Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

« Приставки и предлоги ».
Урок в 5 классе на тему « Приставки и предлоги ».
Цели урока:
Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Состав слова», усвоение понятий «приставки и предлоги», формирование навыков их распознавания .
Образовательные: совершенствовать навыки разбора слова по составу, научить различать приставки и предлоги, сформировать навык правописания приставок и предлогов.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, логические способности, устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к птицам, активность, самостоятельность, учить детей делать выводы, подводить итог урока.
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Технология: диалоговая и компьютерная
Оборудование: Презентация, экран, рисунки новогодних игрушек, сигнальные карточки, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями).

Ход урока:

1. Организационный момент.
( разделить класс на 3 группы; на партах – 3 вида сигнальных карточек, бумажные ёлочные игрушки, листочки, фломастеры)
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

Психологический настрой.
Дорогие ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы способные и умные и, конечно же, поможете мне вести урок. У нас всё получится. Давайте улыбнёмся друг другу. Думаю, сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом. Тем более, что приближается чудесный праздник – Новый год.
На партах у вас лежат «новогодние игрушки». Вы их будете разрисовывать. Если отвечаете правильно, то рисуете фломастером кружок на своей игрушке. В конце урока подведём итоги, кто лучше её разукрасил.
Звучит музыка.

Русский язык очень богат словами. Составьте, пожалуйста, «Азбуку хороших слов» на букву «Т». Например: трудолюбивый, талантливый, таинственный, тёплый, терпеливый, толерантный. От одного только слова можно образовать множество новых слов. Мы сегодня продолжим с вами разговор на эту тему и совершим небольшое исследование в мире русских слов. Вы откроете ещё одну тайну слов.
2.Словарно-орфографическая работа.
« Письмо». ( Слайд )
Однако, к нам на электронный адрес пришло письмо, прочитаем его.
Как вы думаете, кто автор письма? Что вы можете сказать о грамотности автора письма? На какие орфограммы допущены ошибки?
- А теперь проведём словарную работу.
Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.
Открыли тетради и записали слова. (Слайд )
Слайд «Проверка».
Самопроверка. У кого нет ошибок, нарисуйте на игрушках кружки.
- Ответим на вопросы Незнайки.
Слайды « Слово делится на части…»
« Если знаешь части слова…»
3.Повторение пройденного.
Блиц-опрос: Что такое морфемы? Какие морфемы можно выделить в слове?
( Рассказ по опорной схеме) - Слайд.
«Танцующие матрёшки» приготовили вам разноуровневые задания (слайд «Танец матрёшек»)
Работа по карточкам. 3 ученика у доски.
- Разобрать слова по составу: Зима, зимний, лыжник, вынес.
- Образуйте новые слова с помощью суффиксов и приставок:
Скворец - , ходить - , белый - …
-Выписать только однокоренные слова: мороз, морозный, морозить, морозы, морозу.
4. Актуализация новых знаний.
Задача: сформулировать тему урока.
( Слайды) « Она стоит перед корнем…»
« Приставки и предлоги»
Цель данного этапа урока : повторить и закрепить знания по данной теме.
А для достижения данной цели мы должны решить следующие задачи:
- Закрепить знания об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога, научиться правильно писать и употреблять их в речи.
- Буквосочетания « о, под, над…» могут быть и предлогами и приставками.
-Что надо знать, чтобы писать без ошибок предлоги и приставки со словами?
- Повторение теории по вопросам на слайде.
Объяснение учителя « Как отличить приставку от предлога? Правописание приставок и предлогов»
- Усвоение новой темы по таблице. (Слайд «Запомни!»)
5. Закрепление материала. Групповая работа по слайду.
Задание: Списать, раскрывая скобки, определяя приставку и предлог.
По 2 предложения на группу.
Лодка (от)плыла (от)берега. (С)горы (с)бегают потоки.
(На)конверте написан точный адрес. (До)ночлега мы (до)брались ночью.
(По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручьи. Охотник (вы)стрелил (в)воздух.
- Фронтальная проверка.

5.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Ребята, любите ли вы птиц? Какие птицы вам известны?
Образуйте новые слова. Как называют детёнышей скворца, галки, грача?
Эти слова образовались при помощи суффиксов – ОНОК-, -ЁНОК-
СТР.78 -79. Класс делится на 4 группы.
Групповая работа:
№ 1,2,3 группам:
Выписать из упражнений № 182,183,184 по 5 слов с предлогами и приставками в 2 столбика.
- №4 группа работает по карточкам (№ 10,11)
Взаимопроверка по ключу. Оценивание.
(Работы сдать на проверку)

6. Физкульминутка на внимание.
Проверка. (Слайды)
7. Предлоги ещё нужно уметь правильно употреблять в речи, иначе могут возникнуть такие речевые ошибки. ( Слайд)
Задание: Исправьте ошибки и запишите верный вариант в тетрадь.
- Взаимопроверка.

8. Мини-тест. Самопроверка по коду ответов.

9. Вывод по уроку.
Что такое приставка и предлог? Как отличить приставку от предлога? Что надо знать, чтобы правильно писать приставки со словами и предлоги?
Что мы ответим Незнайке?

- Подведение итогов урока.
Вы сегодня хорошо поработали. А теперь посчитаем, у кого больше кружочков на новогодней игрушке. Значит, вы хорошо знаете эту тему.
А у кого кружочков мало, вам нужно будет ещё постараться.
Работу по устранению недочётов вы проведёте дома.
Домашнее задание дифференцированное:
1 гр. Упражнение № 184 на стр. 79
2 гр. Составить кластер по теме урока,
3 гр. Придумать лингвистическую сказку « Приставки и предлоги».

Спасибо за урок!


МИНИ-ТЕСТ.

КОДЫ ОТВЕТОВ.

1 уровень.

1) В.
2) В.
3) Б.
4) Однокоренное слово – В.
Формы слова – А, Б.

2 уровень.

1) В.
2) С.
3) А
4) С
5) В
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Толеу (2013-07-12) | Автор: Оразымбетова Толеу Танауовна E
Просмотров: 3379 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru