Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Вовлечение детей-билингвов во внеучебную деятельность по русскому языку и литературе У образования очень много векторов. Образование, как фундамент развития человеческого потенциала, как основа подготовки молодежи к сложному и интересному миру, воспитывает в них как чувства сохранения своей самоидентичности, так и открытость для того, чтобы жить и работать в поликультурном и полиэтническом мире. Таким образом, общая развития языков народа Казахстана определяет 3 основные цели: 1) расширение и укрепление социально-коммуникативных функции государственного языка; 2) сохранение общекультурных функции русского языка; 3) развитие языков этнических групп. Сейчас перед наукой и образованием страны стоят новые задачи в области языкового планирования. Это – поиски концепций функционирования, распространения и преподавания русского языка наряду с другими языками Казахстана. Русско-национальное, включая и русско-казахское, двуязычие на данный момент характеризуется довольно низкими показателями. Как показывают статистические данные, по количеству билингвов и даже полилингвов Казахстан опережает другие страны СНГ. Билингви́зм (двуязы́чие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам. Суть билингвального образования сводится к программе, в которой два языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование двуязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на двух языках во всех без исключения жизненных ситуациях. Владение литературными нормами двух языков означает вместе с тем понимание, восприятие и сохранение фундаментальных культурных ценностей двух народов. Когда начинать билингвальное обучение? Все единодушны во мнении, что в раннем школьном возрасте. Во всем мире об этом написано великое множество книг и статей. Билингвальная программа предназначена для детей, которые к шести-семи годам говорят на родном языке, будут продолжать говорить на нем в школьные годы и в ходе дальнейшего образования и которым в силу объективной языковой ситуации в стране необходимо изучение второго языка. У нас в Казахстане для ребенка-казаха, хорошо владеющего родным языком, целевым, вторым языком является русский. Для русскоязычного ребенка целевым языком выступает казахский. В своей долголетней практике хотелось бы уделить особое внимание на роль русского языка в современном мире, а также на развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Многочисленные уроки и внеклассные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач. Одна из которых – развитие грамматической речи учащихся. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются: 1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. 2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека. 3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы. 4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ). 5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ. 6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое. 7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества. 8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. 9. Способнось к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. 10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям. 11. Отличная память. 12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других. 13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов. 14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность. 15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях. Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 3-6 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с талантливыми учениками. 1. Олимпиадные задания. 2. Создание проектов. 1) Творческих. Например: - Сочинить сказку с включением в него пословиц и поговорок. - Подготовить презентацию. 2) Исследовательских. Например: - Выяснить какие жузы проживают на территории Мендыкаринского района. - Написать реферат. 3) Информационных. Например: - Подготовить информацию “Причастие. Почему данная часть речи так называется?” - Подготовить доклад о русских лингвистах. 4) Игровых. Например: - Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы. 5) Практико-ориентированных. Например: - Подготовить материал по русскому языку и литературе для ВОУД, ЕНТ. Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Наши ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад по русскому языку. В течение нескольких лет я провела много внеклассных уроков по развитию речи, посвященных творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, С.А. Есенина. Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий, а также от воздействия на учащихся личности учителя. «Научить правильной и красивой русской речи можно в принципе на любом ситуативно – тематическом содержании. Однако воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем. Если исходить из общей теории воспитания, то оптимальным будет ориентация курса русского языка, прежде всего на идейно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Кроме того, русский язык как учебный предмет открывает широкие возможности для воспитания у школьников привычки ежедневно кропотливо трудиться. Следует поэтому, как можно полнее использовать обучение русскому языку для трудового воспитания учащихся. Литература 1. Батищева И. Р. Проблемы билингвизма и построение письменного текста // Психология билингвизма: Сб. научн. тр. Вып. 260. Редкол.: И. Я. Зимняя (отв ред.) и др. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза,1986. - С.79-87. 2. Пассов Е. И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования. -М.: Просвещение, 2000. - 173с. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. 4. Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html] 5. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12 | |
Просмотров: 1310 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|