Урок по русской литературе «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: урок-конкурс» Задачи и цель урока: проверить усвоение учащимися учебного материала; актуализировать и структурировать его в сознании учащихся, создав основу для последующего изучения творчества А.С.Пушкина и истории русской литературы в целом. Ход урока Вступительное слово учителя: Пушкин – явление необычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы, «золотой век» русской словесности. Сегодня мы проведем урок-конкурс по повести «Капитанская дочка», над которым Пушкин начал работать в 1833 году. А какая дата проставлена Пушкиным на последней странице этого романа? (19 октября 1836 года – знаменательный для поэта день – 25 годовщина со дня открытия Лицея). Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы: • В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев? (в Семеновский полк - сержантом) • Когда Петруша выучился русской грамоте? (с пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному Савельичу, под надзором которого на двенадцатом году выучился русской грамоте). • Кем был в своем отечестве француз Бопре? ( парикмахером, а потом в Пруссии солдатом). • Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу? (французскому и немецкому языкам и всем наукам). • Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»? (Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений печатались списки высших и гражданских чинов, а также роспись дворцовых приемов). • Эпиграфом к «Капитанской дочке» является русская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы её целиком? («Береги платье снову, а честь смолоду»). Учитель: Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо установить значение слов стремянный (слуга, ухаживающий за лошадью своего господина), контракт (договор, письменное соглашение), волнение желчи (раздражение). Учитель: А теперь, ребята, мы проведем следующий тур конкурса, который называется «Узнай героя»: 1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и в китайском халате. Увидев Гринева, он подошел, сказал несколько ласковых слов и стал опять командовать. (капитан Иван Кузьмич Миронов) 2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин) 3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. ( Савельич). 4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова) 5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (Пугачев) 6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты. (Иван Иванович Зурин – ротмистр гусарского полка). 7. Ещё в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. (Андрей Петрович Гринев) 8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбурге от начала октября 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду не являлся. (Гринев Петр Андреевич) Учитель: ребята, участвуя в очередном туре, вы должны выполнить следующее задание: вместо точек вставить нужные слова в следующих предложениях: • Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора…(Петра III.) • Петруша прилаживал мочальный хвост к … (мысу Доброй Надежды.) • Шаматон – это …( бездельник, шалопай) • Савельич был и денег, и белья, и дел моих…( рачитель) Учитель: а теперь следующий тур конкурса – блиц-опрос: 1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович) 2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна) 3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Савельев) 4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Егоровна) 5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с похвалой отозвался известный русский поэт. Назовите его. (Александр Петрович Сумароков). 6. Во времена правления какой царицы происходит действие повести? (Екатерины II). Учитель: тур «Подумай и ответь» поможет еще раз проверить ваше знание повести: • Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? ( вожатым). • Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор повести? (Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и выведет его на правильный жизненный путь) • Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой) • За кого выдает себя Емельян Пугачев и на какой исторический пример ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева) • Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и Гринева? (Во время казни Пугачева, который « узнал его в толпе кивнул ему головою») Учитель: а теперь вас ждут тестовые задания: 1. Повесть «Капитанская дочка» относится к а) классицизму б) романтизму в) реализму 2. В повести рассказывается о: а) народном восстании б) царствовании Екатерины II в) русском обществе XVIII века 3. Основная тема повести: а) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой б) рассказ о военной службе Петра Гринева в) картина народного восстания 4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исторические персонажи: а) Александр II и Степан Разин б) Екатерина II и Емельян Пугачев в) Емельян Пугачев и Александр I 5. Основная проблема повести: а) чести и долга б) отцов и детей в) любви и измены 6. А.С.Пушкин написал следующие произведения: а) «Цыганы» и «Мцыри» б) «Цыганы» и «Капитанская дочка» в) «Цыганы» и «Недоросль» Заключительное слово учителя: итак, ребята, мы сегодня поговорили о замечательной повести Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор отразил важнейшее событие в жизни России – восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Рефлексия: • Какие чувства владели вами во время урока? • Затруднялись ли вы отвечать на вопросы? • О чем хотели бы сейчас спросить, кому бы адресовали свой вопрос?
|