Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Класс: 6 Цель: Создание условий для повторения знаний о составе слова и способах словообразования, закрепления умения по разбору слов по составу. - Обеспечить усвоения учащимися специфики словообразования. - Объяснить учащимся различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. - Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся. - Воспитывать любовь к природе. Оборудование: Слайды. Ход урока: I. Мотивационный этап. Прием “ладошка”. II. Разгадывание кроссворда. Учащимся раздаются карточки с вопросами: - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? - Как называется общая часть родственных слов? - Назовите часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? - Переведите на казахский язык слово “корень”. - Изменяемая часть слова. - Как называется слова , имеющие один и тот же корень? - Часть слова без окончания? Ответами мы заполняем пустые клетки. Какое слово получилось по вертикали? (природа) - Как человек связан с природой? (человек является частью природы. Природа дает человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья) - Как человек может навредить природе? (загрязнить её, вырубить леса) - К чему приводит вырубка лесов? (животные, лишившись привычного места обитания, либо уходят дальше вглубь леса, либо погибают). А еще лес издавна считалось легкими нашей планеты. Поэтому природу надо беречь. (Показывается слайд - ЛЕС) - Что вы видите на картинке? (лес) - Как называется работник леса? (лесник) - Как мы называем животных, птиц, которые обитают в лесу? (лесной) - Найдите в этих словах общую часть. Лес, лесник, лесной, лесистый Лес, леса, лесу, лесом, о лесе. (выделите в них общую часть.) Скажите где однокоренные слова, а где формы одного и того же слова? Однокоренные слова имеют разный состав и значение , а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. (запишите) III. Прогулка продолжается, и вот мы уже на полянке “закрепительная”. Класс выполняет задание по рядам. Что такое за окном. Домашний, домовладелец. (дом, домик, домина, домище, домовой, домофон, домочадцы ) I ред. Сразу в доме посветлело Это снег лежит ковром Самый первый, самый белый (к выделенным словам подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова) Завершая прогулку, мы остановимся на полянке “Применительная”. Распределите в два столбика однокоренные слова и формы одного и того же слова. Трава, травы, травяной, травка, травушка, травой, травами. Мы возвращаемся на опушку и на последнем привале обобщаем то, что узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова. Домашнее задание: Упражнение 4. с 56. Выставление и комментирование оценок.
|