Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Активизация деятельности школы технического творчества по развитию инновационной деятельности
Активизация деятельности школы технического творчества по развитию инновационной деятельности
Керибаев Т.С., директор школы технического творчества, г.Костанай
На сегодняшний день необходимым условием обновления образовательного пространства является включение каждого члена педагогического коллектива в инновационную деятельность. Педагогический коллектив школы технического творчества города Костаная имеет серьезный потенциал для своего дальнейшего развития. Приоритетной задачей администрации нашей школы является создание условий для реализации индивидуальных творческих возможностей педагогов дополнительного образования, обобщения передового педагогического опыта, правильный выбор мотивационной стратегии в поддержке инновационных инициатив. Инновационное поле школы в настоящее время включает нововведения и в содержании дополнительного образования, и в образовательных технологиях, и в управлении.
В управленческой практики нашей школы технического творчества для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры.
Результатом инновационной деятельности в нашей школе за 2014-2015 учебный год можно считать конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной политике. Так, за этот период времени успешно внедрено новое техническое направление «Робототехника». Любое нововведение – это трудности не только связанные с материально-технической оснащенностью и поиском дополнительных ресурсов для их реализации, но и подготовкой педагогических кадров к принятию этих изменений. Надо сказать, что именно правильно выстроенная управленческая политика, основанная на методах выявления мнений, оценки, аргументации, прогнозирования, позволила в кратчайшие сроки подготовить необходимую исследовательскую группу из числа педагогов нашей школы, которые стали активными продвиженцами этого направления, разработчиками образовательной программы данного курса. Программа успешно внедрена, созданная материально-техническая база, а также верно продуманные методы мотивации позволили нашим педагогам и обучающимся за короткий период добиться видимых результатов на этом поприще: одиннадцать призовых командных мест в Открытых Областных олимпиадах по робототехнике среди инновационных школ. С 2015-2016 учебного года школа технического творчества стала участницей инновационного проекта «Технологии инженерно – компьютерного трехмерного моделирования». Этапы реализации проекта рассчитаны на период с 2015-2018 годы. За данный период будет исследован процесс развития практических навыков у воспитанников школы в работе с системой компьютерной трехмерной графики - PTC Creo на кружковых занятиях технического направления «Робототехника». Проведенные анкетирования среди обучающихся данного направления и их родителей, проведенные в течение учебного года, показали, что интеграция робототехники и элементов технологии инженерно-компьютерного трехмерного моделирования привлекает ребят, раскрывает для них новые перспективы в развитии интеллектуального и творческого потенциалов. Родители также в полной мере осознают перспективы развития одаренности своих детей при расширении границ курса робототехники посредством интеграции с трехмерным моделированием. Динамика потребности обучающихся школы в освоении образовательной программы по робототехнике по сравнению с 2014-2015 учебным годом возросла на 37%, что подтверждает активизацию инновационной деятельности по данному направлению педагогического коллектива.
Регулирование в процессе управления учебно-воспитательной деятельности, социально-психологического климата в коллективе, стимулирование, создание креативного поля позволили по итогам 2015-2016 года завоевать нашим обучающимся 90 призовых мест в соревнованиях, слетах, выставках, проектах, 19 из которых Международного и Республиканского уровней.
Участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства позволяет также говорить о комплексе поощрительных мер со стороны руководства и правильно выбранной мотивационной стратегии в поддержке инновационных инициатив коллектива. По расчетам рейтинговой результативности деятельности педагогов на основании качества индивидуальных достижений по итогам 2015-2016 учебного года мы получили 39,5 баллов, что на 36,5 баллов больше в сравнении с двумя предыдущими годами.
Немаловажным значением при реализации инновационного потенциала педагогических коллективов является их непосредственное участие в научно-исследовательской деятельности и передаче передового опыта на всех возможных уровнях. Так за период с 2013 по 2016 годы нашими педагогами было опубликовано 36 статей, методических разработок в научно-методических изданиях и педагогических интернет-сайтах, а самым значимым достижением на этом поприще мы считаем проведение Республиканских курсов на базе школы для педагогов дополнительного образования по теме «Психолого-педагогические аспекты развития технического творчества детей в организациях образования». Семь из пятнадцати наших педагогов приняли участие на данных курсах в качестве лекторов на теоретических и практических занятиях, поделившись своими наработками и педагогическими находками в области технического творчества.
Проектная деятельность обучающихся и педагогов на уровне города, области, Республики – это важное звено в развитии творческой, интеллектуальной одаренности детей, реализации их потребностей и запросов, активизации развития инновационной деятельности. Особо хотелось бы выделить долговременные и масштабные проекты. В октябре 2014 года был запущен и успешно реализован проект «Дорогой Славы», посвященный празднованию 70-летия со Дня Победы, в котором приняло участие 218 обучающихся. Завершением проекта стала городская выставка творческих работ обучающихся, связанных с созданием техники военных лет, прошедшая на базе школы детского творчества в апреле 2015 года и получившая высокую оценку со стороны горожан и совета ветеранов. Значимым для нас достижением 2015-2016 года стало второе место на Республиканском конкурсе «Қарлығаш ЭКСПО -2017» по защите инновационного проекта «Чистая энергия для моей области», дополненного макетом.
Современная система дополнительного образования должна стать передовой площадкой и в части использования инновационных технологий и методов. Внедрение инновационных технологий и методов обучения в образовательный процесс нашей школы показывает, что ребят привлекает все, что способно стимулировать их познавательную активность, не несет за собой рутинности, позволяет проявляться интеллекту обучающихся, их интересам, кругозору. На занятиях, где применяются инновационные технологии и методы, можно наблюдать стабильную активность обучающихся, особую атмосферу успеха, способствующую лучшему усвоению знаний и умений, ребята начинают мыслить креативно, нестандартно, что позитивно сказывается на освоении образовательных программ. В своей работе мы отдаем предпочтение технологии проблемного и проектного обучения, технологии дебатов, технологии критического мышления, технологии личностно – ориентированного обучения, технологии сотрудничества. Стараемся активно использовать исследовательский, поисковый методы. Особое внимание в работе уделяем методу рецензий, который представляет собой анализ обучающимся содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценить уже сам педагог. Этот метод в условиях школы технического творчества развивает объективность самооценивания, адекватность оценки друг друга, что крайне необходимо для подготовки ребят к самостоятельной разработке инноваций в том или ином техническом направлении. Все это позволяет нам добиваться на протяжении последних двух лет увеличения контингента обучающихся и сохранности контингента в течение года. Результаты анкетирования 2015-2016 года свидетельствуют о том, что ребятам нравится школа, сюда они приходят с удовольствием, чтобы получить знания в области будущей специальности, приобрести умения и навыки, которые будут способствовать поступлению в ВУЗы, колледжи, развиваться творчески и интеллектуально. По мнению ребят, в школе удобное расписание, интересные занятия, внимательные педагоги, требующие мыслить, проявлять смекалку, творчество, все условия, чтобы находится в постоянной реализации креативных проектов.
Общий психологический климат нашей школы, стиль отношений в ней, позитивное отношение родителей и общественности к нашему учреждению – все это дает основание утверждать, что наша школа действительно комфортная для всех участников образовательного процесса и то место, где активным путем идет поддержка и развитие инновационных инициатив как обучающихся, так и педагогов.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: zubko_zubko0373 (2017-03-09) | Автор: Керибаев Темиркан сарманович E
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-05-01, 9:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1573]
Особые дети [281]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [403]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru