Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
7 класс. Интегрированной урок литературы и самопознания. ТЕМА УРОКА. Добротой наполните сердца. Образ капитана Тушина в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Тип урока. Урок закрепления и усовершенствования знаний и умений. Вид урока. Поиск истины. Интеграция с предметом самопознания. ТДЦ обучать навыкам аналитической деятельности и самостоятельности суждений при изучении фрагмента романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»; развивать у учащихся творческое воображение, эмоциональную восприимчивость и эстетический вкус; воспитывать основу нравственно-жизненной позиции, гуманизм и готовность к социокультурному взаимодействию. Литература. Русская словесность: мир художественной литературы. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева Г.Г. Лукпанова Г.З. Шашкина – 2-е изд., с изменениями: - Алматы: Атамура, 2007. – 352 с. Самопознание. Учебник для общеобразовательной школы/ Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А.Назарбаева.- Алматы: «Бөбек» 2010. Вступительное слово учителя Имя Льва Николаевича Толстого известно не одному поколению читателей. Мы знаем о нем одновременно много и мало, потому что он, известнейший русский писатель, граф избегал популярности, был очень скромным. Его жизнь была богата раздумьями, делами, и конечно его героями, тоже скромными людьми. Эксперимент. Итак, мы имеем дело с романом-эпопеей, в котором присутствует огромное количество героев. Читая фрагменты романа, мы легко ориентируемся в этом множестве лиц. Отчасти это происходит благодаря дару Л.Н. Толстого, который создаёт очень яркие образы даже эпизодических героев. Обратимся к домашнему заданию: вы должны были проверить гипотезу о том, что все герои «Войны и мира» делятся на две группы. Примерный вид таблицы (заголовки появятся в конце работы). Группа «мира» Группа «войны» Болконский Капитан Тушин Русские солдаты Багратион Кутузов Офицеры-карьеристы. Бенигсен Александр Наполеон Объясните, по каким критериям сформирована каждая группа? Запишите в тетрадях ваш вариант этих критериев. Время ограничено: 2–3 минуты. Цели. Чего герой хочет добиться в жизни? Средства для достижения целей. Совесть. Народность. Способность разделять мировоззрение простого русского народа, чувствовать так же, как простые люди. Эти группы отчётливо противопоставлены друг другу — так в названии романа противопоставлены война и мир. —Как называется резкое противопоставление образов или понятий? Антитеза. И мы можем записать, что антитеза - главный композиционный принцип романа «Война и мир». До этого урока мы останавливались на образах полководца, главнокомандующего русской армией Кутузова и императора Франции Наполеона. На сегодняшнем занятии мы обратимся к образу капитана Тушина. В образе Тушина Толстой показывает «маленького человека» на войне. И мы должны ответить на вопрос маленький человек может обладать силой способной изменить ход истории, жизни? «Русская словесность» 7 класс. Вопросы учебника 1-7 1.В чьем восприятии, при каких обстоятельствах впервые предстает перед читателем капитан Тушин? 2.Какие детали наружности Тушина показались Андрею Болконскому необычными? Какое впечатление на него производит Тушин? 3. Какие детали выделяет Толстой, давая портретное описание своего персонажа? (Маленький человек с слабыми, неловкими движениями, улыбаясь». «Слабым, тоненьким, нерешительным голоском». «…большими, умными и добрыми глазами») Укажите также повторяющиеся эпитеты, используемые писателем. Какова их роль? 4. Почему Тушин не отступил со своей батареей? ( Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, «…» князь Багратион послал туда дежурного штаб- офицера и потом Князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию в середине дела») Испытывал ли он чувство страха? ( стр.99 Середина стр. «В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин..» , « Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. 5. Как воспринимает происходящее сражение Тушин? Каким предстает он под Шенграбеном? (Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был давно ему знакомым, родственным местом. Не смотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог сделать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред…». » Из-за оглушающих со всех сторон звуков орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне ( после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик. Вишь, пыхнул опять, - проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма…, -теперь мячик жди - отсылать назад…». 6. Как относятся к Тушину солдаты? «Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. 7. Как относится Тушин к начальству? («…сконфуженный, как и всегда, при виде начальства..» « Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.») Инсценировка учебник стр. 102. «Благодарю всех господа..» и до конца фрагмента в учебнике. «Русская словесность» 7 класс. Вопросы учебника стр. 8-10 8. Какова реакция Тушина на обвинение против него? («Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он был так взволнован, что до сей минуты не усел подумать об этом.» «Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.») Кто за него вступается? Групповая работа составление кластера, синквейна. 9. В чем смысл подвига батарей Тушина? 10. Как вы думаете, почему князю Андрею, защищавшему героическую стойкость Тушина, «стало так тяжело и грустно»? «Самопознание» 7 класс. Художественная литература отражает духовную область человеческой деятельности, и непосредственно связана с жизнью. Обратимся к учебнику «Самопознание» Стр. 18 .Вопросы1-3-4 1.Как вы понимаете смысл выражений «сила духа» и «красота человеческого духа»? 2.В чем заключается сила духа человека? У капитана Тушина есть сила духа? 3.Что значит быть красивым в мыслях и поступках? Кто из персонажей романа красив в мыслях и поступках? Что пожелали бы вы этому герою изменить в себе? Записать на отдельном листе (принести на урок литературы и на урок самопознания) «Советы капитану Тушину по развитию уверенности в себе» и развитию умения достойно проявлять себя и преобразовывать мир вокруг себя. Возможны групповые работы с презентациями. В выполнении домашнего задания вам поможет тест по самопознанию и притча Итоговые вопросы для обсуждения. Обсудим проблему, поставленную в начале урока. Маленький человек может обладать силой способной изменить ход истории, жизни? Какие вопросы мы решали на уроке? Каждый человек очень важен на земле и как не было бы победы без капитана Тушина, так и каждый из нас может помочь другому! Спасибо за урок! | |
Просмотров: 4154 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|