Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Проблема чести и долга в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема: Проблема долга, чести и человеческого достоинства
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель: понимание нравственных ценностей героев повести, важности самостоянья в трудные минуты выбора правильного решения
Ожидаемые результаты:
- сопоставят героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
- выявят черты сходства и различия в понимании долга, чести и человеческого достоинства;
- будут развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу;
- будут формировать нравственные качества (доброту, благородство, ответственность за свои поступки)

Тип урока: комбинированный
вид урока: обобщение изученного
метод: словесно-наглядный
способы активизации: работа в группах
Оборудование: тексты повести «Капитанская дочка», фрагмент фильма «Капитанская дочка» режиссера В.Каплуновского, бумага для постеров, фломастеры


Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
3. Просмотр фрагмента из фильма «Капитанская дочка». Сцена дуэли Алексея Швабрина и Петра Гринёва ( Глава 4 «Поединок»)
О каком событии рассказывает данный фрагмент? Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь? ( о подлости и благородстве, долге и чести)
Обратите внимание на строчки из незаконченного стихотворения Пушкина, которые использованы в качестве эпиграфа для сегодняшнего урока: «Самостоянье человека — залог величия его»
Задание 1. Обсудите в группе значение слова «самостоянье», запишите его определение.
(Учащиеся выполняют задание на листах А-4, спикеры зачитывают определения и приклеивают их к постеру, на котором посередине написано слово «самостоянье», т.е. создают кластер)
Учитель: Какие герои повести «Капитанская дочка» достойны этого слова?Почему? (Иван Кузмич и Иван Игнатьич, Гринёв, Маша)
А какого героя вы не включили в этот список? (Швабрина)
А были ли в вашей жизни случаи, когда испытывалось ваше самостоянье?
Слово учителя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении называется антитеза. Чтобы выявить черты сходства и различия данных героев, мы с вами будем пользоваться сравнением. В чём сходство Швабрина и Гринёва? (возраст, офицеры, дворяне, оба любят Машу)
Различие вы определите, поработав над вопросами.
Задание 2.
1 группа - Воспитание и образование Петра Гринёва и Алексея Швабрина.
2 группа - Отношение к окружающим людям Петра Гринёва и Алексея Швабрина.
3 группа - Отношение к любви Петра Гринёва и Алексея Швабрина.
4 группа - Понимание воинского долга Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным.
Защита постеров.
Вопросы учителя к выступающим.
Какую роль в воспитании Петра Гринёва играл отец? Какой смысл вкладывал автор в поговорку «Береги честь смолоду»? Какие поступки Швабрина не вызывают у вас уважение? Что входит в понятие воинский долг? Какую роль сыграл Пугачёв в судьбе Петра Гринёва?
4. Обобщающее слово учителя : По части образованности Гринёв значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.
Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.
Для Гринёва характерна доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость. Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность.
У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине. У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.
Вполне логичен для характера Швабрина его переход на сторону Пугачёва, когда тот оказывается победителем. Пушкин подчёркивает отсутствие всяких идейных мотивов в его измене. Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость.
Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил читателя сравнивать их?
Задача писателя – честно ставить вопросы, чтобы побудить человека подумать о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности. А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!» Он выбрал побудительное по цели высказывания предложение, потому что хотел побудить КАЖДОГО СВОЕГО читателя беречь свою честь (потому и выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).
Для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе «гуманность», человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Честь и бесчестье, верность долгу и его нарушение, прямота и изворотливость, душевное благородство и низость – таковы качества героев, один из которых вызывает наши симпатии. А другой – презрение.
За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».
Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание:
1. Написать сочинение «Береги честь смолоду».
2. Для тех, кто затрудняется это сделать, составить план сочинения.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 1234562975 (2014-10-27) | Автор: Светлана Борисовна Матвеева E
Просмотров: 1687 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-07-10, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru