Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Вовлечение детей-билингвов во внеучебную деятельность по русскому языку и литературе
Вовлечение детей-билингвов во внеучебную деятельность по русскому языку и литературе


У образования очень много векторов. Образование, как фундамент развития человеческого потенциала, как основа подготовки молодежи к сложному и интересному миру, воспитывает в них как чувства сохранения своей самоидентичности, так и открытость для того, чтобы жить и работать в поликультурном и полиэтническом мире.
Таким образом, общая развития языков народа Казахстана определяет 3 основные цели:
1) расширение и укрепление социально-коммуникативных функции государственного языка;
2) сохранение общекультурных функции русского языка;
3) развитие языков этнических групп.
Сейчас перед наукой и образованием страны стоят новые задачи в области языкового планирования. Это – поиски концепций функционирования, распространения и преподавания русского языка наряду с другими языками Казахстана. Русско-национальное, включая и русско-казахское, двуязычие на данный момент характеризуется довольно низкими показателями. Как показывают статистические данные, по количеству билингвов и даже полилингвов Казахстан опережает другие страны СНГ.
Билингви́зм (двуязы́чие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам.
Суть билингвального образования сводится к программе, в которой два языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование двуязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на двух языках во всех без исключения жизненных ситуациях. Владение литературными нормами двух языков означает вместе с тем понимание, восприятие и сохранение фундаментальных культурных ценностей двух народов.
Когда начинать билингвальное обучение? Все единодушны во мнении, что в раннем школьном возрасте. Во всем мире об этом написано великое множество книг и статей. Билингвальная программа предназначена для детей, которые к шести-семи годам говорят на родном языке, будут продолжать говорить на нем в школьные годы и в ходе дальнейшего образования и которым в силу объективной языковой ситуации в стране необходимо изучение второго языка. У нас в Казахстане для ребенка-казаха, хорошо владеющего родным языком, целевым, вторым языком является русский. Для русскоязычного ребенка целевым языком выступает казахский.
В своей долголетней практике хотелось бы уделить особое внимание на роль русского языка в современном мире, а также на развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Многочисленные уроки и внеклассные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач. Одна из которых – развитие грамматической речи учащихся. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.
Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способнось к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 3-6 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Сочинить сказку с включением в него пословиц и поговорок.
- Подготовить презентацию.
2) Исследовательских. Например:
- Выяснить какие жузы проживают на территории Мендыкаринского района.
- Написать реферат.
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию “Причастие. Почему данная часть речи так называется?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
4) Игровых. Например:
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ВОУД, ЕНТ.
Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Наши ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад по русскому языку.
В течение нескольких лет я провела много внеклассных уроков по развитию речи, посвященных творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, С.А. Есенина. Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий, а также от воздействия на учащихся личности учителя. «Научить правильной и красивой русской речи можно в принципе на любом ситуативно – тематическом содержании. Однако воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем. Если исходить из общей теории воспитания, то оптимальным будет ориентация курса русского языка, прежде всего на идейно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Кроме того, русский язык как учебный предмет открывает широкие возможности для воспитания у школьников привычки ежедневно кропотливо трудиться. Следует поэтому, как можно полнее использовать обучение русскому языку для трудового воспитания учащихся.
Литература

1. Батищева И. Р. Проблемы билингвизма и построение письменного текста // Психология билингвизма: Сб. научн. тр. Вып. 260. Редкол.: И. Я. Зимняя (отв ред.) и др. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза,1986. - С.79-87.

2. Пассов Е. И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования. -М.: Просвещение, 2000. - 173с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

4. Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html]

5. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12
Категория: Русский язык и литература | Добавил: АйбарАйдын (2014-05-14) | Автор: Серикпаева Акмарал Тлеулеевна E
Просмотров: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 3:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru