подготавливает выступающих к презентации, отрабатывает навык ответов на вопросы, добиваясь их точности и конкрет- ности.
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
• исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
• творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
• приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
• информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
• практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.
В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья».
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады.
Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Категория: Школьная библиотека | Добавил: vasileva-nat2016 (2016-01-10) | Автор: Иванова Наталья Евгеньевна E
Просмотров: 188 | Теги: метод проектов, новые технологии в обучении | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru