Интеллектуальные игры на уроках литературы Елисеева И.В., Брозголь Т.А., г.Алматы гимна-зия №132 На сегодняшний день одной из актуальных про-блем является научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведе-нии; привить умение анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое мнение. Цель преподавателя заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался за-помнить даже мелочи. Для реализации своей цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала. Интеллектуальные игры имеют контролирую-щий, творческий и обучающий характер. Они позво-ляют развивать логическое мышление у учащихся, способствуют обнаружению пробелов в знаниях, за-интересовать учащихся новым материалом, побуж-дают учащихся искать дополнительные источники по определенным темам. Использование интеллекту-альных игр на уроках способствует развитию твор-ческих способностей у учащихся. Интеллектуальные игры имеют различные фор-мы проведения. 1.Тесты – это способ понимания текста художе-ственного произведения, они способствуют привле-чению внимания к таким мелочам, которые усколь-зают от внимания при чтении и изучении. Этот спо-соб проверки знаний широко используется при по-ступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний. Тесты очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с тестами формируются у учащихся постепенно. Учащиеся знают, что им на-до сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования. Новая программа по литературе предусматрива-ет работу на уроках в специальных рабочих тетра-дях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь даны не только тесты, но и литературные вик-торины, которые тоже входят в интеллектуальные игры. 2.Литературные викторины не требуют специ-альной подготовки, однако и беглого чтения недос-таточно. Викторины включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внима-тельному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на связи ли-тературы с другими видами искусства. Например: почему Афродиту (Венеру) называли еще и Кипрой? Что означает имя Александр? Кто из богов помогал грекам, а кто – троянцам в Троянской войне? (6класс). Используя из на уроке, добиваешь-ся от учащихся внимательного прочтения текста и его полный анализ. 3. На уроках литературы можно использовать такие виды опроса, как шуточные вопросы. Напри-мер: назовите основной род занятий купца Калашни-кова. Из какого металла сделан конь «медного всад-ника»? Глее происходит действие поэмы «Полтава»? Кто по профессии станционный смотритель? Какое место при дворе занимал опричник Кирибеевич? Такие вопросы позволяют проверить эрудиции учащихся, знание текстов, способность к логическо-му рассуждению и ассоциативному мышлению. Раз-вивают внимательность, быстроту реакции и, конеч-но же, чувство юмора. 4. Кроме нетрадиционных приемов – персони-фикации и драматизации – существуют и другие ме-тоды игр, основанные на прямой речи и так назы-ваемом «эффекте присутствия». Близок к этому при-ем интервью или письма от имени героя литератур-ного произведения. Воображаемые экскурсии, или заочные путешествия – прием, в котором ученики становятся участниками или очевидцами событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху. 5. Ролевая игра, которая является составной ча-стью литературных конкурсов, требующих не только знания произведения, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Здесь идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. Здесь даются вопросы и задания, развивающие у учащихся способности актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные игры (роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведе-ние. Здесь могут разыгрываться игры, типа «Угадай литературного героя», «Литературный театр». Для старшеклассников можно проводить обу-чающие игры, типа: урок-композиция, урок-суд, урок-концерт, ученый совет, игровой практикум. Учащиеся сами смогут моделировать новые си-туации, владея описанием, повествованием, характе-ристикой, связной речью. Они включают элементы творческой деятельности. Интеллектуальные игры дают возможность ис-пользования их не только на уроках, но и на класс-ных часах. Учащиеся ставят сценки на разные темы, выступая актерами и режиссерами. 6. Самой традиционной формой интеллектуаль-ных игр является олимпиада. Она способствует про-верки знаний и эрудиции учащихся. Интеллектуальные игры могут быть использо-ваны как элемент дискуссии в ходе изучения темы, для закрепления и лучшего понимания. Они могут быть использованы для оперативного опроса пози-ции учащихся по какой либо проблеме и даже для контроля знаний не только на уроках литературы, но и истории, географии, математики, физике и т.д. Ведь главная цель – это заставить учащегося осознать проблему, пропустить ее через себя и сформулировать собственный взгляд. Вопросы формулирует преподаватель, лучше будет, если учащиеся займут активную позицию и будут принимать непосредственное участие в обсу-ждении. Вопросы и ответы должны быть краткими. Ведь необязательно растягивать данный вид работы на весь урок, достаточно выделить на него 5 – 10 минут или взять интересные моменты и вставить в урок. Приучая учащихся к таким видам работ, мы увидим, что дети спокойно в них включаются и на-чинают хорошо ориентироваться в поставленной пе-ред ними задаче. Такая форма работы помогает контролировать знания учащихся, учить их новому и обобщать пройденный материал. Применяя интеллектуальные игры у себя на уроке, вы увидите, что стало интересно и вам и уче-никам. Вся ваша огромна работа окупится, надо только иметь желание и терпение. Список используемой литературы 1.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. – Интеллекту-альные игры для школьников. Литература. – Яро-славль, «Академия развития», 1998 год. 2. М.В.Короткова, М.Т. Студенкин – Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – Москва, «Владос», 1999 год.
|