Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Применение таблиц-схем при подготовке к ЕНТ
Применение таблиц-схем на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ.
Косачевой О.В. – учителя русского языка и литературы СОШ № 85
Проблема применения таблиц на уроках русского языка не нова. Основ-ное преимущество в применении таблиц состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать прочные и полные знания, учат школьников тому, как наиболее точно и быстро находить ответ при ре-шении учебно-познавательных задач, а это так необходимо при подготовке к ЕНТ.
В связи с модернизацией учебных программ и учебников, серьезнейшее значение приобретает ликвидация фактов перегрузки учащихся, вызванных, в частности, перенасыщением учебников необязательным, второстепенным материалом.
Опыт убеждает, что эффективность использования таблиц в значительной степени определяется их простотой и доступностью.
Окончив 9 класс, учащиеся , в основном, завершают изучение русского языка. В 10-11 классах у учителя новая задача – подготовить их к ЕНТ. Единое тестирование аттестует не только школьников, но, в известной степени, характеризует и работу педагога, требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. Опыт показал, что системное использование таблиц на уроках русского языка приводит к повышению качества знаний по предмету.
Таблицы – это свернутая информация, которая помогает нам обобщать и систематизировать знания по русскому языку, полученные в основной школе. В одной таблице может быть заключено столько сведений, сколько их содержится в нескольких параграфах учебника.
Таблицы – наиболее распространенный, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления).
В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала.
Большое распространение на уроке получили так называемые таблицы – схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Это позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке.
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Учебное средство наглядности обеспечивает восприятие теоретического материала, способствует быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.
Схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умению в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы и их способности самостоятельно составлять и записывать подробную информацию. Большое значение для успеха такой работы имеет структура и содержание такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются невыявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально «расшифровывает» (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и.т.п.). В таком случае, например, правило о различении на письме разделительных Ъ и Ь может быть схематически приведено так:
Правописание Ъ и Ь.

Ъ пишется перед е ,е, ю я
1.После ¬, заканчивающихся на согласные: подъем, объезд.
2. В иноязычных словах, имеющих ¬, оканчивающихся на согласную: адъютант, инъекция .
3. В сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-: трехъярусный , двухъярусный.

Ь
1.Перед е, е, ю, я в ∩ слова: портьера , вьюга .
2. В иноязычных словах в ∩ пе-ред -о́- : медальон , бульон.
3. Для обозначения ` согласной в в ∩ слова: сельдь, льняной.

Эта схема наглядно показывает связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что и нужно обращать внимание при усвоении данного правила. Таких обобщенных схем можно составить много. Например, О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании; правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова; правописание ПРЕ- и ПРИ-; правописание омонимичных частей речи (чтобы – что бы , также – так же , в течении – в течение и.т.д.); виды придаточных в СПП; обособление приложений; обособление деепричастий и деепричастных оборотов и.т.д.
Таким образом, схема учит учащихся пользоваться особым видом записи теоретического материала и способности правильно читать схему, т. е. понимать ее смысл. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал, что закрепляет их навык грамотного письма.
Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем, приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают их как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.
Между тем опытным путем доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приема способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность.
Доказательством вышеизложенного являются собственные наблюдения. Мои исследования показали, что в классах, в которых систематически используются таблицы-схемы как наглядность, уровень подготовки школьников выше.
Совершенно очевидно, что улучшение результатов произошло благодаря систематическому использованию таблиц-схем в обучении русскому языку. Их использование помогло строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить прочное усвоение изучаемого материала.
Отношение к ЕНТ неоднозначно, но, пока этот экзамен является обяза-тельным, надо использовать его для стимулирования качества образовательного процесса.
За время участия в нем мы убедились не только в объективности получаемых результатов, но и в том, что эта новая форма – действенный метод повышения эффективности обучения. Учителя и ученики еще более серьезно относятся к своей деятельности, еще более ответственно готовятся к ЕНТ.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: ЕленаЮрьевна (2010-01-31) | Автор: Косачева Оксана Валерьевна E
Просмотров: 5309 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru