Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в контексте системного обновления содержания дополнительного образования
Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в контексте системного обновления содержания дополнительного образования

Керибаев Т.С., директор школы технического творчества, г.Костанай

Современное дополнительное образование детей находиться в процессе динамических изменений. Меняется система взаимодействия всех участников образовательного процесса, а это требует от педагогов, и в первую очередь, от руководителей осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности.
В нашей школе технического творчества, как и в целом в системе дополнительного образования, идет становление на путь системного инновирования, реализации приоритетных направлений развития Республики Казахстан в соответствии с социальным заказом родителей и социума, при этом единственно возможной формой современного управления становится инновационный менеджмент. Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога.
Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать:
- разработку и осуществление единой инновационной политики;
- определение системы стратегий, проектов, программ;
- ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;
- подготовку и обучение педагогов;
- формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.
Управление инновационным процессом в контексте целостного развития учреждения дополнительного образования должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
• работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
• работу с обучающимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
• совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов;
• осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;
• осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
• осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
На сегодняшний день, применяя основы инновационного менеджмента в управлении нашей школой, мы столкнулись с противоречивостью и разнонаправленностью инновационных процессов. В реальных условиях управления для повышения его качественности возникает необходимость упорядочивания этого процесса.
В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:
- разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
- определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
- разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
- подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
- обновление структуры внутреннего управления;
- создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
- обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
- внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
- реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
- осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
- внедрение методики экспертизы инноваций;
- разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
- внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в учреждении;
- введение дополнительных образовательных услуг.
Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.
Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в системе дополнительного образования инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс того или иного учреждения. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).
В управленческой практике нашей школы технического творчества для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации).
В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры.
Результатом инновационной деятельности в нашей школе за 2014-2015 учебный год можно считать конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной политике. Так, за этот период времени успешно внедрено новое техническое направление «Робототехника». Любое нововведение – это трудности не только связанные с материально-технической оснащенностью и поиском дополнительных ресурсов для их реализации, но и подготовкой педагогических кадров к принятию этих изменений. Надо сказать, что именно правильно выстроенная управленческая политика, основанная на методах выявления мнений, оценки, аргументации, прогнозирования, позволила в кратчайшие сроки подготовить необходимую исследовательскую группу из числа педагогов нашей школы, которые стали активными продвиженцами этого направления, разработчиками образовательной программы данного курса. Программа успешно внедрена, созданная материально-техническая база, а также верно продуманные методы мотивации позволили нашим педагогам и обучающимся за такой короткий период добиться видимых результатов на этом поприще: три призовых места в Первой открытой областной олимпиаде по робототехнике, которая состоялась в марте 2015 года на базе Филиала Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Костаная», участие наших ребят в июне 2015 года в сетевом турнире по робототехнике в названном филиале среди Назарбаев Интеллектуальных школ Республики Казахстан.
Регулирование в процессе управления учебно-воспитательной деятельности социально-психологического климата в коллективе, стимулирование, создание креативного поля позволили по итогам 2014-2015 года завоевать нашим обучающимся 42 призовых места в соревнованиях, слетах, выставках, проектах, 12 из которых Международного и Республиканского уровней. Это лишь доказывает, что инновационный менеджмент в управлении нашей школой действительно способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса и создает необходимые условия для обеспечения творческого развития личности ребенка, дает возможность педагогам исследовать, доказывать, принимать и внедрять новое.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность посредством использования приемов и методов инновационного менеджмента в учреждениях дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждения, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: zubko_zubko0373 (2017-03-09) | Автор: Керибаев Темиркан сарманович E
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-10-23, 3:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru