Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Интегрированный урок русского языка и литературы с элементами мастерской ценностных ориентаций и творческого письма на тему: "Речь человека - его визитная карточка" (Открытое занятие урока русского языка в 10-м классе) Цели: Слайд 3 •образовательная: познакомить обучающихся с понятием о языковом паспорте; с признаками речи, присущими выступающему публично; •развивающая: формировать умение характеризовать речь человека, создавать своей речью языковой паспорт; развивать умение выражать свои мысли, находить нужное слово; •воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову; к человеку. Оформление доски: На доске записана тема, эпиграфы к уроку. Использование интерактивной доски: Презентация, флипчарт, музыка, видеоролики. Эпиграфы: Слайд 4 ХОД УРОКА Индуктор. Слайд 1 (начало, мотивирующее творческую деятельность, некую раскованность, которая позволяет почувствовать свободу в выражении своих мнений в рамках принятых правил и т.д.) Слово учителя -Представьте себе, что вы можете прямо сейчас взять в руки любой предмет, который вам захочется. Вы можете делать с ним, что угодно. Запишите, что сделали бы вы и расскажите всем. Учитель: Итак. Поговорили - услышали друг друга – удивились - задумались - отчасти уже выплеснули эмоциональный заряд - и получили впечатление, что свободны в своих действиях и высказываниях. Начинаем урок! - Тема "Речь человека - его визитная карточка". Слайд 2 3. Лекция учителя по принципу обратной связи (в тетради – тезисы). Слайд 9 - Что такое паспорт? - А что такое языковой паспорт оратора, как вы думаете? Запись в тетради: Языковой паспорт оратора - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью. Слайд 10 - Как вы думаете, что можно определить по речи человека? Учитель: (новый материал) Языковой паспорт оратора. Слайд 11 (реконструкция в тетради виде тезисов примерно так) Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Выделяют такие коммуникативные качества речи оратора: (кластер) •ПРАВИЛЬНОСТЬ (владение нормами литературного языка); •ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); •ЯСНОСТЬ (обеспечивает адекватное понимание сказанного); •ТОЧНОСТЬ (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением); •КРАТКОСТЬ; •УМЕСТНОСТЬ (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории). Вывод: 4. Чтение статьи В. А. Сухомлинского “Слово о словах”. Слайд 12 Задание: Включите своё творческое воображение и выберите слова для начала строки, которую нужно продолжить своими примерами и рассуждениями. - Найдите художественные средства, с помощью которых Сухомлинский добивается гармонии формы и содержания своего сообщения. (Сравнения, каскад эпитетов, противопоставления, цепочка однородных сказуемых, усиливающих диапазон действия слова.) Работа в группах. Время работы 6-8 минут. Афиширование. 5. Практическая часть. Предлагается чтение рассказа А. Моисеевой «Незнакомка» Слайд 13 Вопросы к анализу текста: Слайд 14 1.Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему? 2.Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила? Учитель: Здесь уместно привести стихотворение великого мастера слова казахского поэта О.Сулейменова: Кластер : « Говорящие глаголы...» Слайд 15 Учитель: Попробуйте словом, ТОЧНЫМ ГЛАГОЛОМ определить, что творилось в душе молодого человека ДО общения с молодой современницей и ПОСЛЕ: 5. Элементы мастерской ценностных ориентаций и творческого письма Обратимся к эпиграфу урока: Ф.Тютчев Слайд 16 Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Каждый в группе вспомнит слова (предложения), которые запомнились, поддержали в трудную минуту или нанесли обиду. Самые интересные ситуации из жизни по желанию рассказываются всем. (5-7 мин.) СЛОВА, КОТОРЫЕ ВАС ЗАТРОНУЛИ (НАПРИМЕР): Слайд 17 запомнились поддержали нанесли обиду (вписать в таблицу в три колонки) Под прекрасную классическую музыку Э.Грига в течение 5 минут сотворите чудо, напишите небольшое стихотворение по теме « Как наше слово отзовется...» Учащиеся читают свои небольшие сочинения в стихах на тему урока. (Социализация, т.е. предъявление созданного стиха всем участникам - афиширование текстов) 6. Рекламная пауза. Инсценировка, чтение по ролям стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым». Слайд 18 Участвуют желающие. После инсценировки следует короткое обсуждение стихотворения (по желанию учителя и детей) Короткое обсуждение стихотворения (по желанию учителя и детей). Слово учителя: Да, это разговор инопланетянина, который не знает человеческой речи, с трудом усвоил несколько междометий, с поэтом, романтиком в душе! Нам он напоминает Эллочку-людоедку из «12 стульев» Ильфа и Петрова. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. И какие же это слова? (Ученики воспроизводят слова из лексикона Эллочки-людоедки) Это слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка! Итог урока: Рефлексия. Слайд 20 - Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшней мастерской? - Над каким вопросом есть смысл подумать ещё? - Какие моменты мастерской вам запомнились? Домашнее задание. Слайд 21 Кто не успел сегодня на уроке, пусть дома напишет четверостишие: философский или лирический комментарий к строчкам поэта Тютчева. Обсуждение созданных текстов – на следующем занятии. Литература: 1.Е.О. Галицких. От сердца к сердцу. - С.-Петербург: “Паритет”, 2003. 2.И.А. Стернин. Практическая риторика. – Москва: “Academa”, 2003. | |
Просмотров: 6342 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|