Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Применение таблиц-схем на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ. Косачевой О.В. – учителя русского языка и литературы СОШ № 85 Проблема применения таблиц на уроках русского языка не нова. Основ-ное преимущество в применении таблиц состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать прочные и полные знания, учат школьников тому, как наиболее точно и быстро находить ответ при ре-шении учебно-познавательных задач, а это так необходимо при подготовке к ЕНТ. В связи с модернизацией учебных программ и учебников, серьезнейшее значение приобретает ликвидация фактов перегрузки учащихся, вызванных, в частности, перенасыщением учебников необязательным, второстепенным материалом. Опыт убеждает, что эффективность использования таблиц в значительной степени определяется их простотой и доступностью. Окончив 9 класс, учащиеся , в основном, завершают изучение русского языка. В 10-11 классах у учителя новая задача – подготовить их к ЕНТ. Единое тестирование аттестует не только школьников, но, в известной степени, характеризует и работу педагога, требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Опыт показал, что системное использование таблиц на уроках русского языка приводит к повышению качества знаний по предмету. Таблицы – это свернутая информация, которая помогает нам обобщать и систематизировать знания по русскому языку, полученные в основной школе. В одной таблице может быть заключено столько сведений, сколько их содержится в нескольких параграфах учебника. Таблицы – наиболее распространенный, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления). В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала. Большое распространение на уроке получили так называемые таблицы – схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Это позволяет: 1. Значительно сэкономить время на уроке. 2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Учебное средство наглядности обеспечивает восприятие теоретического материала, способствует быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка. Схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умению в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы и их способности самостоятельно составлять и записывать подробную информацию. Большое значение для успеха такой работы имеет структура и содержание такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока? Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются невыявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами. Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально «расшифровывает» (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и.т.п.). В таком случае, например, правило о различении на письме разделительных Ъ и Ь может быть схематически приведено так: Правописание Ъ и Ь. Ъ пишется перед е ,е, ю я Ь Эта схема наглядно показывает связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что и нужно обращать внимание при усвоении данного правила. Таких обобщенных схем можно составить много. Например, О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании; правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова; правописание ПРЕ- и ПРИ-; правописание омонимичных частей речи (чтобы – что бы , также – так же , в течении – в течение и.т.д.); виды придаточных в СПП; обособление приложений; обособление деепричастий и деепричастных оборотов и.т.д. | |
Просмотров: 5309 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|