Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Фаиля Мусиевна Ситдикова, учитель русского языка и литературы I категории МБОУ СОШ д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан
Тема урока: Употребление имен числительных в речи. Цели урока: научить употреблять имена числительные в устной и письменной речи; развивать творческое начало в речи шестиклассников; способствовать воспитанию культуры речи. Ход урока: I. 1. Вступительное слово учителя. Доброе утро, ребята! Сегодня восемнадцатое апреля две тысячи восьмого года. Пятый день недели. Через двенадцать суток наступит третий месяц весны – май, который завершит 2007-2008 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул пройдут как один день. И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся седьмого класса первого сентября без пятнадцати девять соберетесь в одном из двадцати учебных кабинетов. И я, придя к вам на первый урок в новом учебном году, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…» Но это произойдет не раньше ста сорока четырех дней. А тема нашего сегодняшнего урока: «Употребление имен числительных в речи». 2. Сообщение темы урока, его целей и задач. – Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам? – К какому стилю речи можно отнести мое вступительное слово? – Назовите тип речи. Итак, мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете. II. Словарно-орфографическая работа А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с проверкой методом программирования. Листочки с группой слов перед вами. Прошу заложить программу (вставить пропущенные буквы, пронумеровать слова): 1девяност… девять, 2двен(нн)адцать, 3один(нн)адцатый, 4 трист…, 5четыр…мя, 6пят…надцатые, 7сорок… тысяч…, 8 трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый Программы заложены! Слушайте задания: назовите - количество порядковых числительных (4); их числовое значение (36 810) - числовое значение количественных числительных (12 457) - порядковые номера слов, в которых пропущена буква Ь (пятое, десятое) - слова, в окончаниях которых пропущена буква А (триста, сорока) - количество слов, которые числительными не являются (одно, девятое) - числовое значение слов с удвоенной согласной (39) (Ответ 3-4 уч-ся записывают на доске, 1 отвечает с места. За правильный ответ – жетон «1 ум)». Цена заработанного «ума» оценка «5») III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях. - Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает Б е с е д а п о т е к с т у. - В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи. - Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены? (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность прикрепляется к доске. - Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-. - Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибкоопасные места (до тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов). Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать. - Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Уважаемые жители д. Нуркеево! Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт. Ближайшая дежурная аптека находится по адресу: ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно. Администрация аптеки № 1 Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей: 1) обращение (кому объявляется) 2) информация (что объявляется) 3) кто объявляет Этот текст относится к официально-деловому стилю речи. - Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки). - Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности. Табличка со словом конкретность прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибкоопасные места, запоминают правописание слова. - Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время… А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы. Текст называется «Предки». Каково лексическое значение слова предки? (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста). Предки Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая – от бывшего предлога». Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте? - В каком значении употреблено слово «предок»? - Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы? - Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило? - Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н? - Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточи.). - Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи – это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран). - В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы. IV. Домашнее задание. Сочинить сказку, в которой есть числительное. Для составления лингвистических сказок предлагаю такое начало: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова». Жили они счастливо и дружно, потому что Его Величество Числительное Три правил страной честно и справедливо. Слова были очень трудолюбивы, они охотно согласовались в словосочетаниях, выстраивались в роли разных членов предложения, составляли интересные рассказы, поучительные сказки и восхитительные стихи. В их нелегком труде помогали знаменитые ученые и строгие судьи Фонетика, Орфография, Морфология, Словообразование и Пунктуация. Казалось, что ничто не сможет помешать счастью слов, но хитрый Глагол Три решил примазаться к царю и заполучить полцарства…» - Вот вам речевая ситуация… Попробуйте разрешить судьбу царства. - Как вы понимаете значение слова «примазаться»? - Это разговорное слово вносит в текст иронию. V. Подведение итогов урока. - В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные? - Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных? - Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком? - Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в свей речи числительные? Выступление группы учащихся-исследователей: - Да, люди издавна очень часто в своей речи употребляли имена числительные. Доказательством этому служат народные пословицы, поговорки, загадки и сказки (зачитывают записи, сделанные в самодельных книжках-малышках). Р.S. В случае, если темп урока очень высок и до звонка остается пара минут, можно запланировать небольшой конкурс исполнения строчек из песен, в которых есть имена числительные. Например, «Миллион, миллион алых роз…», «Три танкиста, три веселых друга…», «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…» и т.д. | |
Просмотров: 16463 | Комментарии: 7 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|