Процесс обучения – это направленное, последовательное изменяющееся взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника. В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников явля¬ется и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.. Чтобы добиться каких-то сдвигов в этом направлении, прежде всего необходимо выяснить, насколько сформированы на¬выки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного вни¬мания, критичности мышления, опреде¬лить тип памяти каждого ученика. Толь¬ко учитывая реальные учебные возмож¬ности всех учащихся, можно организо¬вать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцирован¬ное обучение на уроке. Дифференциация – это основа индивидуально-ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности учащегося, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных способностей. Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучения каждого на уровне его возможностей. На наш взгляд, дифференциация за¬даний по объему и трудности дает слиш¬ком мало для развития учебных воз¬можностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоя¬тельности учащихся при выполнении за¬дания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя — довести этих учащихся до уровня средних, обу¬чить их приемам рациональной умст¬венной деятельности. Работа организу¬ется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возра¬стала, а доза помощи учителя посте¬пенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,— именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для подобной дифференциации мы в своей практике используем образцы выполнения задания, указание на пра¬вила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного реше¬ния из предложенного ряда (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), используем памятки-опоры, па¬мятки-планы, памятки-алгоритмы и т. д. Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараемся создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. Для этого применяем задания по уровням с возрастающей сложностью. Устанавливая уровень развития, на¬пример, зрительной памяти, учитель по¬казывает учащимся записанные на до¬ске 10 слов и предлагает объяснить их правописание, составить с ними слово¬сочетания, разобрать их по составу и т. д. Учащиеся записывают слова по памяти. Соотношение количества запи¬санных и предложенных слов (напри¬мер, 7/10) характеризует уровень раз¬вития зрительной памяти. Вот задания для учащихся с недоста¬точно хорошо развитой зрительной па¬мятью. I. О какой части речи идет речь? Подберите слово с указанными призна¬ками. 1. Что? Нач. форма... 2. Неодуш.; нариц.; ж. р.; 1 скл.; ед. ч.; вин. п. 3. Что? ________, _ _ _ _ _. После того как ребята подберут су¬ществительное, им предлагается запи¬сать морфологический разбор этого су¬ществительного по памяти. Далее сле¬дует самопроверка задания. П. Проверьте, правильно ли выполнен разбор. Читающая (девочка) — причастие. 1. Какая девочка? читающая (признак по действию). Нач. форма — читающий. 2. Действит.; наст, вр.; несов. вид; им. п.; ед. ч.; ж. р. 3. Какая? читающая. III. Выполните задание на выбор: 1. Запишите морфологический разбор этого причастия по памяти. 2. Сделайте морфологический разбор при¬частия сражающегося (взвода). 3. Подберите причастие с данными при¬знаками: Какого? Действит.; наст, вр.; несов. вид; р. п.; ед. ч.; м. р. Какого? IV. Игра «Кто зоркий?». Прочитайте вни¬мательно предложение, записанное на до¬ске: Сибирь — богатая страна с густыми лесами, со степями и широкими реками, с холмами, переходящими в горные цепи. Найдите орфограммы, которые «спрята¬лись» в этом предложении. Сформулируйте вопросы и задайте их классу. Запишите предложение по памяти и про¬верьте себя. Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, могут по¬смотреть на записи на доске и получить помощь, поддержку, когда им трудно. Работа над развитием зрительной па¬мяти приносит большую пользу. У многих учащихся возникает желание само¬стоятельно заниматься в этом направле¬нии. Им я предлагаю рекомендации «Как развить зрительную память»: 1. Открой словарик, выбери три слова на любую букву. 2. Молча смотри на каждое слово не¬сколько секунд (5 секунд). 3. Закрой книгу, попробуй записать сло¬ва по памяти, соблюдая их последователь¬ность. 4. Через десять минут (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами. 5. Если убедился, что три слова тебе под силу, увеличь объем до 4—5 слов (до 10 слов и больше). Дифференцированный подход к уча¬щимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибка¬ми, которая является важным средст¬вом повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка «Как работать над орфогра¬фическими ошибками»: 1. Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его. 2. Устно объясни правописание. 3. Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река — реки; идешь — несешь, поешь; не был — не писал, не знал). 4. Если слово из словаря, подбери не¬сколько родственных слов, составь слово¬сочетание или предложение (интересный — интерес, интересоваться, интересно, инте¬ресный рассказ). В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая обра¬зец. Через определенное время он делает только часть записи, остальное выполняет ученик. Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетра¬дях учитель оставляет такую запись: Работа над ошибками. 1. ... 2. ... 3. ... Домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников 1) увлеченных, легко усваивающих материал, 2) испы¬тывающих определенные затруднения, 3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе. Задание даю обязательно в первой половине уро¬ка, когда ребята еще не устали и внима¬ние их не рассеивается. Но очень часто, если ребята хорошо потрудились на уро¬ке, обхожусь вообще без домашнего задания. Это является эффективным стимулом для активной работы класса на уроке. Приведу примеры дифференцирован¬ных домашних заданий по теме «Имя существительное» в V классе. Имя существительное как часть речи. 1-й урок. I. Подберите синонимы, определите скло¬нение, падеж: радость, талант, работа, храбрость, желание, горе. II. Составьте план § 66, расскажите о сущ. по этому плану. III. Выпишите из упр. 772 только су¬ществительные. I) Прочитайте предложения. 2) Найдите сло¬ва, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. 3) Выпишите слова, четко проговаривая слова по слогам. 2-й урок. I. Запишите существительные, обозна¬чающие возраст, профессию, качество, чувство, событие, металл, насекомое, ку¬старник, гору. П. Составить 4—5 предложе¬ний по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье», употребив существительные, которые обозначают признак и действие как предмет. III. От данных слов образовать существительные. Существительные собственные и нарицательные. I. Составьте заявку на радиопередачу. Укажите, о ком или о чем вы хотели бы по¬слушать. Можете указать любимого писате¬ля, ученого, героя, любимую книжку. Ука¬жите адрес. Употребите собственные имена существительные. II. Упр. 803. Подберите к именам нарицательным имена собственные. III. Упр. 807. Спишите, вставляя пропущенные буквы в имена собственные. Морфологический разбор имени существительного, I—II. Вспомните свою любимую песен¬ку или стихотворение. Выпишите два суще¬ствительных и сделайте их морфологиче¬ский разбор. III. Из упр. 845 выберите существитель¬ные 3-го скл., выполните морфологический разбор, пользуясь планом и образцом на с. 241—242. Род имен существительных. I. Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами; толь, тюль, мозоль, шампунь, туфля, фланель, вестибюль. Поль¬зуйтесь орфографическим словарем. П. Составьте предложения. Мышь (пробежать, маленький). Рельс (лопнуть, стальной). Впечатление (остать¬ся, незабываемый). Сомнение (появиться, сильный). III. Упр. 810. Выпишите из текста имена существительные в три колонки: 1) ж.р.; 2) м.р.; 3) ср.р. Графически обозначьте окончания. Имена существительные, имеющие только форму множественного числа. I. Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока. II. Найти лишнее: 1) ворота, 2) двери, 3) сани, 4) салазки. III. Упр.828. Выборочный диктант. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. I. Составьте меню, употребив существи¬тельные, имеющие форму только мн. числа. И. Упр. 834. Вставьте пропущенные по смыслу имена существительные в нужном падеже. Определите их число. III. Упр. 835. Выпишите имена существительные в следующем порядке: 1) имеющие оба числа; 2) имеющие только единственное число; 3) имеющие только множественное число. Три склонения имен существительных. I. Напишите коротенькую записку с просьбой товарищу зайти за вами, чтобы пойти вместе в кино, на каток, в библиотеку. Используйте существительные всех трех склонений. Склонение обозначьте. П. Вместо цифр запишите существитель¬ные нужных склонений. 331 211 123. Ис¬пользуйте словарные слова. III. Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам: 1 скл. 2 скл. 3 скл. зима поход корабль газета дождь смерть даль вещь жизнь яркая осень январь Падеж имен существительных. I. Подготовьте сообщение о происхожде¬нии названий падежей. (См.: Панов.Б. Т. «Внеклассная работа по русскому языку», с. 44—45.) II. Вспомните 2—3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существи¬тельных. III. Просклоняйте существительное кни¬га. К оценке знаний, умений учащихся тоже подхожу дифференцированно, т. е. учитываю и личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстает в силу разных причин, но ста¬рается догнать класс. К уроку контроля я подбираю зада¬ния разных уровней с учетом подго¬товленности ребят по предмету, их раз¬вития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизве¬дения материала, содержат определен¬ную дозу помощи. Задания второго ва¬рианта направлены на применение зна¬ний, умений в новой ситуации, уста¬новление связей между понятиями. За¬дания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую сте¬пень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля в VI классе по теме «Лексика» предлагаются следующие задания по вариантам: I. 1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омо¬нимы: печальный, влажный, сердитый, сы¬рой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра). 2) Подберите синонимы к словам стро¬ить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка? 3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, камен¬ный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении. II. 1) Выпишите только профессиональ¬ные слова: кафтан, барабан, октава, свек¬ла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд, 2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов). 3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие. III. 1) Что такое неологизмы? 2) Когда профессиональные слова стано¬вятся общеупотребительными? 3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пио¬нер, целинный? IV. 1) Замените фразеологические обо¬роты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, пове¬сить нос. Слова для справок: лгать, близко, мед¬ленно, грустить. 2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости. 3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельни¬чать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз. Предлагая задания различной труд¬ности, учитель дает всем учащимся воз¬можность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувство¬вать радость посильного труда. . Дифференцированный подход к уча¬щимся можно осуществить и на уроках по развитию речи, например при под¬готовке к изложению. 1. Учащимся V класса, имеющим сла¬бую подготовку по предмету и низкий уро¬вень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику. 2. На уроке изложения слабоуспеваю¬щим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной ра¬боте, с ребятами, затрудняющимися в вос¬произведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм. 3. При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорны¬ми словами, с планом изложения, с воз¬можным началом или заключительной частью. И т.д. Дифференцированный подход к уча¬щимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с зада¬ниями, вселяет уверенность в собствен¬ных силах, способствует повышению ин¬тереса к учебной деятельности, форми¬рует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможно¬стей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся. Литература: 1. Булгакова В.И. «Проблемное обучение – понятие и содержание». «Воспитание школьника», 1985год. № 8. 2. Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165. 3. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности». – М; Педагогика, 1980, с.96. 4. Логинова О.Б. «Уровневая дифференциация обучения». – Москва, 1994. 5. Пидкасистый П.И. Роспедагогика. – М, 1995. 6. Селевко Г.К. «Дифференциация обучения». – Ярославль, 1995.
|