Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Робототехника как средство развития творческих способностей детей
Дамбовский М.В.,
педагог дополнительного образования,
КГКП «Станция юных техников г. Сарани»
В современном мире наблюдаются стремительные изменения во всем, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, изобретательству, самостоятельности принятия решений, инициативности.
Нас окружают различные автоматизированные механизмы, приборы, аппаратура. Почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. Поэтому важным является обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского опыта.
Основная цель образовательной робототехники – воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением.
В работе с детьми я использую, конструктор LEGO, который способствует в игровой форме получать максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. На занятиях дети делают первые шаги в изучении основ науки и техники, познакомятся с основными принципами конструирования, учатся задавать вопросы «А что, если…?», формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем записывают результаты и демонстрируют свои «открытия».
В работе с детьми я в первую очередь делаю акцент на развитие у детей индивидуальных технических способностей и исследовательской активности. В группе обучаются дети разных возрастов и разных способностей. Если один ребенок быстро справляется с поставленной задачей, то другому необходимо временя для ее реализации. Использование дифференцированного подхода на занятиях способствуют разделению обучающихся на группы по каким-либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее целесообразным при работе именно с этим, конкретным ребенком. Занятия выстраиваю в определенной последовательности: установление взаимосвязей-мотивация, конструирование, рефлексия и развитие. В начале занятия необходимо создать мотивационную ситуацию на дальнейшую работу ребенка в кружке. Использую слова поддержки и слова наставления: «Вы сможете сконструировать робота», «Я верю, что у вас получится». Данные слова мотивируют ребенка и дают ему поддержку в лице наставника. Затем начинается процесс конструирования - дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Процесс сборки прошел и самое время проводить научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе исследований дети получают «пищу для ума» – учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомиться с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Важным в работе с детьми являются совместные обсуждения, обоснования. Дети высказывали предположения, что попасть в цель с определенного расстояния бывает достаточно трудно. Определяли, насколько сложной задачей окажется конструирование и создание программы для созданного робота. Сначала дети высказывали предположения в конструировании робота и создании необходимых действий в программе, обосновывали свои предположения. Затем проводили испытания, воплощая свои идеи в реальность и в результате делали выводы.
В течение занятия, мои кружковцы, обдумывают, осмысливают проделанную работу, выступают в разных ролях: конструкторов-изобретателей, исследователей, наблюдающих за тем, какое влияние на поведение модели оказывает вновь созданные условия.
Все попытки детей объяснять результаты своих исследований, мною активно поощряются. В тех случаях, когда мнение одного ребенка не совпадает с мнением других кружковцев, стараюсь очень аккуратно, не подавляя право ребёнка на собственное мнение, найти истину путем практического поиска. Творческая активность детей и полученный ими опыт способствуют продолжению исследований. Дети экспериментируют, меняют свои модели, усовершенствуют их, а так же придумывали игры с новыми моделями. Осваивают для себя новые навыки, такие как проектирование и конструирование, учатся находить творческие решения, а занимаясь сборкой моделей не в одиночку, а в компании кружковцев, у детей развиваются коммуникативные навыки. Они учатся обмениваться идеями и работать в команде, что непременно пригодится им в жизни.
В образовательной деятельности педагогу важно создавать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, а также предоставлять огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: nasekina_t (2017-01-12) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 151 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-06-27, 1:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1522]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [184]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru