Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демешко Ю.Н.

школа искусств «Жас Дарын»

Воспитание подрастающего поколения рассматривается как одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества, составляющая фундаментальную основу государственной политики. Последние серьезные перемены в жизни общества не могли не отразиться на сфере дополнительного образования.
Являясь ключевой фигурой в достижении целей дополнительного образования, преподаватель наряду с образовательной функцией реализует функцию развития творческих способностей учащихся. Это означает, что он должен быть не только широко образованным, обладать высокой культурой, но и способностью использовать накопленные знания для самостоятельного изучения новых явлений искусства и культуры, продуцировать новые идеи, проявлять гибкость, нешаблонность мышления, стремиться к собственному творческому совершенствованию. В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся [1]. Организации дополнительного образования создают все условия для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формированию гражданского самосознания.
Одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс.
Термин «компетентность» (competentia), отражающий современные требования к результату образования, пришел из западной педагогической мысли и неразрывно связан с философией успеха, именно успешная профессиональная деятельность является сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования. В педагогической науке имеется целый спектр понятия «компетентность», в частности, Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [3, с. 161]. В словаре Ожегова компетентность определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области [7].
В исследованиях Э.Ф.Зеера, Д.А.Иванова, А.В.Хуторского и др. рассмотрены сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь ведущих конструктов данного подхода; в работах А.К.Марковой, В.А.Сластенина, А.В.Щербакова рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности; Л.М.Митиной -педагогической компетентности и др.
Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность рассматривается как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [5, с.12].
В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.
Акмеологический подход к исследуемой проблеме дает возможность прежде всего по-новому осмыслить понимание сущности профессиональной компетентности, которая не ограничена узкой специализацией, а позволяет преподавателю ориентироваться в широком круге вопросов, обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, потребность в активном саморазвитии, продуктивной реализации творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности и достижении «акме» профессионального развития. С позиций акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.Л. Никифоров) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4].
Теоретико–методологические основы исследования теории акмеологического подхода заложили А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.Н. Тарасова, С.Н. Толстов, Б. Ананьев, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др.
Акмеология (akme - вершина), имея, своим объектом профессиональную деятельность рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерностей и фактов совершенствования и достижения профессионального мастерства в различных областях профессиональной деятельности [4, с.4]. Главным критерием развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является переход на более высокий уровень компетентности (приближение к высшей точке профессионализма «акме») с целью соответствия требованиям и запросам современного общества (табл. 1).

Таблица 1.
Уровни развития профессиональной компетентности преподавателей
Уровни компетентности Статус Характеристика
Высокий (творческий уровень), «акме» Преподаватель, работающий творчески обеспечивает гибкое использование имеющихся знаний и умений для решения сложных психолого-педагогических проблем, инновационную активность, которая проявляется в поиске и творческом использовании новых образовательных технологий, в авторских разработках, в изучении смежных наук и новаторского опыта, наивысших достижениях педагога
Средний (компетентный, продвинутый) уровень Преподаватель с установившимся стилем работы преподаватель стремится освоить современные способы преподавания, эффективные приемы психологического влияния на студентов, натренировать недостающие качества, для чего занимается постоянным профессиональным самообразованием и самовоспитанием
Низкий (нормативно-адаптивный, обязательный) уровень Преподаватель, требующий внимания администрации характеризуется выполнением деятельности на основе нормативных предписаний, по освоенному образцу, с ориентацией на внешнюю сторону труда, на его технологию, но пока еще не на психологические аспекты и личностные смыслы

Акмеологический подход становится необходимым условием, интегрирующим достоинства традиционных подходов в образовании и усиливающим фундаментальность их методов, что помогает педагогу в осознании и достижении основных целей своего профессионального развития. Данный подход:
определяет путь движения к индивидуальности;
изучает человека как целостный феномен с учётом его включённости во все реальные связи и отношения;
ориентирует на достижение жизненной вершины, расцвета, совершенства, то есть на раскрытие полноты всех качеств человека.
Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я. Акмеологические психотехнологии направлены на развитие шести технологических составляющих профессиональной деятельности: коммуникативный, организаторский, мотивировочный, конструктивный, гностический, проектировочный [6].
В таблице 2 представлен перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов.
Таблица 2
Перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов
Перечень акмеологических технологий Структура акмеологических технологий
игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования) цель и задачи технологии
технологии психоконсультирования методологическая основа
тренинговые технологии принципы разработки
технологии развивающего обучения условия технологического процесса
технология личностно-ориентированного обучения анализ конкретной ситуации
метод проектов характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия
этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели
способы прогнозирования результатов
внедрение

К примеру, в содержание научно-методической работы в школе искусств, можно включить серию обучающих занятий: лекций, семинаров, тренингов. Максимальный упор здесь должен делаться на самостоятельную познавательную деятельность преподавателей. Поэтому основными формами проведения занятий могут стать «инновационная» лекция, включающая серию интеллектуальных заданий, развивающих мышление преподавателей, и психолого-педагогический практикум со специальными акмеологическими упражнениями и элементами тренинга.
На основе применения методологии акмеологического подхода на базе школы также возможно осуществить мероприятия, включающие:
• разработку и реализацию персональных программ повышения профессионально – педагогической компетентности;
• проведение самоанализа профессиональной деятельности;
• проведение активных педагогических форм (педагогические советы, научно – методические советы, семинары, круглые столы);
• оказание помощи преподавателям в становлении и развитии индивидуального стиля педагогической деятельности;
• введение действенной системы стимулирования педагогов школы по результатам профессионально – педагогической деятельности и др.
Таким образом, интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования. С использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов в управлении учреждением дополнительного образования можно решить проблему развития профессиональной компетентности преподавателей, а вместе с ней, соответственно, и качества дополнительного образования.
Не случайно в сентябре текущего года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев поручил Министерству образования и науки республики внедрить в программу обучения в высших учебных заведениях, начиная с 2013–2014 учебного года новую дисциплину - акмеологию как методику достижения личного успеха и социализации личности [8].

Библиографический список

1. Закон РК «Об Образовании» от 27.07.2007 г.
2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Астана,16 ноября 2009г
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
4. Акмеология [текст]: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 681с
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.
6. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996 г. - 428 с.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус.яз., 1984. – 797 с
8. Методику достижения личного успеха призвал преподавать в вузах Президент РК / Новости-Казахстан от 14/09/2012 [Электронный ресурс] / http://www.newskaz.ru
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Юлия6250 (2017-05-24)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-08-18, 3:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1579]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru