Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Эссе (Обощение опыта) Использование новых технологий на уроке вокала
Эссе (Обобщение опыта).
Преподаватель вокала Левкина Юлия Леонидовна
Ещё в начале педагогической деятельности, 14 лет назад, меня впечатлило высказывание, принадлежащее Р.Шуману «Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его. Рассматривай это, как прекрасный дар, которым тебя наградило небо».
С тех пор для меня основополагающим в работе с детьми стал креативный подход к обучению и использование новых технологий. На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а распрямлять.
Если вы хотите, чтобы дети были активны, будьте активны сами, если вы хотите, чтобы они проявляли интерес к музыке, ощущайте этот интерес всегда в самом себе; если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, - любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное или ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильно и красиво петь, развивать их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус. Очень важно дать начинающему вокалисту навыки работы над произведениями, над поиском и содержанием своего вокально – музыкального образа. Развитие воображения, творческого видения – это необходимая часть работы при воспитании голоса.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, развитие его природных данных, творческого мышления и эмоций, создание возможности реализовать свои способности на концертах и конкурсах.
К своей работе стараюсь подойти креативно и с любовью. Профессия преподавателя вокала мне нравится тем, что дает возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. Цель моей педагогической деятельности выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка детей. В течение последних пяти лет я работаю над темой самообразования «Использование новых технологий в обучении с целью выявления одаренных детей для достижения высоких результатов в конкурсах». Выбор темы не случаен, так как использование новых технологий активизирует детей и способствует самореализации учеников. Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, которые улучшают усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, следствием чего является высокая активность учащихся на уроке.
С помощью компьютера можно смотреть видео мастер –класса современных вокалистов, транспонировать музыкальные произведения в любую тональность, менять темп.
Основной метод, который я применяю в работе с детьми – это создание ситуации успеха. Нужно, чтоб ребенок почувствовал себя раскрепощенно, перестал бояться неудач и проявил свои творческие возможности. В этом помогает регулярное участие детей в концертах и конкурсах. Применение новых технологий на уроке развивает у ученика критическое мышление, активизирует творческую активность, заставляет его анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественных навыков, мотивирует к обучению, делает урок более интересным и творческим.
Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц лица и шеи:
• Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены
• Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 секунд, обращая внимание на напряжение в губах.
• Вытягивание губ вперед трубочкой и чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
• Прижать язык к передним зубам, обращать внимание на напряжение в языке.
• Оттянуть язык назад, напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
• Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
• Расслабление нижней челюсти. Чтобы ощутить естественно расслабленную нижнюю челюсть Ю.А.Ковнев, например, советует «представить себя спящим с открытым ртом, при этом челюсть как бы «отваливается».»
• Птка-бдга?! Птко-бдго?! Птку-бдгу?! Пткы-бдгы?! Птки-бдги?!
Психогимнастика: Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее – и вы улыбаетесь, плохое – и лицо ваше стало грустным.
• Сильно зажмурьтесь
• Широко раскройте глаза
• Поднимите брови вверх
• Нахмурьтесь, как «король»
• Нахмурьтесь, как ребёнок, у которого отняли игрушку
• Улыбнитесь, как вежливый японец
• Улыбнитесь, как мама ребеночку
• Улыбнитесь, как кот на солнышке.
«Ёлочки сосеночки зеленые, колючие» -произносить с различной интонацией: радостно, удивленно, сердито, расстроено, скучно, испуганно.

Дыхательныйкомплекс:
Главное назначение дыхательных упражнений – улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.
- «Дети, а правильно ли мы дышали во время пения? Как нужно дышать?». Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой фразой песни.
Тренировать дыхание можно с помощью упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
« Вот как шарик надуваем,
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдуваем,
Наши мышцы расслабляем» (выдох)
Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть.
- « Что сначала нужно сделать? Как правильно надуть «шарик», покажите». Под музыку дети надувают свои животики – шарики. Сильная доля – вдох, слабая – выдох. Сначала вдохи короткие, так как шарик маленький, затем – длинные.
Теперь проверим, правильно ли движется наше тело во время дыхания? Руки на рёбра, если рёбра расширились в стороны – правильно, плечи вверх – не правильно.

• Формирование правильной воздушной струи.
Вдох и выдох носом
Вдох - носом, выдох - ртом.
Вдох и выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
• Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается.
Тренируя ровный выдох мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ_Ц_Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
• «Свеча»- дуть на полоску бумаги очень нежно, следить за ровностью выдоха, чтоб бумага колебалась не сильно.
При выполнении этого упражнения воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в
• П – а, п – о, п – у, п - ы, п – и. Произносим каждый звук на выдохе, контролируем процесс выдоха рукой. (живот при выдохе двигается во внутрь)
• Ф, х, с произносим на выдохе.
• «С» движение головы вверх, вниз, вправо, в лево. Следим чтоб звук не «свистел».
• Сидя на стуле, упираясь ступнями в пол,а руками в колени. На выдохе произносим сочетание «КШ» очень активно, представляя перед собой кошку, которую вы хотите прогнать. При область диафрагмы расширяется, но не в коем случае не сжимается. На первых порах можно контролировать дыхание рукой.
• Выдыхать, произнося звук «Х» в определенном ритме.
123, 123, 1.
123, 123, 123, 1.
1234, 1234, 1.
• «Буратино»- плавный вдох носом, при этом поднять руки вверх и выдохи при каждом движении (кисти, локти, голова, плечи и.т.д).
Ритмопластические упражнения:
Использование ритмопластических игр развивает двигательные
способности, пластическую выразительность, способность к импровизации, способствует мышечной свободе. Основная цель – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела, как выразительного «инструмента».
Упражнение «Снеговик»: руки согнуты вперед, ноги на ширине плеч. Представить, что стало пригревать солнце, снеговик под теплыми лучами стал таять. (ребенок постепенно ослабляет мышцы)
Звучащие жесты:
“Дождик накрапывает”
(игра с использованием звучащих жестов”
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород, кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Артикуляционный комплекс:
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию.
Скороговорка – инструмент совершенствования произношения ребенка. Обращение к скороговорочным играм продиктовано необходимостью улучшения дикционных навыков ребенка, как одного из важнейших составляющих вокальной работы с детьми.
Произнесение скороговорок, прыгая на скакалке: «Тридцать три корабля», «Шла Саша по шоссе» (активизирует работу дыхательного аппарата).
«От топота копыт пыль по полю летит» - произносить с ударением на каждое слово по очереди. (возможно использовать скакалку )
« Добры бобры идут в боры» для тренировки губ и кончика языка используется скороговорка. Все произносить твёрдыми губами. Сделали колечки из пальчиков и на каждое слово колечки из разных пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец). Проговаривать с постепенным ускорением темпа.
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок» - пальчики – колечки.
«Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, да перевышахматит»- произнося эту скороговорку, нужно стараться переспорить своего собеседника, используя различные интонации.
В результате работы с использованием новых технологий на уроке вокала:
• Повысилась положительная мотивация к занятиям вокалом.
• Успеваемость учащихся, качество успеваемости, сохраняемость контингента составляет 100%.
• Учащиеся класса успешно учавствуют в школьных, городских, областных концертных программах.
• Учащиеся являются лауреатами городских, областных, Республиканских и Международных конкурсов (более 40 призовых мест с 2014-2017 г)

Профессионализм учителя и Вера в способности детей, поддержка и внимательное отнощение к ребенку, способны привести его к очень высоким достижениям в искусстве!


«Дарить себя всю без остатка,
Забыв про сон и про покой
И хоть порой совсем не сладко –
Я не хочу судьбы иной!»
Категория: Дополнительное образование | Добавил: lass_82 (2017-03-02) | Автор: Юлия E
Просмотров: 1232 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 10:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru