Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

« Как правильно «видеть» и « читать» лирическое произведение»
Статья на тему: « Как правильно «видеть» и « читать» лирическое произведение»
Казахстан
Актюбинская область
Мартукский район
учитель русского языка и литературы
Конусова Актолкин Нуриденовна
стаж 24 года

Начну сразу с того, что часто учителя не знают, как правильно анализировать лирическое произведение.В прошлом учебном году я впервые начала работать в 5 классе, вернее преподавать уроки русского языка и литературы. Программы по этим предметам перенагруженные, а в русской словесности еще и неинтересный непонятный для детей материал. Поэтому приходится так разрабатывать урок, чтобы видеть в глазах детей удивление, интерес. Итак, уже с 5 класса начинается анализ и лирического произведения и прозы.
Если мы не научим их анализировать в младших классах, мы не научим их чувствовать и понимать произведение, автора. Учить анализировать значит учить думать и выражать свое понимание, свои ощущения от прочитанного.
Ну что ж, начнем? Возьмите простой карандаш и бумагу. Стихотворение С.А.Есенина «Поет зима – аукает» /5 класс/. Первое, что делаем при разработке плана урока – читаем биографию С.Есенина, вспоминаем северную часть России, климат, суровую зиму, щедрое на ягоды лето…Это, чтобы понять, как похожи зимы на наши: морозы, метели, бездорожье…Сложно не только человеку, но и птицам. Читаем первую строфу (понятие о строфе дайте повторить за урок до анализа, а также повторите художественно-изобразительные средства)
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Итак, сейчас мы учимся с Вами анализировать дома, а затем будем разбирать по схеме в классе. Разбираем каждую строчку. Обязательно иметь под рукой словарь С.И.Ожегова, В.И.Даля.
1)Поет зима – аукает, Как Вы понимаете эту строчку? Ассоциации с зимой: мороз, метель, холод, ветер, от ветра все гудит, шумит, завывает – как бы поет, эхом отдается через трубы, плетни, ветхие крыши. Вот и аукает зима. Иногда в холодную погоду кажется, что целый хор завывает, стонет, и это отдается на многие километры. Спросите детей, как они понимают метафору поет, аукает зима. Запишите на доске все выдвинутые мнения / подходящие к этому случаю/
2)Мохнатый лес баюкает. Почему лес мохнатый? Потому что деревья в снегу, который буквально выпал ночью. Подберем синонимы к эпитету мохнатый снег- пушистый, бархатный. Зима в лесу поет, убаюкивает лес, как мать. Вспомним сказки о Деде Морозе, о Зимушке-Зиме, Снегурочке. Для них лес – родной дом.
3)Стозвоном сосняка. Сосняк-это сосновый лес/собирательное сущ./Стозвон говорит о том, насколько громко «поет» зима в сосновом лесу. Сосны как бы создают музыкальный фон в виде звона. Деревья высокие, шумят верхушками, как башни. Это чисто русский образ, вспомните звон колоколов./когда звонили в колокола из истории/
4)Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. Тоска глубокая – печаль, грусть, кругом пустота, снег, холод. Седые облака – серые, серебристые, дымчатые./подбираем синонимы, развиваем образное мышление, речь/ Говоря о седой голове, седом человеке, мы представляем наделенного жизненным опытом человека. Седые облака- облака, видавшие многое на своем кочевом пути с севера на юг и т.д. Облака плывут туда, где тепло. Их тоже не радует холод, пустота, их не привлекает колыбельная Зимы.
Итак, мы имеем информацию по первой строфе. Тема 1-ой строфы – зима в лесу. Микротемы -1-ая – зима баюкает лес, 2 –я - плывут седые облака.
Анализируем вторую строфу.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
1)А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Меняется форма пространства, вид. Это уже не лес, а деревня, по-есенински выть. Во дворе снег «шелковым» ковром стелется. Шелк на холоде тоже становится холодным. Ковер шелковый, красивый, искрящийся, но холодный, как мрамор, как лед с запечатанными рисунками./вспомните зимние рисунки на стеклах окон/
2)Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Итак, пространство у нас уменьшается: сосновый лес - двор в деревне - окно дома, избы. Воробушки игривые. Вы наблюдали за воробьями зимой? Странно, такие маленькие, но верные родине, выносливые, несмотря на голод и холод. Они похожи на озорных мальчишек, играющих зимой на горках, несущихся вперед с криками при «взятии городка». Воробьи чирикают, прыгают, чтобы не замерзнуть. Подбираем синонимы к эпитету игривый-легкомысленно-веселый, шаловливый./так писал господин С.И.Ожегов/ Что мы имеем? Непросто озорных, веселых воробьев, а шаловливых, не думающих ни о чем. В этом они схожи с детьми. Вспоминаются строчки
И воробьи орут, как пацаны
И пацаны орут, как воробьи.
Я тоже так хочу.
Продолжаем .Как детки сиротливые, Прижались у окна. Наверное, многие видели зимой картину, когда в метель воробьи садятся, прижавшись друг к другу у окон, на фасадах зданий с безветренной стороны. Они, действительно, похожи на бездомных сирот. Больно и жалко смотреть на них. Вспомните сказку «Кошкин дом», когда сиротки-котята заглядывают в дом Кошке и просятся на ночлег. В наших домах свет и тепло, а за окном в стужу и метель воробьи. Поэтому спросите детей, как можно помочь птицам зимой? Вот Вам и воспитательный момент.
Определим тему этой строфы – воробьи у окна зимой. Микротемы : 1-я – во дворе метелица, 2-я – воробушки у окна.
Анализируем третью строфу.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
1)Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. Пространство, в котором наши воробушки , уменьшилось на нет для них. Это не просто воробьи – это пташки малые, то есть маленькие птицы, вольные /в переносном значении/. Они голодные, усталые. Жмутся поплотней, чтоб согреться, поддержать друг друга, наверное, чтобы не упасть от голода и холода. Какие это птицы по характеру? Сильные, верные, смелые. Маленькие, но сильные духом. И здесь дайте возможность выговориться детям. Не наталкивайте их на готовые ответы, Дайте им возможность психологически настроиться, мыслить пространственно.
2)А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Здесь вьюга в образе злой колдуньи, которая бешено ревет и стучит по ставням. Это уже страшно. Ставня, ставень ( см. в словаре) – дощатая или железная створка для прикрытия окна. Ставни свешенные, то есть держатся на весу.
Получается, что на ночь ставни закрывали, чтобы было теплее, в избе становилось темно. Разное могло привидеться. И как будто стучит кто-то, ревет кто-то…И от того, что никто не открывает вьюга-Яга еще больше злится и сильней стучит в ставни. Представляю, как они гремели. А теперь определим тему этой строфы –злая вьюга в деревне. Микротемы –1-я- голодные пташки устали, 2-я – вьюга злится. Это мое видение. Возможно, Вы с учениками по другому все увидите. Это пример, мой опыт работы.
Анализируем последнюю 4-ю строфу.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1)Дремота – это полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Автор с любовью называет птиц «пташками нежными». Им хочется спать, но они должны быть осторожными – кругом опасность. Они сидят у мерзлого окна , и снится им весна такая теплая, «прекрасная», «ясная». Это их мечта. Она дает им силы. Красавица-весна, в улыбках солнца. Как Вы понимаете для себя В улыбках солнца ясная ? Вы когда подставляете весной лицо солнышку, что делаете? Невольно улыбаетесь. Да и все, чего коснутся лучи солнца, расцветает, играет красками. Да и сама радуга весной после дождя похожа на улыбку. Улыбайтесь чаще, и ваши мечты сбудутся!
Уважаемые коллеги! Конечно, есть определенный план анализа лирического произведения. Необходимо провести работу с художественно-изобразительными средствами, с композицией, с стилистическими фигурами, составить алгоритм используемых пространств. Мне эта работа тоже по душе. И видится в этом стихотворении «пространство в пространстве». Это вы найдете на сайтах. Мне хотелось научить Вас «видеть» и «читать» лирическое произведение.
Использованная литература: Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников» 2000г.,Толковый словарь русского языка 4-е издание С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова, С.Е.Стихотворения и поэмы.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Актолкин (2014-06-23) | Автор: Актолкин E
Просмотров: 1432 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru