Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: Профилактика сквернословия как условие сохранения культуры и здоровья нации. Цель: профилактика сквернословия. Задачи: Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека, его психическое и физическое здоровье. Развивать желание сохранять и очищать речь от непристойных выражений. Научить приёмам профилактики сквернословия. Оборудование: слайд-презентация, листы ватмана, акварельные краски, альбомные листы, пластилин, книжки «Словарик добрых слов», аудиозапись песни Е.Ваенги «Ленточка» Ход собрания. I. Вступительное слово о целях тренинга. Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Меня зовут Гульнара Омирсериковна. Рада нашей с вами встрече. Давайте познакомимся поближе друг с другом, напишем на бейджиках – сердечках свои имена. Пусть каждый по очереди назовёт свое имя и определение - качество, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».(Асель – аккуратная, Валентина – весёлая, Наталья – надёжная и т.п.) Сегодня мы поговорим об очень важной и интересной теме. Вначале мне хотелось бы вернуть вас в детство: вспомните те прозвища, клички, которые вам давали одноклассники, друзья. А теперь вспомните, какими словами называла вас мама. Правда, большая разница? Ласковые, добрые слова матери дарили вам тепло, счастье, радость, они вселяли в вас уверенность, делали сильными, умными. Обидные прозвища даже сейчас не хочется вспоминать. II. Лекция ( презентация). «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»,-сказал известный поэт Вадим Шефнер. Мы поговорим о словах, которые убивают. Это слова страшные, скверные, грязные. Матерные. Они буквально вросли в нашу жизнь, так что мы порой и не замечаем, какую разрушительную силу они имеют! Посмотрим презентацию. Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Об этом мы и поговорим сегодня с вами. Самое страшное оружие человеческого рода - это слова человека, слетающие с его языка. Мы можем возродить человека словами и можем проклясть человека, тем же самым орудием. А ведь речь человека и отличает нас от всего животного мира, возвышает нас над всей живой и неживой природой. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека. Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. III. Практическая часть. Участникам собрания предлагается выразить своё отношение к сквернословию. Психолог предлагает выбрать листок – билетик с надписями: «поэт», «художник», «артист», «астролог», «аналитик», «скульптор», «медик»... В соответствии с выбранным листочком участники делятся на группы, садятся за столы с подписями названий групп и получают задания. Каждое выступление оценивается самими участниками. 1.«Художники». При помощи красок, кисти и фломастеров рисуют плакаты, листовки, изображающие негатив, который несёт сквернословие. Вспомните школьные сатирические стенгазеты «Колючки»; в далёкие советские времена выпускались печатные журналы «Крокодил», «Ара» («Шмель»), киножурнал «Фитиль» и т.п. Все они выполняли воспитательную функцию, обличая социальные пороки. В.Маяковский называл это «шершавым языком плаката». По завершении коллективного творчества группа комментирует свои работы. 2. «Поэты». Иногда достаточно произнести краткую точную фразу, чтобы слушатели поняли вашу мысль. Как правило, это рифмованные строчки, слоганы. Задача поэтов - стихотворной строкой выразить своё отрицательное отношение к сквернословию. Важно выступить перед слушателями , убедительно декламируя свои «творения». (Пример: Если матом не ругаться, в жизни можно состояться) 3. «Артисты». В далёкие советские времена существовал дефицит на всё : продукты питания, одежду, книги, бытовую технику и т.п.. Представьте ситуацию: в магазине перед Новым годом «выбросили» (привезли) конфеты. Вы стоите в километровой очереди. Наиболее шустрые пытаются прорваться вперёд. Возникает скандал. Крик. Ругань. Как выразить свои эмоции, не ругаясь матом (другими словами)? Как можно разрешить конфликт, не оскорбляя друг друга? Нужно инсценировать ситуацию в момент обострения конфликта и предложить другой вариант разрешения скандала. Прокомментируйте чувства продавца, «скандалистов», людей из очереди. 4. «Писатели». Вам надо сочинить сказку о добрых и злых словах. Например, в некотором царстве было два города: Город добрых слов, город злых слов. Как выглядят люди, улицы, дома, природа в этих городах. 5. «Астрологи». Придумайте 13 знак зодиака для людей, любящих сквернословить, дайте ему название. Придумайте приметы - предостережения для тех, кто сквернословит. Например, у сквернослова выпадет из рук конфета, когда он поднесёт ко рту или она станет горькой и т.п. 6. «Аналитики». Проанализируйте ситуацию, предложите своё решение: Трёхлетний Тимур стал употреблять с некоторых пор бранные слова, которые он слышал практически везде: сосед вкручивал лампочку в подъезде с « комментариями»; папа, выйдя на балкон с кем - то бурно выяснял отношения по телефону; в автобусе громко разговаривали парни, по виду старшеклассники. Мама отругала мальчика, вымыла ему рот с мылом, сказала, что в следующий раз она накормит его жгучим перцем. Тимур недоумевал и решил: взрослым можно так разговаривать, а пока он будет про себя произносить эти странные загадочные слова, чтобы их не забыть, пока он станет взрослым. 7. «Скульпторы». Сейчас модно создавать различные памятники: сантехнику, пельменю на вилке, «челноку» - коммерсанту и т.п. Слепите из пластилину устрашающую фигуру - антипамятник сквернослова. Прокомментируйте своё «творение». 8. «Медики». Больному поставлен диагноз «хроническое сквернословие». Назовите «симптомы» этой болезни, меры профилактики, способы и приёмы «лечения». «Выпишите» больному рецепт. IV.Вывод. Как вы думаете, почему важно бороться со сквернословием? Матерная брань разрушает личность человека, в ней таится скрытая или явная агрессия, которая может вылиться в более тяжкие формы: неконтролируемое поведение, экстремизм, ненависть к людям, терроризм. В качестве рекомендаций участники семинара получают памятки « Как бороться с детским сквернословием», «Советы родителям», раздаются «Словарики добрых слов». Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом с вами убеждались с вами, А может, не слова - дела важны? Дела делами, а слова - словами. Они живут у каждого из нас. На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы! V. Подведение итогов. Рефлексия. Участники заполняют анкету, «Листок открытий » Что нового узнали? Что особенно понравилось? О чём хотелось бы спросить? Звучит песня Е.Ваенги На лету завязана – развязалась ленточка На ходу украденная чужая жизнь. ********************************** Правильно, неправильно, да какая разница, Но словом, можно вылечить, а можно и убить. Правильно, неправильно, да какая разница, Но словом, можно вылечить, а можно и убить. Источник: http://материалы интернета | |
Просмотров: 3136 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|