Изучение темы «Словосочетание» в 5 классе Урок 1 ПОНЯТИЕ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цель: - дать общее понятие о словосочетании, его структуре, типах словосочетаний; - восстановить в памяти учащихся синтаксические признаки словосочетаний и предложений, а также отличие словосочетаний от слов; - научить находить главное и зависимое слово в словосочетании; формировать учебно-языковые синтаксические умения, т.е., умение синтаксически разбирать словосочетание. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели урока, плана работы. 3. Основная часть. 1) «Открытие» темы. -Назовите существительное. Подберите к нему прилагательное. Что мы записали? -Что такое словосочетание? (2 или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически). 2) Запись темы. Понятие о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Работа в справочнике. синяя тетрадь – в этом словосочетании главное слово синяя, от него задаём вопрос к зависимому: тетрадь какая? – синяя. Вывод:если можно задать вопрос от одного слова к другому, значит, слова связаны по смыслу. Сравните: платье – карандаш кислый – розовый -Но только ли смысловая связь существует в словосочетании? Попробуем изменить главное слово. синей тетради -Что станет с зависимым? (Его окончание тоже изменилось). Вывод:слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически. -Повторите: что такое словосочетание? -Придумайте свои словосочетания, где главное слово может и не быть существительным. Вывод: главные члены предложения не могут быть словосочетанием. 3) Понятие о видах словосочетаний. Запись: Словосочетанием может быть: 1) существительное + прилагательное: в синюю высь 2) существительное + существительное: на вершине ели 3) глагол + существительное: объясняем пример Выделите словосочетания из предложения: Красные и синие шары поднялись в небо. (Красные шары, синие шары, поднялись в небо) Словосочетанием не может быть: 1) подлежащее и сказуемое: шары поднялись 2) существительное с предлогом: в небо 3) однородные члены предложения: красные и синие Словосочетания бывают: Именные (главное слово – имя существительное): красный оттенок ударом палки Глагольные (главное слово – глагол): печь пироги Повторение: что такое словосочетание? что может быть словосочетанием? что не может быть словосочетанием? какие бывают словосочетания? 4) Закрепление. Упражнения из учебника. 5) Домашнее задание. Придумать 10 словосочетаний разных видов. Урок 2 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цель: - закрепить навыки определения главного и зависимого слова в словосочетании, умения определять типы словосочетаний; - обучать умению выделять словосочетания из предложения; - развивать зрительную память; развивать быстроту мышления при устном тестировании; активизировать мыслительную деятельность учащихся при самостоятельных поисках ответа на вопрос. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели урока, плана работы. 3. Основная часть. 1) Проверка домашнего задания. Рассказать о словосочетании. Дополнительно - работа по карточке (4 чел.) Задание 1 Выпишите из предложения все словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель. Задание 2 Выпишите из предложения все словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Всплывает над спокойным морем багровое солнце. Задание 3 Выпишите из предложения все словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Сижу я под ёлкой на лесной поляне и слушаю шелест листьев. Задание 4 Выпишите из предложения все словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Белые пушистые цветочки издают приятный запах. 2) Закрепление сведений о словосочетании. Работа у доски. Записать предложение, выделить все возможные словосочетания, определить их вид. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. тонкие паутинки – именное висят в воздухе – глагольное в неподвижном воздухе – именное Работа у доски. Записать предложение. Прослушать все словосочетания, записать только верные, объяснить ошибки, допущенные при выделении словосочетаний. В солнечное утро у пруда закуковала кукушка одиноким голосом. в солнечное утро закуковала у пруда закуковала голосом у пруда одиноким голосом закуковала кукушка 3) Тест (устно). Записать верные варианты ответов. 1. Найдите словосочетания «прилагательное + существительное (гл.сл.)»: 1 вариант А) повернуть налево; Б) белый снег; В) резвый барашек; Г) выпить молока; Д) слушать песню; 2 вариант. а) зайти справа; б) сладкая вишня; в) старое дерево; г) налить в чашку; д) играть на домбре. 2. Найдите словосочетания «глагол (гл.сл.) + существительное»: 1 вариант А) подарить книгу; Б) весенняя степь; В) на дальней прогулке; Г) объяснить пример; Д) слушать песню; 2 вариант а) поговорить по душам; б) солнечный день; в) в голубом небе; г) пойти к врачу; д) красить забор. 3. Найдите словосочетания «наречие + глагол (гл.сл.)»: 1 вариант. А) бегать быстро; Б) долго думать; В) одинокий человек; Г) дорога в горы; Д) к дремучему лесу; 2 вариант. а) медленно двигаться; б) разговаривать тихо; в) свежее утро; г) тропинка в поле; д) от резкого ветра. ОТВЕТЫ: 1 вариант. 1. б, в 2. а, г, д 3. а, б 2 вариант. 1. б, в 2. а, г, д 3. а, б 4) Подведение итогов. Урок 3 ТЕСТ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» 1 вариант Тест № 1 1) Найти словосочетание «существительное(гл.сл.) + прилагательное». а) едем направо; б) в синюю высь; в) тоскуешь по дому; г) помощь друга; д) слушаю песню. 2) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + существительное». а) беседуем за столом; б) густых ёлок; в) резкого ветра; г) на вершине ели д) учиться с желанием. 3) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) объясняем пример; б) вырос гриб; в) поздним вечером; г) растаяли снега; д) беседовать с другом. 4) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) подарить книгу; б) на дальней прогулке; в) вода заполнила; г) поговорить по душам; д) росли стебли. Тест № 2 Найти словосочетания. а) в осеннем лесу; б) на прогулке; в) шёл и думал; г) поздним вечером; д) в дремучем лесу; е) вечная мерзлота; ж) синие и красные; з) у дома; и) расшумелись деревья; к) закружил и разбросал. Тест № 3 1. Из данных предложений выписаны словосочетания, но допущены ошибки. Укажите только верно выписанные словосочетания. 1) Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. а) выпал на рассвете; б) выпал хрупко; в) лежал хрупко; г) на земле; д) иней не таял; е) не таял долго; ж) не таял; з) лежал и не таял. 2) Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки. а) дорога к станции; б) к станции; в) дорога вилась; г) вилась по тропинке; д) вилась и спускалась; е) спускалась в ложбинки; ж) в сырые ложбинки; з) в ложбинки. 2 вариант. Тест № 1 1) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + прилагательное». а) крепкий мороз; б) красный от мороза; в) приятный запах; г) ручка двери; д) горячий от перегрева. 2) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + существительное». а) прибрежные камни; б) ударом палки; в) подбежал к дому; г) резкий удар; д) тетрадь ученика. 3) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) подбежал мальчик; б) подбежал к матери; в) уходим в море; г) перешёл через мост; д) серебрится иней. 4) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) стекло чистое; б) стекло по листку; в) ушиб ногу; г) сильный ущерб; д) печь пироги. Тест № 2 Найти словосочетания. а) по лесной тропинке; б) у дома; в) побежал к реке; г) искрится звезда; д) по дороге; е) от тучи; ж) налетел ветер; з) разбросал листья; и) свежим утром; к) летел и крутился. Тест № 3 [color=gray][color=blue]Из данных предложений выписаны словосочетания, но допущены ошибки. Укажите только верно выписанные словосочетания.[/color][/color] 1) Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. а) тёплый ветер; б) пролетает над полями; в) пролетает и поднимает; г) поднимает пыль; д) цветочную пыль; е) над полями; ж) ветер пролетает; з) ветер поднимает. 2) При каждом ударе в лесу встряхивались деревья и осыпали листья. а) при каждом ударе; б) при ударе; в) ударе в лесу; г) в лесу; д) встряхивались деревья; е) встряхивались и осыпали; ж) осыпали листья; з) осыпали при ударе. 3 вариант. Тест № 1 1) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + прилагательное». а) крепкий мороз; б) красный от мороза; в) приятный запах; г) ручка двери; д) горячий от перегрева. 2) Найти словосочетания «существительное(гл.сл.) + существительное». а) беседуем за столом; б) густых ёлок; в) резкого ветра; г) на вершине ели д) учиться с желанием. 3) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) подарить книгу; б) на дальней прогулке; в) вода заполнила; г) поговорить по душам; д) росли стебли. 4) Найти словосочетания «глагол(гл.сл.) + существительное». а) подбежал мальчик; б) подбежал к матери; в) уходим в море; г) перешёл через мост; д) серебрится иней. Тест № 2 Найти словосочетания. а) по лесной тропинке; б) налетел ветер; в) побежал к реке; г) искрится звезда; д) в осеннем лесу; е) от тучи; ж) синие и красные; з) разбросал листья; и) свежим утром; к) на прогулке. Тест № 3 Из данных предложений выписаны словосочетания, но допущены ошибки. Укажите только верно выписанные словосочетания. 1) Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. а) выпал на рассвете; б) выпал хрупко; в) лежал хрупко; г) на земле; д) иней не таял; е) не таял долго; ж) не таял; з) лежал и не таял. 2) Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. а) тёплый ветер; б) пролетает над полями; в) пролетает и поднимает; г) поднимает пыль; д) цветочную пыль; е) над полями; ж) ветер пролетает; з) ветер поднимает.
|