Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Эссе (Обощение опыта) Использование новых технологий на уроке вокала
Эссе (Обобщение опыта).
Преподаватель вокала Левкина Юлия Леонидовна
Ещё в начале педагогической деятельности, 14 лет назад, меня впечатлило высказывание, принадлежащее Р.Шуману «Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его. Рассматривай это, как прекрасный дар, которым тебя наградило небо».
С тех пор для меня основополагающим в работе с детьми стал креативный подход к обучению и использование новых технологий. На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а распрямлять.
Если вы хотите, чтобы дети были активны, будьте активны сами, если вы хотите, чтобы они проявляли интерес к музыке, ощущайте этот интерес всегда в самом себе; если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, - любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное или ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильно и красиво петь, развивать их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус. Очень важно дать начинающему вокалисту навыки работы над произведениями, над поиском и содержанием своего вокально – музыкального образа. Развитие воображения, творческого видения – это необходимая часть работы при воспитании голоса.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, развитие его природных данных, творческого мышления и эмоций, создание возможности реализовать свои способности на концертах и конкурсах.
К своей работе стараюсь подойти креативно и с любовью. Профессия преподавателя вокала мне нравится тем, что дает возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. Цель моей педагогической деятельности выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка детей. В течение последних пяти лет я работаю над темой самообразования «Использование новых технологий в обучении с целью выявления одаренных детей для достижения высоких результатов в конкурсах». Выбор темы не случаен, так как использование новых технологий активизирует детей и способствует самореализации учеников. Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, которые улучшают усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, следствием чего является высокая активность учащихся на уроке.
С помощью компьютера можно смотреть видео мастер –класса современных вокалистов, транспонировать музыкальные произведения в любую тональность, менять темп.
Основной метод, который я применяю в работе с детьми – это создание ситуации успеха. Нужно, чтоб ребенок почувствовал себя раскрепощенно, перестал бояться неудач и проявил свои творческие возможности. В этом помогает регулярное участие детей в концертах и конкурсах. Применение новых технологий на уроке развивает у ученика критическое мышление, активизирует творческую активность, заставляет его анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественных навыков, мотивирует к обучению, делает урок более интересным и творческим.
Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц лица и шеи:
• Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены
• Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 секунд, обращая внимание на напряжение в губах.
• Вытягивание губ вперед трубочкой и чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
• Прижать язык к передним зубам, обращать внимание на напряжение в языке.
• Оттянуть язык назад, напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
• Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
• Расслабление нижней челюсти. Чтобы ощутить естественно расслабленную нижнюю челюсть Ю.А.Ковнев, например, советует «представить себя спящим с открытым ртом, при этом челюсть как бы «отваливается».»
• Птка-бдга?! Птко-бдго?! Птку-бдгу?! Пткы-бдгы?! Птки-бдги?!
Психогимнастика: Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее – и вы улыбаетесь, плохое – и лицо ваше стало грустным.
• Сильно зажмурьтесь
• Широко раскройте глаза
• Поднимите брови вверх
• Нахмурьтесь, как «король»
• Нахмурьтесь, как ребёнок, у которого отняли игрушку
• Улыбнитесь, как вежливый японец
• Улыбнитесь, как мама ребеночку
• Улыбнитесь, как кот на солнышке.
«Ёлочки сосеночки зеленые, колючие» -произносить с различной интонацией: радостно, удивленно, сердито, расстроено, скучно, испуганно.

Дыхательныйкомплекс:
Главное назначение дыхательных упражнений – улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.
- «Дети, а правильно ли мы дышали во время пения? Как нужно дышать?». Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой фразой песни.
Тренировать дыхание можно с помощью упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
« Вот как шарик надуваем,
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдуваем,
Наши мышцы расслабляем» (выдох)
Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть.
- « Что сначала нужно сделать? Как правильно надуть «шарик», покажите». Под музыку дети надувают свои животики – шарики. Сильная доля – вдох, слабая – выдох. Сначала вдохи короткие, так как шарик маленький, затем – длинные.
Теперь проверим, правильно ли движется наше тело во время дыхания? Руки на рёбра, если рёбра расширились в стороны – правильно, плечи вверх – не правильно.

• Формирование правильной воздушной струи.
Вдох и выдох носом
Вдох - носом, выдох - ртом.
Вдох и выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
• Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается.
Тренируя ровный выдох мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ_Ц_Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
• «Свеча»- дуть на полоску бумаги очень нежно, следить за ровностью выдоха, чтоб бумага колебалась не сильно.
При выполнении этого упражнения воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в
• П – а, п – о, п – у, п - ы, п – и. Произносим каждый звук на выдохе, контролируем процесс выдоха рукой. (живот при выдохе двигается во внутрь)
• Ф, х, с произносим на выдохе.
• «С» движение головы вверх, вниз, вправо, в лево. Следим чтоб звук не «свистел».
• Сидя на стуле, упираясь ступнями в пол,а руками в колени. На выдохе произносим сочетание «КШ» очень активно, представляя перед собой кошку, которую вы хотите прогнать. При область диафрагмы расширяется, но не в коем случае не сжимается. На первых порах можно контролировать дыхание рукой.
• Выдыхать, произнося звук «Х» в определенном ритме.
123, 123, 1.
123, 123, 123, 1.
1234, 1234, 1.
• «Буратино»- плавный вдох носом, при этом поднять руки вверх и выдохи при каждом движении (кисти, локти, голова, плечи и.т.д).
Ритмопластические упражнения:
Использование ритмопластических игр развивает двигательные
способности, пластическую выразительность, способность к импровизации, способствует мышечной свободе. Основная цель – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела, как выразительного «инструмента».
Упражнение «Снеговик»: руки согнуты вперед, ноги на ширине плеч. Представить, что стало пригревать солнце, снеговик под теплыми лучами стал таять. (ребенок постепенно ослабляет мышцы)
Звучащие жесты:
“Дождик накрапывает”
(игра с использованием звучащих жестов”
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород, кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Артикуляционный комплекс:
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию.
Скороговорка – инструмент совершенствования произношения ребенка. Обращение к скороговорочным играм продиктовано необходимостью улучшения дикционных навыков ребенка, как одного из важнейших составляющих вокальной работы с детьми.
Произнесение скороговорок, прыгая на скакалке: «Тридцать три корабля», «Шла Саша по шоссе» (активизирует работу дыхательного аппарата).
«От топота копыт пыль по полю летит» - произносить с ударением на каждое слово по очереди. (возможно использовать скакалку )
« Добры бобры идут в боры» для тренировки губ и кончика языка используется скороговорка. Все произносить твёрдыми губами. Сделали колечки из пальчиков и на каждое слово колечки из разных пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец). Проговаривать с постепенным ускорением темпа.
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок» - пальчики – колечки.
«Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, да перевышахматит»- произнося эту скороговорку, нужно стараться переспорить своего собеседника, используя различные интонации.
В результате работы с использованием новых технологий на уроке вокала:
• Повысилась положительная мотивация к занятиям вокалом.
• Успеваемость учащихся, качество успеваемости, сохраняемость контингента составляет 100%.
• Учащиеся класса успешно учавствуют в школьных, городских, областных концертных программах.
• Учащиеся являются лауреатами городских, областных, Республиканских и Международных конкурсов (более 40 призовых мест с 2014-2017 г)

Профессионализм учителя и Вера в способности детей, поддержка и внимательное отнощение к ребенку, способны привести его к очень высоким достижениям в искусстве!


«Дарить себя всю без остатка,
Забыв про сон и про покой
И хоть порой совсем не сладко –
Я не хочу судьбы иной!»
Категория: Дополнительное образование | Добавил: lass_82 (2017-03-02) | Автор: Юлия E
Просмотров: 86 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-08-24, 2:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1580]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru