Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Интегрированный урок словесности и изобразительного искусства в 5 классе «Виды пейзажа в художественных и литературных произведениях» Гречушникова Н.Н., учитель ИЗО и черчения, Самалыкова М.Б., учитель словесности КГУ СОШ № 40 г. Семей Цель: дать общее представление о пейзаже в художественных произведениях, показать внутреннюю связь литературы с живописью. Задачи: 1) образовательная: обучать умению выражать словом и творчеством свои чувства, по ассоциации создавать пейзаж, умению отличать пейзаж от описаний и картин другого типа, различать виды пейзажей; 2) развивающая: развивать фантазию и творческое начало; эмоционально-эстетическое отношение к действительности. 3) воспитательная: прививать любовь к родной природе, умение выражать бережное отношение к чувствам окружающих. Тип урока: интегрированный Средства обучения учащихся: доска, репродукции картин русских художников (осень, зима, лето, весна), предметные наглядные условия, ТСО. Вид занятий: восприятие литературных произведений, изображения на плоскости. Характер деятельности: творческий Форма организации урока: работа в творческих группах (4 группы по количеству времен года). ХОД УРОКА I. Целевая установка -организационный момент -объявление целей и задач урока II. Работа над темой урока 1. На столах лежат таблицы с описанием типов пейзажей в словесности и живописи. Предлагается устно ответить на вопрос: «Сходны ли классификации пейзажей в живописи и литературе?» После ответов учащихся делается вывод о том, что в целом классификации схожи, но немного разными словами называются одинаковые понятия. 2. Учащимся предлагается составить диаграмму «Вена» сходства и различия словесности и живописи как двух видов искусства. Результаты работы (готовые диаграммы) вывешиваются на доске. Делается обобщающийся вывод о том, что у живописи и литературы много общего, но есть и различие: литература – это искусство слова, а живопись – это искусство рисования. 3. Работа с текстами и картинами. Слово учителя ИЗО. Обращения к репродукциям. Каждый человек во временах года видит что-то свое, в творчестве выражается индивидуальность каждого. Но всегда есть и что-то общее, что доступно и понятно всем. Это, например, восприятие и символика цвета. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Весна. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный коричневый. Лето. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков. Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои. Зима. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов_ он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Слово учителя литературы. На столах у каждой группы лежать тексты стихотворений о временах года. У группы «Лето» о лете, у группы «Зима» о зиме и т.д. Детям предлагается выполнить следующее: А) обозначить виды пейзажа в каждом стихотворении. Б) выписать «цветовые слова» цветовые эпитеты из стихотворения. Слово учителя ИЗО о технике исполнения «монотипия». По ассоциациям прочитанного стихотворения нам нужно выполнить пейзаж в технике «монотипия». Монотипия – графическая техника, сочетающая возможности гравюры и живописи. Изображение наносится на стекло или бумагу, с которого делается оттиск. Техника эта требует лихорадочной быстроты работы, пока краски не просохли. Полученный оттиск может быть единственным. Отсюда и само название техники «монотипия» - от греческого monos – один и tyros – отпечаток. В творческой работе придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми. Дети по ассоциации со стихотворениями, используя знания по символике цвета, создают свою монотипию. Когда работы будут готовы, разложить их в один ряд — сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Напомнить детям, что они изобразили пейзаж методом “монотипия”. Защита монотипии по группам (лучшие работы). III. Подведение итогов урока. Элементы рефлексии. Украсить дерево разноцветными листьями, цветом выразить свои эмоции от урока. | |
Просмотров: 3610 | Комментарии: 6 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|