Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожале¬нию, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунк¬туационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна. Есть целый ряд условий, способ¬ствующих возникновению заинтересо¬ванного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школь¬ника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообра¬зие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности). Нако¬нец, нужно почаще вспоминать слова Л. Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». В основе нашей работы по воспи¬танию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразитель¬ным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и краси¬вых языков мира. Красота и богат¬ство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой — пробудить интерес к слову. Так, изучая в V классе согласные звуки, учащиеся читают вслух выска¬зывания писателей о русском языке, записанные на плакатах: «Русский язык... красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместите¬лен» (А. И. Куприн). «Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А. Н. Толстой). Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравни¬вают высказывания А. И. Куприна и А. Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка,— оба писателя говорят о его певучести, заду¬шевности. И далее, в процессе беседы, уча¬щиеся узнают, что напевность, благо¬звучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и соглас¬ных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (их 74,5%): глас¬ные, звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т. е. шумные, глухие. Согласные играют важную смыслоразличительную роль. Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки одного и того же слова: забота: [а], [о], [а] — [з], [б], [т]; родина: [о], [и], [а] — [р], [д’] [н]; край: [а] — [к], [р], [и]. — По каким звукам легче узнать эти слова? (По согласным.) Действи¬тельно, смыслоразличительная способ¬ность согласных звуков сильнее, чем у гласных. Дальше учащиеся сравнивают выска¬зывания о языке и также нахо¬дят общее в этих определениях. На дом учащиеся получают задание выучить высказывания о языке, подоб¬рать примеры, показывающие, в чем же состоит богатство и мелодичность рус¬ского языка, почему его называют гибким и красивым. Изучая тему «Звонкие и глухие согласные звуки», я обращаюсь к книге Л. П. Крысина «Жизнь слова», где рассказывается о том, как звуки оце¬ниваются носителями языка по различ¬ным признакам — по величине, силе, красоте. Важно показать учащимся, что при произнесении звуков возни¬кают различные впечатления и образы. Так, звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного зво¬на. Раскрывая выразительные возмож¬ности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэ¬тическим текстам, ибо поэзия — искус¬ство звучащего слова, она во многом сродни музыке. Как интересно, напри¬мер, понаблюдать за [л] и [р] в хорошо известном детям стихотворении Ф. И. Тютчева: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Читаем стихотворение А. Прокофь¬ева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов: Да, есть слова глухие, Они мне не родня, Но есть слова такие, Что посильней огня! Они других красивей — С могучей буквой «Р». Ну, например, Россия, Россия, например! Наполненное светом, Оно горит огнем, И гимном слово это Гремит в стихе моем! Глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ноч¬ными шорохами, шумом ветра, легкими шагами, шуршанием, чуть слышным шелестом листьев. Примеры подобрать очень легко. Как видим, изобразительные воз¬можности русского языка раскрыва¬ются перед учащимися наиболее полно, когда, для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова. Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, про¬изношение [что] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произно¬шении сочетания [чт] мы проводим, используя книжные тексты, когда уче¬ники могут непосредственно восприни¬мать зрительный образ слова. Кроме того, и примеры мы подбираем такие, чтобы их хотелось читать правильно, например, стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» или пушкинские слова: «Что за рос¬кошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Я стараюсь подбирать и та¬кие стихотворные примеры, где про¬изношение нужных слов подсказы¬вается рифмой: Чуть растопит солнце вешнее На дворе у нас снежок, Птичьи домики — скворечники Мы сколотим из досок. (О. В ы со т с к а я ). В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее отно¬ситься и к своей речи. Программа V класса позволяет по¬казать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги. Далее мы должны им показать и уро¬вень слова с его лексическим значе¬нием, многозначностью, синонимами, антонимами. Истинная любовь к родно¬му языку — в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, об¬разности и выразительности своей речи, в стремлении к гармоническому един¬ству смысла и формы в своих выска¬зываниях, что главным образом дости¬гается умелым отбором языковых средств. Обо всем этом мы и говорим на уроках, изучая лексику. Эпиграфом к уроку «Однозначные и многозначные слова» беру высказывание Н.В.Гоголя: «Дивишься дра¬гоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Пятиклассники записывают сле¬дующий текст: «В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать...» —Вдумайтесь в смысл этого пред¬ложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное — «с одно¬го-то боку зеленое», «с другого румя¬ное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать...» Вот и давайте учиться «повертывать» слово, владеть им. Мно¬гие слова могут иметь не одно, а несколько значений — они многознач¬ны. Разбирая многозначные слова (дорога, язык, корень), дети могут вспомнить и привести свои стихотвор¬ные примеры, пословицы, поговорки. В итоге учащиеся приходят к выводу: богатство языка — это богатство мыс¬лей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли. Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, я читаю несколько примеров детской речи, записанных К. Чуков¬ским: 1) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. — Почему ты не повесил ее сушить? —-спросила мать. — Я не достал до солнышка,— ответил Петя. 2) Мальчика спрашивают о сестре: — Что же это твоя Иришка с петухами ложится? — Она с петухами не ложится — они клюются: она одна в свою кроватку ло¬жится. Возможно и такое задание: Определите, в каком значении — прямом или переносном — употреблены выделенные слова: Ветерок спросил, пролетая: — Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: — Золотые руки растят. (Е. Серова). Анализируется отрывок из стихотво¬рения О. Берггольц «Мой дом»: А в доме, где жила я много лет, Откуда я ушла зимой блокадной, По вечерам опять в окошках свет. Он розоватый, праздничный, нарядный... Но этих окон праздничный уют Такой забытый свет в сознанье будит, Что верится: там добрые живут, Хорошие, приветливые люди... Учащиеся убеждаются, что благо¬даря использованию в тексте одних и тех же слов в прямом и переносном значениях достигается особая вырази¬тельность: переносное значение слова воспринимается особенно ярко в резуль¬тате сопоставления с его прямым зна¬чением. Когда класс устал, уместна и шутка: Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении? Зачем спешить? Идет сильный дождь. По улице медлен¬но идет человек. Прохожий спрашивает его: — Почему вы идете так медленно под дождем? — А зачем спешить,— отвечает он,— впереди идет такой же сильный дождь. Слова А. И. Герцена: «Главный характер нашего языка состоит в чрез¬вычайной легкости, с которой все выра¬жается на нем» — эпиграф к уроку «Синонимы». Проводим маленький лингвистиче¬ский эксперимент (конечно, элементар¬ный). — Прочитайте первую строфу из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу»: От сырости ежится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи. — Найдите прилагательные-синони¬мы, понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. Дети делают интересные наблюде¬ния, например: — Капля сольется с листом, и ее совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Изучая синонимы, пятиклассники вдумываются в смысл слов, находят оттенки значений, стилистической и эмоциональной окраски. Главное — у них появляется желание говорить точ¬но, красиво. При изучении темы «Словообразо¬вание» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных клас¬сах. Поэтому использую такие, напри¬мер, задания: 1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит. У шиповника — шипы. На шиповнике — бутоны. Вот он блещет у тропы, Ярко-красный и зеленый. Он глаза мои слепит. Он костер напоминает. Он шиповник. Он шипит. Искры алые роняет. (А. Кушнер). Установив значения слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объ¬яснят, почему здесь появилось слово шипит. 2. Составьте текст, употребив в нем 2— 3 однокоренных слова. 3. Укажите и исправьте ошибки в пред¬ложениях. 1) «Вдали виднелся парусник, его паруса наполнены воздухом». 2) «На крышке была написана надпись». Изучая приставки, учащиеся вдумы¬ваются в смысл слов К. И. Чуков¬ского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Основное время на уроке отводится выяснению значений приставок. Анали¬зируются примеры: Вот затрещали барабаны — И отступили басурманы. (Лермонтов). И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось. (Лермонтов). Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль. (Есенин). — Образуйте глаголы с помощью при¬ставок и составьте с ними словосочета¬ния. Учащиеся узнают, что приставка может изменять до неузнаваемости смысл даже очевидно однокоренных слов, например: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности. На уроках по словообразованию я часто использую элементы заниматель¬ности. Например, предлагаю отгадать шараду, когда надо не разобрать, а собрать слово: Корень мой находится в цене,— В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Игра «Собери слово»: учащиеся составляют слово, взяв указанные мор¬фемы из разных слов. обдумать ясно пилить писать Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положи¬тельное влияние на речевое развитие учащихся, так как вырабатывает уме¬ние свободно и правильно использо¬вать возможности языка для более четкого выражения мысли. Пятиклассники любят неожидан¬ности, загадки — я это использую для воспитания интереса к предмету. На первом уроке по теме «Морфология» был записан текст из книги М. В. Панова «И все-таки она хорошая!». «Есь такая скаска. Козел постлал казу заорехоми. Пошла она и нивернулозь... Нед казы сорехами, нетт коззы зкальон-ными!» Текст вызвал необычайное оживле¬ние в классе, каждому хотелось испра¬вить его. Были заданы вопросы: — Для чего служит язык? — Как записан текст? — Можно ли отказаться от правил правописания? — К чему приводит несоблюдение ор¬фографических правил? — Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном и раздельном напи¬сании слов? — Как определить, какие окончания написаны правильно, а какие нет? В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать. Выполняя упр. 769, ученики при¬знают, что русским литературным язы¬ком они владеют не безупречно, что им нужно научиться правильно обра¬зовывать формы некоторых слов. Де¬лаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию. Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает воспитывать у учащихся любовь к русскому языку. Большинство пятиклассников приняло активное участие в «Неделе русского языка», у многих появляются вопросы, с кото¬рыми они обращаются к учителю, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее. | |
Просмотров: 3649 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|