Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

Инновационная культура в библиотеке
Инновационная культура в библиотеке

Кунязова Айсулу Социаловна
методист Инновационного центра
развития образования и воспитания
Павлодарской области

С точки зрения перехода общества на новую модель развития принципиальное значение имеет овладение инновационной культурой,без чего нереализуема интеграция в современную экономику и шире – в современный мир. Инновационная культура как социальный, экономический и политический феномен в Зеленой книге по инновациям, выпущенной Евросоюзом, была определена как ключевое направление, предпосылка инновационной деятельности. Инновационную культуру современном мире можно рассматривать как стратегический ресурс нового века, как область общекультурного процесса, характеризующую степень восприимчивости личностью.
Эта культура отражает ценностную ориентацию человека на нововведения, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень инновационности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворенности людей участием в этой деятельности и ее результатам. Через инновационную культуру можно добиться сущестенного влияния на все виды культуры общества, и прежде всего культуру профессиональной деятельности. Именно инновационная культура вооружает практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.
Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной
подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
«Инновация в библиотеке — это внедренный образец деятельности (продуктов, услуг), имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну, выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень» [Е. Н. Гусева. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты// Библиотечное дело XXI век / Рос. гос. б-ка. – 2010. - № 1 (19). – С.99.].
Задача библиотечной инноватики: выявление и использование механизмов управления, позволяющих обеспечить долговременное и устойчивое развитие библиотеки.
Инновации могут быть в любой сфере библиотечной деятельности, на любом участке библиотечной работы. Признаки любой инновации – новизна, изменение, результат и обязательно ресурс. Базой являются – идея и опыт.
Результат инновационного развития:
- обеспечение нормативных условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов и их доступности;
- развитие системы менеджмента с целью повышения качества услуг библиотеки до уровня нормативных требований;
- эффективное использование потенциала библиотеки для развития.
Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы как процесс состоит из двух составляющих: реализации инновационных проектов и развитие инновационного потенциала.
Инновационный проект, представляет собой проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Инновационная культура понимается, как способность осознавать потребность в инновационном решении проблем, восприимчивость к новому, готовность к рискам, и самое главное – готовность к реализации, практическому внедрению идеи. Перед библиотеками с особой остротой стоит задача способствовать, наряду с другими социальными институтами, формированию инновационной культуры общества.
Почему именно сейчас вопрос так актуален?
Во всем мире происходят глубинные изменения, связанные с трансформацией общества, вступившего на путь постиндустриального развития. Приоритет информации и знаний в условиях современного социального развития основывается, по мнению ведущих ученых, на культуре, и, в первую очередь, на информационной и инновационной культуре.
Мировое библиотечное сообщество на сегодняшний день ориентировано в первую очередь на человека. Иными словами вся библиотечная деятельность в своей совокупности должна быть направлена на то, чтобы помочь формированию личности, способной к активному существованию в информационном обществе, т.е. обществе знаний.
Инновационная культура имеет широкий диапозон действия. Прежде всего, это позитивное влияние на мотивационную сферу, восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств.
Инновационная культура предъявляет свои требования к партнерству между собой, т. е. библиотекарями и педагогами:
- формирование библиотекаря-педагога во взаимодействии с учителями-филологами;
- осуществление внеурочной педагогической деятельности, связанной с формированием читательской компетентности, информационной культуры личности;
- формирование профессиональной компетентности библиотечных специалистов, призванных осуществлять многогранную деятельность в рамках общеобразовательной организации.
Одной из задач библиотечной инноватики как самостоятельного направления библиотековедения, является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, с учетом долгосрочной перспективы, обеспечивать эффективное развитие библиотек.
Важнейшим вопросом инновационной культуры является разработка предложений и использования новых идей. Этот порядок должен поддерживать и целенаправленно стимулировать активность инновационной деятельности, способствовать фиксации новых предложений в «банках идей», позволять отбирать перспективные идеи и применять их на практике. Необходимо установить, на какие инновационные идеи существует реальный спрос, а на какие – потенциальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь и какие результаты позитивно отразятся на развитии библиотеки в ближайшем будущем.
Инновации – это реализованные идеи изменений, а идеи изменений отражаются в целях. При выборе цели библиотекарю важно понимать процедуру ее постановки и конкретизации, главный путь объединения инновационный культуры и знаний. На всех ступенях библиотечной инноватики должны применяться специальные методики, средства, задачи, целенаправленно развивающие элементы инновационной культуры.
Как отмечает в одной из своих статей Е. Ю. Качанова: «Управлять развитием библиотечного дела – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности» [Качанова Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы / Е. Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 36.]

Список использованной литературы

1. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках: практическое пособие / Е. Ю. Качанова; науч. ред. В. А. Минкина; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : Профессия, 2003. – 318 с. : ил. – (Серия "Библиотека").
2. Качанова Е. Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Е. Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 10. – С. 5-24. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru , свободный.
3. Лапшакова В. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов [Электронный ресурс] / В. Лапшакова. – 2008. – Режим доступа: http://innovaciya.blogspot.com, свободный.
4. Саломатова О. Интеллектуальный капитал в профессии. Влияние корпоративных проектов на инновационную деятельность библиографов / Оксана Саломатова // Библиотечное дело. — 2006. — № 7. — С. 29–31.
Категория: Школьная библиотека | Добавил: Гематоген (2016-02-08) | Автор: Айсулу Кунязова E
Просмотров: 226 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru