Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Подготовка юного музыканта-исполнителя к концертному выступлению.
Тема: « Подготовка юного музыканта – исполнителя к концертному выступлению»

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.
Вся работа, которая была проведена учащимися над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.
Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно каждому учащемуся, какой бы специальности он не обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств, воспитанию в ученике чувства ответственности за свой труд и труд педагога, умению сконцентрировать силы в решающий момент.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является одним из главных условий мотивации к дальнейшим занятиям. Но помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект - психологический, который непосредственно связан с подготовкой исполнителя к публичному выступлению и предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий.
Психологическая подготовка, иными словами означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. К сожалению, в учебном процессе подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению, хотя для юных, малоопытных музыкантов она особенно важна.
Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в том случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов. Но волнуется каждый по–своему. Нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной обстановке. Значит, вдумчивому педагогу представляется благоприятная возможность лучше изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в экстремальных условиях. Предстоящее выступление и само по себе исполнение перед публикой создают такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Но характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.
Как правило, большинство учащихся младшего возраста (6-10 лет) ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его. Почему? Во-первых, у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Во-вторых, еще не сформировался уровень притязаний, который является равнодействующей между предъявляемыми педагогом требованиями и собственными возможностями для их выполнения. Младшего школьника привлекает атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы, выход к публике, аплодисменты, поздравления.
Проблемы обычно возникают в переходном возрасте, когда формируется самоутверждение, резко обостряется чувствительность к оценке. И здесь необходимо умение разобраться в психологии ученика, который волнуется, желание понять причины, найти конкретные пути борьбы с ними.
Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой - «своей» или « чужой» аудитории он выступает. До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей, школьной» среде, для своих педагогов, родителей, друзей, знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и знакомых слушателей.
«Волнение волнению рознь,- пишет Григорий Михайлович Коган,- известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Но помимо «волнения-подъема» существует еще другой вид эстрадного волнения - «волнение-паника»…., являющееся подлинным бичом большинства учеников».
В чем же причина «волнения-паники», «волнения- боязни»?
Чаще всего оно происходит от того, что произведение не готово в должной степени. «Растерялся, потерял от волнения то, что получалось в классе», - нередко объясняем мы причины неудачного выступления ученика. Но воспитание сценической уверенности, артистизма - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы педагога. И, если ученик «растерялся», то это в первую очередь недоработка его педагога, и не стоит сетовать на учеников. Ведь среди них не многие могут быть от природы наделены артистичностью, исполнительской волей, таких «благодарных» учеников- единицы. У остальных же эти качества надо воспитывать, и нужна систематическая, целенаправленная работа из урока в урок, из выступления в выступление. А кроме умения рационально спланировать работу над репертуаром и добиться от ученика свободного владения материалом, требуется еще одно: правильно подобрать эту программу, чтобы она соответствовала возможностям ученика. Произведения, выбранные педагогом, с учетом сильных и слабых сторон подготовленности учащегося, позволяют ему «расти» и показывать себя с лучшей стороны на выступлении.
Другая причина, вызывающая «волнение-панику» (или «волнение- апатию») – неверие в себя. Некоторые педагоги видят решение вопроса в том, чтобы преодолеть страх перед сценой воспитанием у таких учеников честолюбия, непоколебимой уверенности в себе, внушают ему мысль о превосходстве над другими учениками. Возможно, здесь есть своя логика и это было бы уместно в каком-либо другом виде деятельности, но не в той, что связана с искусством. Известная пианистка и педагог Надежда Иосифовна Голубовская говорила: «Мы должны быть скромны и понимать, что музыка великих композиторов - нечто столь высокое, до чего мы можем только дотянуться». Действительно, если разобраться в психике ученика, заявляющего, что он «очень волнуется и боится, что ничего не сыграет», то видно, что он занят лишь собой, тем, какое впечатление он производит. Важно объяснить учащемуся, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Увлеченность исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить свое волнение в нужное русло.
Конечно, предконцертная подготовка не ограничивается одним днем. И от стратегии, последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат. Обобщая высказывания выдающихся музыкантов-исполнителей и преподавателей, можно разделить период предконцертной подготовки на три основных периода:

1) Длительный период предконцертной подготовки, основная задача которого – подготовка произведения к исполнению (ознакомление, работа «по кускам», целостное оформление, достижение эстрадной готовности).
2) Период, охватывающий последние дни перед выступлением, основная задача – достижение психофизиологической готовности (завершение этапа эстрадной готовности, репетиции и тщательная отработка элементов эстрадного ритуала на репетициях - выхода и поклона, поклона после игры), сохранение привычного режима, физической и психической свежести, бодрости ученика.

3) День концерта, основная задача - правильный психоэмоциональный настрой, оптимальное распределение энергии. Этот период разделим на две составляющие- подготовку в течении дня и подготовку непосредственно перед выходом на сцену. Подготовка в течении дня- должна преобладать работа с нотами, важно беречь эмоциональные силы учащегося. Подготовка перед выходом на сцену-до концерта необходимо ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, найти наилучшую точку на сцене.
С. Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций; инертный же , тормозной тип –требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо.
Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену, на самой сцене до начала исполнения и в перерывах между произведениями.

4) Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта (повторное проигрывание произведения после концерта – может выполнять несколько функций: закрепление по «горячим следам», анализ того, что не получилось).
Предконцертное самочувствие учащихся в значительной мере зависит и от психического состояния их педагога. Синдром «боязни сцены» может образоваться и от ошибочных действий воспитателей. «Учитель должен вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более травмирующего для ученика, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в тоже время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах». Не только педагог, но и родители учащихся должны быть воплощением спокойствия и собранности, ничем не выдавать своего волнения.
В заключении хочется отметить, что равномерное развитие учащегося в течение всего периода обучения, формирование положительного психического состояния в период подготовки к публичному выступлению, что весьма важно, после него, активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта, стремление к достижению предельной концентрации внимания во время работы (а следовательно, и выступления) позволяют достичь оптимального сценического состояния. «Творческая приподнятость – подавляет, затормаживает смущение и боязнь; а страх и смущение подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс»... Только сильные интонационные эмоционально - образные притязания исполнителя могут помочь ему справиться с последствиями волнения. И кто, как не педагог поможет открыть юному ученику для себя сложный, многообразный и прекрасный мир музыки .

Источник: http://музыкальная психология В. Петрушина
Категория: Дополнительное образование | Добавил: iloveyou_2011 (2016-12-17) | Автор: Иванова Екатерина Витальевна E
Просмотров: 754 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 4:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru