Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в контексте системного обновления содержания дополнительного образования
Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в контексте системного обновления содержания дополнительного образования

Керибаев Т.С., директор школы технического творчества, г.Костанай

Современное дополнительное образование детей находиться в процессе динамических изменений. Меняется система взаимодействия всех участников образовательного процесса, а это требует от педагогов, и в первую очередь, от руководителей осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности.
В нашей школе технического творчества, как и в целом в системе дополнительного образования, идет становление на путь системного инновирования, реализации приоритетных направлений развития Республики Казахстан в соответствии с социальным заказом родителей и социума, при этом единственно возможной формой современного управления становится инновационный менеджмент. Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога.
Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать:
- разработку и осуществление единой инновационной политики;
- определение системы стратегий, проектов, программ;
- ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;
- подготовку и обучение педагогов;
- формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.
Управление инновационным процессом в контексте целостного развития учреждения дополнительного образования должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
• работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
• работу с обучающимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
• совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов;
• осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;
• осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
• осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
На сегодняшний день, применяя основы инновационного менеджмента в управлении нашей школой, мы столкнулись с противоречивостью и разнонаправленностью инновационных процессов. В реальных условиях управления для повышения его качественности возникает необходимость упорядочивания этого процесса.
В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:
- разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
- определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
- разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
- подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
- обновление структуры внутреннего управления;
- создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
- обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
- внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
- реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
- осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
- внедрение методики экспертизы инноваций;
- разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
- внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в учреждении;
- введение дополнительных образовательных услуг.
Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.
Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в системе дополнительного образования инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс того или иного учреждения. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).
В управленческой практике нашей школы технического творчества для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации).
В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры.
Результатом инновационной деятельности в нашей школе за 2014-2015 учебный год можно считать конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной политике. Так, за этот период времени успешно внедрено новое техническое направление «Робототехника». Любое нововведение – это трудности не только связанные с материально-технической оснащенностью и поиском дополнительных ресурсов для их реализации, но и подготовкой педагогических кадров к принятию этих изменений. Надо сказать, что именно правильно выстроенная управленческая политика, основанная на методах выявления мнений, оценки, аргументации, прогнозирования, позволила в кратчайшие сроки подготовить необходимую исследовательскую группу из числа педагогов нашей школы, которые стали активными продвиженцами этого направления, разработчиками образовательной программы данного курса. Программа успешно внедрена, созданная материально-техническая база, а также верно продуманные методы мотивации позволили нашим педагогам и обучающимся за такой короткий период добиться видимых результатов на этом поприще: три призовых места в Первой открытой областной олимпиаде по робототехнике, которая состоялась в марте 2015 года на базе Филиала Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Костаная», участие наших ребят в июне 2015 года в сетевом турнире по робототехнике в названном филиале среди Назарбаев Интеллектуальных школ Республики Казахстан.
Регулирование в процессе управления учебно-воспитательной деятельности социально-психологического климата в коллективе, стимулирование, создание креативного поля позволили по итогам 2014-2015 года завоевать нашим обучающимся 42 призовых места в соревнованиях, слетах, выставках, проектах, 12 из которых Международного и Республиканского уровней. Это лишь доказывает, что инновационный менеджмент в управлении нашей школой действительно способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса и создает необходимые условия для обеспечения творческого развития личности ребенка, дает возможность педагогам исследовать, доказывать, принимать и внедрять новое.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность посредством использования приемов и методов инновационного менеджмента в учреждениях дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждения, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: zubko_zubko0373 (2017-03-09) | Автор: Керибаев Темиркан сарманович E
Просмотров: 824 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 12:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru