Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Подвиг любви бескорыстной" по поэме Н.Некрасова "Русские женщины".
Тема: Подвиг любви бескорыстной. Урок в 7 классе с межпредметными связями (история, музыка)

Цель: Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов. Отметить неразрывную связь между женщинами-княгинями и простыми русскими крестьянками. Почувствовать связь времен. Сконцентрировать внимание на мастерстве Некрасова поэта.
Оборудование:
1 стенд: Иллюстрации к поэме, выполненные художниками и учащимися.
2 стенд: Портреты Трубецкой, Волконской .
3 стенд: ” Лики красоты” (Женские портреты)
Музыка: Б. Окуджавы к кинофильму ” Звезда пленительного счастья. ”

Ход урока.

1 Слово учителя (На фоне музыки эпиграф).
2 Пресс-блиц: ученик читает из дневника записи Марии Волконской.
- Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежние звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорбленной от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеем не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне!
- Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено.
Ученик: Вот содержание бумаги, которую она подписала.
Учитель: Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.
Ученик; Как мы знаем, политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. ,
Учитель: Но, выполняя свой женский долг, “декабристки” поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия.
Ученик: Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В. Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и другие.
Учитель: Вот именно о них, об этих мужественных, сильных душой, любящих, нежных русских женщинах и пойдет сегодня наш разговор.
Мы должны подвести итог изученному, заканчивая изучение творчества Некрасова, сконцентрировав внимание на женском вопросе: женские образы в лирике Некрасова.
Вопросы: Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
Он был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.
Так о чем эта поэма “Русские женщины”?

О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.
Какова позиция поэмы? Состоит из двух частей: “Княгиня Трубецкая ” и «Княгиня Волконская»
Созданные одним писателем главы, об одном и том же повествующие, внутри строятся по одному плану, или есть различие?
1 глава - описание поездки в Сибирь, в полусне рисуется светская жизнь и реальность.
1 глава - “Бабушкины записи”, “Рассказ в рассказе”.
Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление?
В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
Сон
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию.
Реальность.
Снежная пустыня (”забытая богом страна”), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. .
Происходит сближение с народом.
Что занимает центральное место в первой части?
Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором).
Удалось ли ребятам передать содержание?
Самые сильные строки: я не жалкая раба я женщина, жена!
Какие черты характера выступают на первый план?
Самопожертвование, достоинство, терпение.
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
Как работал Некрасов над поэмой?
Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой. Тоже богатство, поклонники, красота, знакомство с Пушкиным, замужем за человеком, старше ее намного, пришлось оставить сына.
Трубецкой или Волконской на долю выпало больше страданий?
Самые трогательные строфы поэмы?
Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила)
Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы).
В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?
Точность, правдивость, простота; верим поэту.
Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.
Вывод: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется “Русские женщины “, а не “Декабристки” или “Русские княгини”?
Выходит, строки “Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет” и “Красавица - миру на диво” относятся и к женам декабристов?
- Попробуйте провести параллель между женами между женами декабристов и простыми русскими женщинами.

“Орина-мать солдатская” - “Княгиня Волконская”. Чувствуется духовная близость в судьбах крестьянок и дворянок.- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?
- С каким чувством вы знакомитесь с произведениями Н. Некрасова о судьбах женщин России?
Обращаю ваше внимание на стенд “Лики красоты “.

Вглядитесь в лики этих женщин. Есть знакомые?
В них вы увидите и черты М. Волконской, и С. Трубецкой, и Орины - черты ваших матерей, свои собственные черты, дорогие девочки.
Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.
Она - муза, она - женщина, символ Родины, символ терпения.
Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют .

Категория: Русский язык и литература | Добавил: tyty (2010-01-26)
Просмотров: 4281 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru