Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы Актюбинская область, Мартукский район Родниковская средняя школа учитель русского языка и литературы Лукьяненко Надежда Ивановна Предлагаю статью : «Приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы». Эта статья будет интересна учителям русского языка и литературы. И особенно тем кто прошел курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета (третьего базового уровня). В статью включены различные виды устной и письменной рефлексии. Эпиграф: « Учитель готовится к уроку, всю свою жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» Пройдя курсы повышения квалификации в г.Актюбинске по Программе Кембриджского Университета(третьего базового уровня) я открыла для себя много интересного. Особое место отводится – рефлексии. В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия бывает: а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с учеником по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого . Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Урок рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида» . Фазы и содержание такого рода обучения . Обращение к опыту как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувствам и переживаниям, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотезы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта. Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Компоненты рефлексии Педагог – деятельность учащихся , педагогическая деятельность , педагогическое взаимодействие Учащийся – своя деятельность, деятельность педагога, педагогическое взаимодействие «Рефлексивный круг » В ходе постоянного использования рефлексивных технологий в своей практики, я нашла достаточно простой способ превращения оперативных методик рефлексии из средств оценки общих тенденций тех или иных особенностей учебной группы или класса в средство индивидуального мониторинга состояния той или иной сферы развития каждого учащегося. Виды рефлексии – индивидуальная или групповая Приемы для индивидуальной рефлексии: «» «Получил ответ или нет?», «Что, если?», «Плюс, минус, интересно»; Приемы «грабли», «Гроздь»; Анкета Приемы для групповой рефлексии: «Мозговой штурм»; Опорные слова и фразы для высказываний; Прием «Пошаговые действия», «Дерево предсказаний» Например, используя технологию «Рефлексивная мишень» в традиционном варианте мы можем наблюдать только общие тенденции – большинство учащихся в целом хорошо оценили содержание занятия и форму его проведения; им понравился стиль общения педагога; за исключением одного учащегося вся группа оценила свою активность на уроке выше среднего уровня. Кто же из учеников поставил крестик в сторонке, мы можем никогда и не узнать (не факт, что это именно тот ученик, который по наблюдениям учителя «промечтал» весь урок – он то, как раз может поставить крестик в самом центре). Это ведь вполне может быть отличник, который по наблюдениям педагога прекрасно работал весь урок, но сам субъективно оценивает свое участие и вовлеченность в урок слабо – «работал на автомате», или был чем-то расстроен. Один из приемов стикеры, которые раздаю учащимся, пронумеруем, предварительно записав, принадлежность каждого номера конкретному ученику .Теперь мы видим, что ребенок А работал на уроке с большим желанием, прекрасно понимал материал, чувствовал себя работоспособным, но настроение на уроке тем не менее было плохим. Такой способ проведения рефлексивных техник позволяет замечать гораздо больше изменений и эти наблюдения гораздо более ценные. А вот, если один и тот же ученик несколько раз оказывается у края мишени или у «неблагополучных островов» – это повод присмотреться, поговорить индивидуально, не обязательно при этом ссылаясь на методику рефлексии («Я заметила, что в последнее время на моих уроках ты очень напряжен…». «У меня часто возникает ощущение, что ты не понимаешь объяснение нового материала – я хочу, попробовать объяснять по-другому….были ли уроки, когда у тебя все получалось? Или тебе что-то мешает?» и т.п. Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная ,смыслотворческая, мотивационная, коррекционная. Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела. Классификация рефлексии (исходя из функции) • Рефлексия настроения и эмоционального состояния; • Рефлексия содержания учебного материала • Рефлексия деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с классом) и в конце деятельности. Методы: • карточки с изображением лиц (смайлики); цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыка); оценка эмоционального состояния. Рефлексия содержания учебного материала Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного Приемы: Устная рефлексия: Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск") Данный прием - " перекрестная дискуссия " - имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников В процессе проведения «Перекрестная дискуссия» преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Например по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» одна группа «защищает» Онегина, а вторая группа Татьяну Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. Прием незаконченного предложения; «Хочу спросить …», «Микрофон». Оценки приращения знаний и достижения целей высказывания «Я не знал….», «Теперь я знаю…»; Рефлексия достижения цели (цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); Рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы; Письменная рефлексия: Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии: Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу. Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы. Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия). Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями. Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991). Приемы: Закончи предложение (Письменное интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 1. Анкета самоанализа Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Вариант 1. • На уроке я работал • Своей работой на уроке я • Урок для меня показался • За урок я • Мое настроение коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен интересно / не интересно Вариант 2. Урок -заставил задуматься… -навёл меня на размышления… Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем ещё надо поработать? Своей работой на уроке я: - доволен - не совсем доволен, Я недоволен, потому что… Я выбрал эти задания на уроке, потому что: -они мне нравятся больше остальных; - я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями -они легче остальных заданий «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления) Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться) Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. «Комплимент» Цель оценить свою активность и качество работы. Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Рефлексия деятельности необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Приемы: • «Лестница успеха»; • Использование алгоритма; • Прием « Технологичная распаковка урока»; • Прием «Звездочки» - «Три М» - назвать три момента, которые получились хорошо и одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке. - «Букет настроения » учащиеся на вазу прикрепляют стикеры в виде цветов .Зеленый- удовлетворен уроком, урок полезен для меня. Желтый- урок был интересным, я принимал активное участие. Красный- пользы от урока получил мало. Пока педагог задает себе вопросы «Что я делаю? Для чего? С какой целью? Мог ли я сделать лучше? Что не получилось? Что я буду делать дальше?» и др. - он развивается. Рефлексия – залог развития. Такой способ проведения рефлексивных техник предполагает проявление особого такта и высокого уровня профессионализма. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность. Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания. Свою работу выстраиваю следующим образом: 1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету; 2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. На мой взгляд, самыми ценными работами, завершающими изучение какой-либо темы, являются детские работы творческого характера. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Индивидуальная работа с учащимися – это прежде всего постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в просе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания. Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму. Источники: А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока Руководство для учителя Handbook for Teacher | |
Просмотров: 11889 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|