Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Материал признан лучшим по итогам 1 четверти 2010 года «ТАРАС БУЛЬБА» Н.В. ГОГОЛЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭПОС. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ (2 часа) Цель: - дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал; - провести анализ содержания по главам, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; - формировать нравственные качества личности.
ХОД УРОКА. 1) Вводная беседа. Устный фронтальный опрос. - Сложен ли язык повести, легко ли было читать? - Где происходит действие повести? - Что представляет собой Запорожская Сечь? - Почему Гоголь называет описываемое время «жестокий, свирепый век»? - Реальны ли герои повести? - Кто является главным героем повести Гоголя? - Каким показан образ Тараса Бульбы? - Как звали сыновей Тараса Бульбы? - Каковы характеры каждого из сыновей? - Расскажите, как сложились судьбы сыновей Тараса. - Ваше впечатление от повести. 3) Анализ по главам. 1 глава - С чего начинается повесть? - Как отец встречает сыновей? - Какую оценку он даёт в первые минуты встречи Остапу? Андрию? (текст). Как наставляет обоих? (текст). - Найдите в тексте описание внутреннего убранства в доме Тараса Бульбы. Как описание светлицы характеризует хозяина дома? - Что говорит автор о Тарасе Бульбе в 1 главе? (текст). - Какую свою давнюю мечту решает осуществить Тарас в 1 главе? - Как раскрывается образ матери в 1 главе повести в сцене встречи и прощания с сыновьями? - Чем заканчивается 1 глава?
2 глава - Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? - Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах? - Найдите в тексте описание степи. Какие чувства вызывает степь у героев повести, автора, у вас? - Что представляет собой Запорожская Сечь? (текст, выборочно).
3 глава - Что представляет собой Запорожская Сечь? Каковы здесь нравы и законы? (текст). (Вольные козаки, вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они стали пренебрежительно относиться к хозяйственным заботам, обменивали добытые в бою трофеи на необходимые вещи и еду. Целые дни они проводят в пирах и разгуле, если врага нет близко. Такова обратная сторона их долгой войны во имя воли. Основной закон Сечи – закон товарищества). - Как показали себя Остап и Андрий?
4 глава - Каково основное событие 4 главы? (Плохая новость, начало наступления).
5 глава - Чему радовался Тарас, глядя на своих сыновей? Чем отличались их воинские качества? (текст). - Какое впечатление произвела на Андрия встреча со служанкой польской панночки? - Как воспринимает Андрий происходящее в осаждённом городе?
6 глава - Как вы считает, мог ли Андрий и дальше участвовать в войне, после того, что увидел? (Он уже вряд ли сможет вернуться к своему отцу, брату. Перед нами уже не прежний запорожец, живущий только одним чувством к врагу – ненавистью). - Можно ли понять и оправдать поступок Андрия? - Что заставляет Андрия принять окончательное решение не возвращаться к запорожцам? - Найдите в тексте, какой ответ даёт панночке Андрий.
7 глава - Какие действия предприняли козаки, узнав о происшедшем ночью? - Как закончился бой? Кем стал Остап?
8 глава - Что произошло в Сечи во время боя? - Что предложили кошевой, Тарас Бульба? - Как поступили козаки?
9 глава - Прочитайте речь Тараса о товариществе. В чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей? - Как проходил второй бой под Дубно? Что говорили козаки, умирая? - Какими словами подбадривал товарищей Тарас? - Найти в тексте, как погиб Андрий. Как относится автор к гибели героя? - Мог ли Тарас Бульба поступить по-другому? - Чем заканчивается глава?
10 глава - Что произошло с Тарасом Бульбой? (Ранение в бою и отсутствие новостей об Остапе. Чтение, стр.83) - На какой поступок решается старый вояка?
11 глава - Почему Остап в свой последний час вспоминает отца и обращается к нему?
12 глава - Что изменилось в характере поведении Тараса Бульбы после битвы под Дубно и казни Остапа? - Как погиб Тарас? - Какие мысли и чувства Гоголя выражены в следующих словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» - При каких обстоятельствах Тарас произносит следующие слова, ставшие крылатыми выражениями: 3) Домашнее задание.
Остап Андрий Портрет Учёба в бурсе Отношение к родителям Поведение в бою Сцена гибели 4) Подведение итогов урока. Литература: ТАРАС БУЛЬБА И ЕГО СЫНОВЬЯ. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ ГОГОЛЯ Цель: - ознакомить с понятием характеристики героев и средствами её раскрытия; развивать понятие о литературном герое;
ХОД УРОКА. 1) Проверка домашнего задания. Устное чтение составленной дома сопоставительной характеристики на героев повести. Анализ характеристик. 2) Запись выводов. Тарас Бульба. Нет уз святее товарищества – эти слова объясняют страшный поступок героя. Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от дома, хозяйства и труда, но изменилось и его сознание. Узы товарищества стали для него дороже кровных уз. Это ситуация безысходная, обрекающая человека на гибель. Это личная и общественная катастрофа времени). Остап. Андрий. Душа Андрия открыта всему миру: он сострадает человеку, даже если этот человек – враг. Сострадание, красота, любовь – это ценности мирной жизни. Андрий их выбирает, потому что не может жить только войною. 3) Подготовка к сочинению.
Образ литературного героя. Образ литературного героя раскрывается в поступках, в поведении, во взаимоотношениях с другими действующими лицами, в оценке различных жизненных явлений, в его отношении к миру. Так, горячая любовь Тараса Бульбы к родине и его мужество проявляются и тогда, когда он сражается с врагами, и тогда, когда произносит свою речь о товариществе, и тогда, когда медленно погибает на костре. Он верный товарищ и храбрый воин. Его любят и ценят козаки, недаром они выбирают его свои наказным атаманом и беспрекословно подчиняются его распоряжениям в бою. Не меньшее значение в раскрытии образа имеют описания внешнего облика героя, его манеры говорить, его жестов, речи, окружающей обстановки. Описание светлицы в доме Бульбы, например, не только знакомит с бытом козачьей семьи XVI века, но характеризует и его владельца. Перед нами жилище воина, большая часть жизни которого прошла в Запорожской Сечи и в военных походах, много повидавшего на своём веку. Суровая жизнь того времени, когда мужчины не расставались с оружием, редкие встречи с семьёй сказались и на характере Тараса; он суров, иногда жесток, решителен в поступках, убеждён, что место козака – в Запорожской Сечи или в бою с врагами родной земли. Своим сыновьям он говорит: «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь; вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» Переживания героя, его думы, чувства описываются автором, либо раскрываются с помощью речи самого героя, обращённой к себе (внутренний монолог): «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстрелянным. И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось синее море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою. И не выдержал наконец Тарас. «Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Разведаю во что бы то ни стало!» Не меньшее значение в понимании образа героя имеют авторские оценки и авторские характеристики героев. Стремительность и отвага Остапа, точность его ударов по врагу сравниваются с ударом ястреба, который, высмотрев с высоты добычу, бьёт оттуда стрелой. Рыцарские качества Остапа, его сила и благородство сравниваются с могучими качествами льва. Таким образом, поступки героя, его речь, окружающая его обстановка, взаимоотношения с другими действующими лицами, внутренний монолог и авторская характеристика помогают нам не только представить себе того или иного героя, но и понять его сущность, характер. Чтобы охарактеризовать литературного героя, необходимо: 3) Домашнее задание.
Тарас Бульба – герой повести Н.В.Гоголя. План. 1. В чём видит Тарас бульба смысл своей жизни? 2. Почему стремится он в Запорожскую Сечь? 3. Как относится он к своим сыновьям? Чем гордится и с чем не примиряется? 4. Как выражает Тарас заботу о козаках, являясь их наказным атаманом? О чём думает он в последние минуты своей жизни? 5. Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает Козаков? 6. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? 7. Что привлекает нас в характере и в поступках Тараса Бульбы?
План. I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой? II. Образ главного героя повести. 1. Что узнали мы из первой главы о Тарасе Бульбе? 2. К чему стремится Тарас и В чём видит смысл своей жизни? 3. Как проявляет себя Тарас Бульба: а) в отношении к сыновьям; б) в его речи о товариществе; в) при подготовке к бою и в битве под Дубно; г) в момент гибели. 4. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? III. Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы?
Две судьбы сыновей Тараса Бульбы. План. 1. Внешний облик братьев. 2. Учёба в бурсе. 3. Отношение к отцу и матери. 4. Жизнь в Запорожской Сечи. 5. Поведение в бою и в момент гибели. 6. Подвиг Остапа и предательства Андрия. 7. Отношение автора к Остапу и Андрию и средства выражения этого отношения. 8. Собственная оценка героев повести, их поступков в различных жизненных ситуациях. | |
Просмотров: 65774 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|