Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ОБЪЕКТИВ Алла Марченко. Ахматова: жизнь. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 672 с.: ил. Подобным же образом в книге подвергаются ревизии существующие версии отношений героини с другими фигурантами её «донжуанского списка». Причём ревизии подчас самой решительной, как в ташкентской истории с музыкантом А.Ф. Козловским, где автор вступает в спор с таким признанным авторитетом ахматоведения как Л.К. Чуковская… В массовом сознании прочно утвердилось, что «Жданов организовал погром Ахматовой и Зощенко» (Ю. Карякин). Действительно, Жданов выступил с роковым докладом. Однако, как пишет А. Марченко, ссылаясь на мемуары К. Симонова, «в высших эшелонах власти была выработана лишь идея, право же указать (поимённо) на особо зарвавшихся интеллигентов предоставили партийному руководству местных творческих союзов. И когда писательской организации Ленинграда предложили назвать зарвавшихся, запрыгнувших не на свои шестки сверчков, литературная общественность (особо обиженная успехом послевоенных выступлений Ахматовой и Зощенко) назвала именно их». За тем, как известно, последовало изгнание жертв постановления из Союза писателей и фактически лишение их средств к существованию. О дальнейшем развитии событий читаем: «Когда в столичном литературном ЦК узнали, что ленинградские активисты лишили автора известного всей стране, вошедшего во все хрестоматии стихотворения «Мужество» хлебных и продовольственных карточек, московское начальство слегка растерялось… Короче, спустя месяц после исключения из Союза писателей Фадеев, властно обойдя питерских ретивцев, восстановил Ахматову в членах Литфонда СССР. Она снова стала получать пенсию, хотя и не прежнюю, персональную, а главное – рабочую карточку». Автор показывает, что курс на реабилитацию опальной поэтессы администрация СП проводила и в последующие годы – «исподволь, потихоньку», но настойчиво и весьма успешно. Например, по части бытовой (дефицитные путёвки в санаторий) и издательской (продвижение рукописи книги) активно действует Алексей Сурков, предстающий в книге в неожиданном свете: «Этот странный секретарь обладает редким для литературного чиновника свойством: он не просто ценит стихи Ахматовой, он их любит». А. Марченко восстанавливает всю сложность и неоднозначность ситуации, в которой оказалась Анна Андреевна после злосчастного постановления. С одной стороны – его драматические последствия, с другой – реальные усилия их сгладить со стороны столичного литначальства, которое «после публикации «Мужества»… и впрямь пробовало Ахматову на роль «живого классика», а потом, после смерти Сталина, вернулось к этой идее». С третьей стороны – «настоящая, нелитературная катастрофа 1949 года – арест сначала Пунина в августе, а затем и Льва Гумилёва – в ноябре», и безуспешные попытки матери добиться пересмотра дела. Несмотря на то, что она «включила в число ходатаев и Шостаковича, и Шолохова, и многих видных учёных – тех, кто не побоялся письменно подтвердить, что работы Льва Николаевича Гумилёва имеют научную ценность». Есть и другие стороны, в числе которых и такая: «инициированная Ждановым катастрофа делала Анне Андреевне славную биографию. Жданов, не подозревая об этом, вмешавшись в ход вещей, исправил чуть было не ставшие необратимыми «оплошки» в узоре её Судьбы. Если б не этот «наезд», чем бы отличалась её биография от биографий тех, кому она, власть, поманив пряником, подрезала и крылья, и хвостовое оперенье. Дабы, приручив, приспособить к своим надобностям». Что касается последнего утверждения, то с ним трудно не согласиться, как и с тем, что без легенды «о мученичестве и изгойстве Анны всея Руси… не было бы ни оксфордского, ни сицилийского триумфов, так красиво, так стильно завершивших её житиё». Но очевидным это стало гораздо позже. В конце сороковых – начале пятидесятых, далеко «невегетарианских» годов было не до красивой легенды. Финал развернувшейся драмы был опасно открыт. В одной из предыдущих глав говорится: «спасая арестованного осенью 1949-го сына, Анна Ахматова опубликует в «Огоньке» посвящённый Сталину цикл верноподданнических стихов «Слава миру». Только вот как вписывается этот факт в легенду?.. На мой взгляд, в рассуждениях о легенде не хватает соответствующего акцента или оговорки. Хотя бы такой, что сделана во фрагменте о мытарствах Льва Гумилёва: «Первая каторга, как ни цинично это звучит (выделено мной. – А.Н.), в каком-то смысле оказалась небесполезной»… Дело в том, что в советское время была популярна версия, отрицающая активное участие Гумилёва в антибольшевистском «заговоре Таганцева», после раскрытия которого поэт был расстрелян. Эту версию активно поддерживала Ахматова, и понятно почему – на кону стояла ни много ни мало судьба их сына, да и её тоже. И позже, включая время перестройки, в утверждении о непричастности Николая Степановича к заговору был смысл: теплились надежды на публикации произведений классика Серебряного века в подцензурной печати, а возможно, и на его посмертную реабилитацию. По инерции эта версия дожила до наших дней, когда политическая конъюнктура утратила свою актуальность. Но дело не только в ней: история эта очень тёмная, изначально политизированная, источники противоречат друг другу, да и достоверность их проблематична. Судя по всему, в том, что Гумилёв был активным заговорщиком, А. Марченко убедили два свидетельства, опубликованные в 1994 и 2004 годах: беллетристические мемуары Михаила Зенкевича «Мужицкий сфинкс» и письмо Бориса Сильверсвана А.В. Амфитеатрову (1931). Рукопись мемуаров Зенкевича Ахматова прочла в 1964 году. Из них следовало, что «именно Гумилёв, а не краснобай Таганцев – главный организатор и координатор боевых операций. Таганцев… только витийствует, а действует Гумилёв, не сам, конечно, через надёжных людей. По Зенкевичу выходило, что и убийство Урицкого (осенью 1918 года), и действия Лёнечки Канегиссера, приговорённого к смертной казни за выстрел в председателя Петроградской ЧК, – звенья одной цепи, которую и закручивает, и раскручивает Николай Степанович». Ахматова, «возвращая Зенкевичу рукопись, сказала самым вальяжным, самым королевским из своих голосов: «Какая неправдоподобная правда!» | |
Просмотров: 1307 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|