Тема: Подвиг любви бескорыстной. Урок в 7 классе с межпредметными связями (история, музыка) Цель: Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов. Отметить неразрывную связь между женщинами-княгинями и простыми русскими крестьянками. Почувствовать связь времен. Сконцентрировать внимание на мастерстве Некрасова поэта. Оборудование: 1 стенд: Иллюстрации к поэме, выполненные художниками и учащимися. 2 стенд: Портреты Трубецкой, Волконской . 3 стенд: ” Лики красоты” (Женские портреты) Музыка: Б. Окуджавы к кинофильму ” Звезда пленительного счастья. ” Ход урока. 1 Слово учителя (На фоне музыки эпиграф). 2 Пресс-блиц: ученик читает из дневника записи Марии Волконской. - Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежние звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорбленной от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеем не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! - Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено. Ученик: Вот содержание бумаги, которую она подписала. Учитель: Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть. Ученик; Как мы знаем, политическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. , Учитель: Но, выполняя свой женский долг, “декабристки” поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Ученик: Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В. Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и другие. Учитель: Вот именно о них, об этих мужественных, сильных душой, любящих, нежных русских женщинах и пойдет сегодня наш разговор. Мы должны подвести итог изученному, заканчивая изучение творчества Некрасова, сконцентрировав внимание на женском вопросе: женские образы в лирике Некрасова. Вопросы: Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов? Он был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной. Так о чем эта поэма “Русские женщины”? О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Какова позиция поэмы? Состоит из двух частей: “Княгиня Трубецкая ” и «Княгиня Волконская» Созданные одним писателем главы, об одном и том же повествующие, внутри строятся по одному плану, или есть различие? 1 глава - описание поездки в Сибирь, в полусне рисуется светская жизнь и реальность. 1 глава - “Бабушкины записи”, “Рассказ в рассказе”. Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности. Сон Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Реальность. Снежная пустыня (”забытая богом страна”), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. . Происходит сближение с народом. Что занимает центральное место в первой части? Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором). Удалось ли ребятам передать содержание? Самые сильные строки: я не жалкая раба я женщина, жена! Какие черты характера выступают на первый план? Самопожертвование, достоинство, терпение. Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах. Как работал Некрасов над поэмой? Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой. Тоже богатство, поклонники, красота, знакомство с Пушкиным, замужем за человеком, старше ее намного, пришлось оставить сына. Трубецкой или Волконской на долю выпало больше страданий? Самые трогательные строфы поэмы? Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы). В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? Точность, правдивость, простота; верим поэту. Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там. Вывод: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный. Все-таки, почему поэма называется “Русские женщины “, а не “Декабристки” или “Русские княгини”? Выходит, строки “Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет” и “Красавица - миру на диво” относятся и к женам декабристов? - Попробуйте провести параллель между женами между женами декабристов и простыми русскими женщинами. “Орина-мать солдатская” - “Княгиня Волконская”. Чувствуется духовная близость в судьбах крестьянок и дворянок.- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века? - С каким чувством вы знакомитесь с произведениями Н. Некрасова о судьбах женщин России? Обращаю ваше внимание на стенд “Лики красоты “. Вглядитесь в лики этих женщин. Есть знакомые? В них вы увидите и черты М. Волконской, и С. Трубецкой, и Орины - черты ваших матерей, свои собственные черты, дорогие девочки. Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров. Она - муза, она - женщина, символ Родины, символ терпения. Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют .
|