Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу Ю.Казакова "Оленьи рога"
Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема урока: Комплексный анализ текста. (По рассказу Ю.П.Казакова «Оленьи рога»).
Тип урока: развитие речи
Класс: 7
Цели урока:
Образовательные:
1. Вырабатывать у учащихся навыки анализа текста.
2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка: метафоре, сравнении, эпитете и др.
3. Определить роль глаголов, деепричастий, наречий и слов категории состояния в рассказе.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес к творчеству Ю.П.Казакова
2. Воспитывать ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.
Приёмы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, рефлексия.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ Ю.П.Казакова « Оленьи рога».).
Ход урока
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Сегодня, ребята, нам предстоит использовать знания по литературе и русскому языку, поработать над текстом произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Как называется этот рассказ? А кто его написал?
Что вы знаете об авторе?
Слайды Сообщения учащихся о Ю.П.Казакове.
II.Постановка целей и задач урока. Целеполагание.
Какие вопросы к рассказу "Оленьи рога" можно задать ? Вопросы должны начинаться с почему?
Почему рассказ называется "Оленьи рога"?
Почему у героини нет имени?
Почему первые три дня девочка не выходила из дому?
Почему она всё время одна?
Почему в рассказе появляются сказочные герои?

Есть ли прямые ответы на эти вопросы? Почему?
Мы сами должны попытаться найти ответы.
Учитель: Какова цель нашего урока?
Определить главную мысль произведения.
Учитель: Правильно. А ещё поработать над текстом комплексно, используя знания по литературе и русскому языку.
III. Реализация основных этапов урока.
1. Словарно-лексическая работа.
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Тролль (швед. troll) – в скандинавских поверьях – сверхъестественное существо (карлик, великан, ведьма), обычно враждебное людям.
Шафрановый – жёлто-оранжевый с коричневым оттенком
2. Работа с текстом.
Учитель: О чём данный рассказ?
О девушке шестнадцати лет, которая приезжает в Дом отдыха, чтобы укрепить здоровье после тяжёлой болезни.

Учитель: Кто является героями рассказа «Оленьи рога»?
Главная героиня – девушка. Она из реального мира. Есть ещё сказочные герои, тролли. Это мир воображаемый, фантастический. А ещё есть лыжник, которому понравилась девушка.
Учитель: Почему первые три дня девочка не выходила из дому?
Почему девочка ни с кем не разговаривает? Почему ей нравится быть одной? Скажите, а какую роль в произведении играет мир природы? Что с ней происходит?

3. Работа в группах.

1группа
Выписать глаголы из текста, найти деепричастия, вставить пропущенные буквы. Какую роль играют деепричастия в описании состояния девочки?
Найти предложение со словом категории состояния.
Найти детали портрета героини. Статический или динамический портрет? Подробный или фрагментарный? Обоснуйте ответ
Каждое утро в…сторгом сотр…сает её глубокий добрый голос диктора: «Руна Рига! Парез лайкс…» Каждое утро, хрустя каблуч…ками, ставя ноги во вчерашние следы, идёт она к холмам, – вытягиваясь, закидывая тонкое л…цо, ломает вербу и ставит её дома в вазу. И всё дальше брод…т совершенно одна в сосновых борах, выходит к морю, замирая от страха, идёт по льду и наконец останавливает…ся, переводя дух. боясь пошевелит…ся, чу…ствуя, как покачивает…ся, волнуется лёд.
Потом она идёт обратно и с задумчивым любопытством осматривает заколоченные на зиму пустые дома. Ей делается отчего-то жутко-весело, как будто входит она в фантастический мир сказок, которыми, стыдясь, втайне от всех, зачитывается ещё и сейчас. Она ни с кем не знакомится в доме отдыха, только аккуратно здоровается тонким голоском, едва не приседая по-школьному, пламенея, смущаясь, боясь взглянуть на того, с кем поздоровалась.

2 группа
Выписать глаголы из текста, найти наречия. Какую роль играют данные части речи в тексте?
Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить правописание.
Назвать детали портрета. Статические или динамические это портрет? Подробный или фрагментарный? Обоснуйте свой ответ.
Она отходит от окна, подн…мается на крыльцо и трогает дверь. К её уд…влению, дверь подаёт…ся. Музыка становит…ся отчётливее, громче, будто звучит, играет сам дом, будто поют его старые балки и танцует мебель, оставле (н, нн)ая хозяевами.
Девоч…ка проходит в…ранду с разноцветными стёклами, ощупью идёт по коридору, робко открывает дверь в комнату, где в…селяться тролли, - и сразу меркнет огонь в к…мине, обрывает…ся музыка, вздрогнув, останавливаются танцующие. Дико и грозно смотрят тролли на неё. Она хочет сказать им что-то хорошее, приветливое, шевелит губами, но не может сказать, не может произнести ни звука. Зато глаза её сияют, зато лицо её пылает от смущения, любопытства и радости. Вся она тянется к троллям, и они сразу успокаивают…ся.
Но потаённость их жизни нарушена, - они встают, уб…рают еду со стола, соб…рают карты, открывают люк, гасят свечи и огонь в камине и по очереди, серьёзно и медле (н,нн)о, кланяясь каждый внезапной гостье, уходят под пол.

3 группа
Выписать глаголы и деепричастия, объяснить их роль в тексте. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Найти предложение со словом категории состояния.
Найдите слова в переносном значении. Объясните, как вы их понимаете.
Дом необитаем, жалюзи его глухи, тускло бл…стят оленьи рога на стене, окно в мезонине закрыто. Троллей нет! Она ищет свои ноч…ные следы на сн…гу, но следов не видно, и у неё обрывает…ся, падает сердце от горького разоч…рования. Значит, она (не) приходила сюда?
Она вскакивает, бежит к ограде, уже (не) таясь, прол…зает в дырку, нагибается, пристально рассматривает, даже щупает ослепительный, ровный снег. Нет, ничего нет, - одна зал…денелая собачья тропка к сосне! Она подходит к дому, обходит , обходит его, трогает дверь, узнаёт окно, на которое показывал ей тролль,ищет щель, но ставни плотны, а дверь наглух… заколочена. И н…где никаких следов, и не было троллей, не было музыки, свечей, пылающего камина… И впервые ей становится невыносимо больно и одиноко, и она плачет. Стирая варежкой слёзы со щёк.

4 группа
Выписать глаголы и деепричастия из текста. Какую роль они играют в тексте?
Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить правописание.
Найти предложение со словом категории состояния.
Найти детали портрета. Статический портрет или динамический? Подробный или фрагментарный? Обоснуйте свой ответ.
Поднявшись на холм, набрав в ботинки сн…гу, она вид…т глубокий пуш…стый след, круглые ямки и чирканье палок, изумлё(н,нн)о оглядывает…ся и узнаёт всё, что показал ей тролль, пр…красный мартовский день, голубые ели, (тёмно)зелёные сосны, совсем освободившееся ото льда море, - ей делается радостно, она опять верит в чудеса, в сны, она вытягивает горло, пр…крывает влажные ещё ресницы, кричит : «Эге-ге-гей!»- и с восторгом слушает звонкое, крепкое эхо.
И сразу, услышав этот ликующий зов, тормозит палками и ост…навливается лыжник, поворачивает назад разгорячённое бегом лицо, ждёт и, не дождавшись ничего, резко, разбрасывая снег, перекидывает лыжи и мчит…ся назад по своей лыжне.
А она с колотящимся сердцем стоит, спрятавшись за сосну, прислушивает…ся, ждёт ответа, - счастливая, в ра…пахнутом пальто, в красной, почти такой же, как у троллей, шапочке, с обнажённой тонкой шейкой, с большими тёмными глазами на пылающем лице.
4. Презентация работ
5. Слово учителя. Итак, перед нами портрет девочки:
«...тонкое лицо… здоровается тонким голоском, едва не приседая по-школьному, пламенея, смущаясь, боясь взглянуть на того, с кем поздоровалась…
Зато глаза её сияют, зато лицо её пылает от смущения, любопытства и радости. Вся она тянется к троллям, и они сразу успокаиваются. она плачет…
Стирая варежкой слёзы со щёк, счастливая, в распахнутом пальто, в красной, почти такой же, как у троллей, шапочке, с обнажённой тонкой шейкой, с большими тёмными глазами на пылающем лице.»

Как бы вы сейчас ответили на вопрос, о чём это произведение?
О душевном состоянии наивной и романтичной девушки, о жизни и сказке, о весенней красоте природы, которая помогает выздоравливать, о первом чувстве любви.

Оценки: за работу в группе дети сами выствляют оценки в зависимоси от того , какое участие приняли в работе члены группы.

Рефлексия.
Что сегодня вы узнали новое?
Что вам понравилось?
Что показалось сложным?
Напишите в тетради своё мнение об уроке.

Домашнее задание ( на выбор)
1. Выписать отрывок из рассказа (80 слов), озаглавить его.
2. Составить синквейн по рассказу «Оленьи рога» со словом «девочка»
3. Написать сочинение «Бал у троллей» по рассказу «Оленьи рога»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 1234562975 (2014-10-27) | Автор: Светлана E
Просмотров: 4090 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-07-23, 9:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru