Тема. Урок –практикум Обобщение и систематизация Цель урока: продолжить работу по обобщению и систематизации знаний по теме, закреплению навыков пунктуации в СПП, формированию умения работать на слух, графически оформлять СПП; совершенствовать навыки грамотного письма и грамотной речи; проверить знания и умения учащихся производить изученные виды разбора (синтаксический разбор СПП, фонетический разбор слова, разбор слова по составу, словообразовательный разбор). Задачи развития: развивать воображение, мыслительную деятельность, логическое мышление, способствовать желанию учащихся расширять свой словарный запас. Воспитательная цель: воспитание интереса к театру, опираясь на осознание учащимися тесной взаимосвязи языка, общества, книг и театра. Оборудование урока: таблички со словами для словарно- орфографической работы, табло с лексическим знанием словарных слов, плакат с изображением театра им. Ф.М. Достоевского, раздаточный материал, тестовые дидактические карточки «Синтаксический разбор СПП». Попутное повторение: части речи и главные члены предложения, лексика, однородные члены предложения, виды односоставных предложений, виды разбора (4, 1, 2). Ход урока. I. Организационный момент. II. Обобщение изученного. Сегодня на уроке мы продолжим работу по обобщению знаний по теме «СПП», проверим свои знания и умения по этой теме, попутно повторив изученный. 1.Словарно-орфографическая работа. Задание: раскрыть лексическое значение данных слов, записать в тетрадь (слова записаны на листочках и прикреплены на магнитную доску). Виртуоз – [ вир – мужчина, человек сильный, благородный мастер блестящий артист (лат.) ] Подобрать однокоренные слова (виртуозный, виртуозность, виртуозно) Премьера – ( фр. premiere первая ). Первое представление театральной пьесы. Мизансцена ( фр. miseegzcene ) Размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы. Пантомима [ греч. pantomimos – всему подражающий ] Мимическое театральное представление без слов. 2. Работа по развитию речи. Задание. Устно составить предложения с этими словами, определить вид предложения по наличию грамматической основы. 3.Синтаксический разбор предложения. [Никогда не забывайте], что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП; состоит из двух простых предложений, первое – главное, второе – придаточное изъяснительное, которое стоит после главного, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что; связь подчинительная: 1 простое (главное) – односоставное, определенно-личное, распространенное, полн., неосложненное; 2 прост. (придаточно изъяснительное) – двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными доп.) 4. Графический диктант. Задание: прослушать предложение, изобразить его графически, то есть начертить его схему, прокомментировать ее. Театр говорит нам о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к будущему. [ ], ( как …). Придаточное изъяснительное. [Много лет он мечтал о такой роли], (какую (то есть, такую роль) сыграл сегодня). [ ], ( какую …). [Театр важен еще и тем], (что актер часто замечает то), (чего мы совсем не видим.) [ ], (что … ), (чего … .) [Нужно читать только те книги], (которые (книги) учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков). [ ], (которые …). - Какие придаточные предложения мы еще знаем? - 5. Творческая работа. 1. Какой памятник архитектуры изображен на фотографии? 2. Любите ли вы ходить в театр? Почему? 3. Какой спектакль вы смотрели в последний раз? 4. Какие чувства вы испытываете в театре? 5. Нужен ли нам театр? 6. Составить СПП на тему «Театр» по схемам, выделить главное и придаточное, указать вид придаточного. 1. [ ], (который …). 2. ( Если ________ ), [ ]. 3. ( Когда ), [ ]. 4. На выбор. 6. Итоговый вывод в форме фронтального опроса. - Какие предложения называются СПП? - Расскажите о строении СПП. - Назовите основные группы СПП по их значению? - Как определить вид придаточного предложения? Какие придаточные предложения вы знаете? - Какие знаки препинания ставятся в СПП? - Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? - Назовите основные виды СПП с несколькими придаточными? 7. Выставление и комментирование оценок. III.Домашнее задание. с. 58 (устно), упражнение 136. 8. Работа по тестовым карточкам. Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить изученные орфограммы, сделать указанные виды разбора. 1. Русский2 язык принимается всюду1 в мире как предмет, без знания которого невозможен прогресс, развитие науки.4 2. Знание1 – рудник, который никогда не исчерпаешь.2,4 3. Я полюбил эту маленькую2 окраинную улицу и был уверен, что она самая1 живописная в мире. 4 4. Шарахался по полю гул, будто метался в стороны и смертно ревел гигантский2 зверь1, загнанный в круг.4 5. К хуторку, где располагался2 санбат, подъехали1 перед самой темнотой.4 6. Сухие листья кленов и берез, с ветвей срываясь, устилают крыши, пока их ветер дальше не унес. 7. Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. 8. Небо все чернело, будто чугунная туча росла из-под земли. 9. Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятерятся. 10. Мы выбежали на крыльцо и бросились туда, откуда слышались шорох и странные звуки. 11. Травы скашивают рано утром, пока они еще не уронили росы. 12. Я стал подражать странному звуку, чтобы приманить птицу. 13. Русский народ всегда любил природу, потому что всегда был близок к ней. 14. Как же должен быть счастлив человек, коли он умеет и любит пахать, сеять зерно, добывать уголь, руду, водить паровозы, обтачивать послушный металл. 15. Настоящий поэт приносит в стих что-то свое, пусть это и не сразу бросается в глаза. 16. Едва начал брезжить рассвет, а мы уже поднялись и вышли на улицу. 17. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. 18. Снег все становился белее и ярче, так что слепило глаза. 19. Русскими мастерами печи расписывались так, что израсцы напоминали листы интересной книги. 20. Запоздалая сова чиркнула крылом по дереву и полетела туда, где погуще и потемнее. 21. Бьется насмерть парень бравый, так что дым стоит сырой. 22. Мы хотим, чтоб всем хватало хлеба, чтоб не знали дети про войну. 23. Дальше в лесу так пышно раскинулся папоротник, что закрыл своей высокой зеленью даже высокие пни. 24. Все вокруг потускнело, будто солнце зашло за облака. 25. Все высыпали из леса на поляну и тревожно смотрели на юг, откуда должны были прийти самолеты. 26. Утром я проснулся оттого, что в иллюминатор свободно лилось солнце. 27. Сколько ни грозили ему револьвером, Метелица не произнес ни единого слова. 28. Настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. 29. Вечером здесь не удалось продвинуться дальше, потому что вся лощина впереди сплошь покрылась огнем. 30. Облака так низко нависали над землей, что корни сосен закутывались туманом. Ключ к проверке. 1) придаточное определительное; 2) придаточное определительное; 3) изъяснительное; 4) сравнительное; 5) придаточное определительное; 6) времени; 7) изъяснительное; 8) сравнительное; 9) условия; 10) места; 11) времени; 12) цели; 13) причины; 14) условия; 15) уступительное; 16) времени; 17) цели; 18) следствия; 19) образа действия и степени; 20) места; 21) следствия; 22) причины; 23) образа действия; 24) сравнительное; 25) места; 26) причины; 27) уступит.; 28) определительное; 29) причины; 30) образа действия и степени.
|