Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Статья на тему: « Как правильно «видеть» и « читать» лирическое произведение» Казахстан Актюбинская область Мартукский район учитель русского языка и литературы Конусова Актолкин Нуриденовна стаж 24 года Начну сразу с того, что часто учителя не знают, как правильно анализировать лирическое произведение.В прошлом учебном году я впервые начала работать в 5 классе, вернее преподавать уроки русского языка и литературы. Программы по этим предметам перенагруженные, а в русской словесности еще и неинтересный непонятный для детей материал. Поэтому приходится так разрабатывать урок, чтобы видеть в глазах детей удивление, интерес. Итак, уже с 5 класса начинается анализ и лирического произведения и прозы. Если мы не научим их анализировать в младших классах, мы не научим их чувствовать и понимать произведение, автора. Учить анализировать значит учить думать и выражать свое понимание, свои ощущения от прочитанного. Ну что ж, начнем? Возьмите простой карандаш и бумагу. Стихотворение С.А.Есенина «Поет зима – аукает» /5 класс/. Первое, что делаем при разработке плана урока – читаем биографию С.Есенина, вспоминаем северную часть России, климат, суровую зиму, щедрое на ягоды лето…Это, чтобы понять, как похожи зимы на наши: морозы, метели, бездорожье…Сложно не только человеку, но и птицам. Читаем первую строфу (понятие о строфе дайте повторить за урок до анализа, а также повторите художественно-изобразительные средства) Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. Итак, сейчас мы учимся с Вами анализировать дома, а затем будем разбирать по схеме в классе. Разбираем каждую строчку. Обязательно иметь под рукой словарь С.И.Ожегова, В.И.Даля. 1)Поет зима – аукает, Как Вы понимаете эту строчку? Ассоциации с зимой: мороз, метель, холод, ветер, от ветра все гудит, шумит, завывает – как бы поет, эхом отдается через трубы, плетни, ветхие крыши. Вот и аукает зима. Иногда в холодную погоду кажется, что целый хор завывает, стонет, и это отдается на многие километры. Спросите детей, как они понимают метафору поет, аукает зима. Запишите на доске все выдвинутые мнения / подходящие к этому случаю/ 2)Мохнатый лес баюкает. Почему лес мохнатый? Потому что деревья в снегу, который буквально выпал ночью. Подберем синонимы к эпитету мохнатый снег- пушистый, бархатный. Зима в лесу поет, убаюкивает лес, как мать. Вспомним сказки о Деде Морозе, о Зимушке-Зиме, Снегурочке. Для них лес – родной дом. 3)Стозвоном сосняка. Сосняк-это сосновый лес/собирательное сущ./Стозвон говорит о том, насколько громко «поет» зима в сосновом лесу. Сосны как бы создают музыкальный фон в виде звона. Деревья высокие, шумят верхушками, как башни. Это чисто русский образ, вспомните звон колоколов./когда звонили в колокола из истории/ 4)Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. Тоска глубокая – печаль, грусть, кругом пустота, снег, холод. Седые облака – серые, серебристые, дымчатые./подбираем синонимы, развиваем образное мышление, речь/ Говоря о седой голове, седом человеке, мы представляем наделенного жизненным опытом человека. Седые облака- облака, видавшие многое на своем кочевом пути с севера на юг и т.д. Облака плывут туда, где тепло. Их тоже не радует холод, пустота, их не привлекает колыбельная Зимы. Итак, мы имеем информацию по первой строфе. Тема 1-ой строфы – зима в лесу. Микротемы -1-ая – зима баюкает лес, 2 –я - плывут седые облака. Анализируем вторую строфу. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. 1)А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Меняется форма пространства, вид. Это уже не лес, а деревня, по-есенински выть. Во дворе снег «шелковым» ковром стелется. Шелк на холоде тоже становится холодным. Ковер шелковый, красивый, искрящийся, но холодный, как мрамор, как лед с запечатанными рисунками./вспомните зимние рисунки на стеклах окон/ 2)Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Итак, пространство у нас уменьшается: сосновый лес - двор в деревне - окно дома, избы. Воробушки игривые. Вы наблюдали за воробьями зимой? Странно, такие маленькие, но верные родине, выносливые, несмотря на голод и холод. Они похожи на озорных мальчишек, играющих зимой на горках, несущихся вперед с криками при «взятии городка». Воробьи чирикают, прыгают, чтобы не замерзнуть. Подбираем синонимы к эпитету игривый-легкомысленно-веселый, шаловливый./так писал господин С.И.Ожегов/ Что мы имеем? Непросто озорных, веселых воробьев, а шаловливых, не думающих ни о чем. В этом они схожи с детьми. Вспоминаются строчки И воробьи орут, как пацаны И пацаны орут, как воробьи. Я тоже так хочу. Продолжаем .Как детки сиротливые, Прижались у окна. Наверное, многие видели зимой картину, когда в метель воробьи садятся, прижавшись друг к другу у окон, на фасадах зданий с безветренной стороны. Они, действительно, похожи на бездомных сирот. Больно и жалко смотреть на них. Вспомните сказку «Кошкин дом», когда сиротки-котята заглядывают в дом Кошке и просятся на ночлег. В наших домах свет и тепло, а за окном в стужу и метель воробьи. Поэтому спросите детей, как можно помочь птицам зимой? Вот Вам и воспитательный момент. Определим тему этой строфы – воробьи у окна зимой. Микротемы : 1-я – во дворе метелица, 2-я – воробушки у окна. Анализируем третью строфу. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. 1)Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. Пространство, в котором наши воробушки , уменьшилось на нет для них. Это не просто воробьи – это пташки малые, то есть маленькие птицы, вольные /в переносном значении/. Они голодные, усталые. Жмутся поплотней, чтоб согреться, поддержать друг друга, наверное, чтобы не упасть от голода и холода. Какие это птицы по характеру? Сильные, верные, смелые. Маленькие, но сильные духом. И здесь дайте возможность выговориться детям. Не наталкивайте их на готовые ответы, Дайте им возможность психологически настроиться, мыслить пространственно. 2)А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Здесь вьюга в образе злой колдуньи, которая бешено ревет и стучит по ставням. Это уже страшно. Ставня, ставень ( см. в словаре) – дощатая или железная створка для прикрытия окна. Ставни свешенные, то есть держатся на весу. Получается, что на ночь ставни закрывали, чтобы было теплее, в избе становилось темно. Разное могло привидеться. И как будто стучит кто-то, ревет кто-то…И от того, что никто не открывает вьюга-Яга еще больше злится и сильней стучит в ставни. Представляю, как они гремели. А теперь определим тему этой строфы –злая вьюга в деревне. Микротемы –1-я- голодные пташки устали, 2-я – вьюга злится. Это мое видение. Возможно, Вы с учениками по другому все увидите. Это пример, мой опыт работы. Анализируем последнюю 4-ю строфу. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. 1)Дремота – это полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Автор с любовью называет птиц «пташками нежными». Им хочется спать, но они должны быть осторожными – кругом опасность. Они сидят у мерзлого окна , и снится им весна такая теплая, «прекрасная», «ясная». Это их мечта. Она дает им силы. Красавица-весна, в улыбках солнца. Как Вы понимаете для себя В улыбках солнца ясная ? Вы когда подставляете весной лицо солнышку, что делаете? Невольно улыбаетесь. Да и все, чего коснутся лучи солнца, расцветает, играет красками. Да и сама радуга весной после дождя похожа на улыбку. Улыбайтесь чаще, и ваши мечты сбудутся! Уважаемые коллеги! Конечно, есть определенный план анализа лирического произведения. Необходимо провести работу с художественно-изобразительными средствами, с композицией, с стилистическими фигурами, составить алгоритм используемых пространств. Мне эта работа тоже по душе. И видится в этом стихотворении «пространство в пространстве». Это вы найдете на сайтах. Мне хотелось научить Вас «видеть» и «читать» лирическое произведение. Использованная литература: Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников» 2000г.,Толковый словарь русского языка 4-е издание С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова, С.Е.Стихотворения и поэмы. | |
Просмотров: 1432 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|