Возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения. В среднем звене обучение становится предметным, появляются разные учителя, и ребёнку необходимо интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей, и на этой основе формировать самооценку. Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования положительной мотивации к обучению. Основные проблемы, с которыми столкнулись учителя в этом учебном году, начиная работу в пятом классе, заключались в некоторой неорганизованности учащихся, трудностях включения в работу, низкой нормативности поведения, в неумении осуществлять самоконтроль, различном темпе работы учащихся на уроках. Изучение уровня мотивации пятиклассников показало, что из 16 учащихся высокий уровень показал один ученик, пятеро – низкий уровень, а большинство детей – средний уровень, то есть школа привлекает больше внеучебными сторонами, а интерес к обучению ситуативный. В связи с проведённым исследованием были даны рекомендации учителям-предметникам. В зависимости от вида деятельности содержания урока, учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. На первом этапе задача учителя – зафиксировать мотивы предыдущих достижений, настроить на предстоящую деятельность. Затем обязательно подкрепить и усилить мотивацию, используя разные виды деятельности, материалы различного уровня трудности, отметки, вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учеников, подключая их к контролю и самооценке. Важно, чтобы у каждого ученика возникла положительная установка на дальнейшее изучение предмета. Изучив данное исследование, мы пришли к выводу, что мотивация снижается в период адаптации учеников в новых условиях, поэтому важно именно в этот период поддержать интерес к предмету. А это возможно в условиях преемственности. Прежде чем взять пятый класс необходимо знакомиться с системой и особенностью работы по предмету учителя начальных классов, посещать уроки, участвовать во внеклассных мероприятиях по предмету. Младшие школьники постепенно привыкают к общению с новым учителем, что способствует снижению стрессовой ситуации на уроке, позволяет создать комфортные условия для восприятия учебного материала, для творческой активности. Наряду с психологическим фактором, способствующим повышению мотивации, целесообразно использовать на уроках по предмету различные виды деятельности каждый из которых по-своему формирует положительную мотивацию. Один из таких видов деятельности – игра. В книге П. М. Баева «Играем на уроках русского языка» даётся понятие игры как средства обучения, поскольку с помощью игры активизируется мыслительная деятельность учащихся, развивается внимание и познавательный интерес к предмету. Игра рассматривается как один из приёмов преодоления пассивности учеников, так как в составе команды каждый ученик несёт ответственность за результат и старается быстрее и успешнее справится с заданием. Таким образом, соревнование в ходе игры также способствует формированию положительной мотивации на уроках русского языка и литературы. На уроках русской словесности в 5 классе возможно применение игр различного типа. Есть темы – «подарки», которые можно проводить в форме игры, например, тема «Загадки». Проводим урок, как игру-отгадывание. Пятиклассники делятся на группы, каждая получает карточки с загадками на определённую тему. Затем каждая команда придумывает свою загадку, ведь разгадывая их, школьники рассматривают языковые средства, с помощью которых она создаётся. Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Если в тексте встречается много терминов или новых для учащихся слов, целесообразно проведение словарной игры, игры-конкурса на лучшее толкователя слов. Победителем считается тот, кто сумеет понятнее и интереснее объяснить слова. Иногда для объяснения обращаемся к хрестоматии или толковому словарю. Дать первоначальное представление о строении произведения помогает игра с рассыпанным текстом или иллюстрациями. На уроках по творчеству Андерсена можно предложить рассказать эпизод, изображённый на картинке, подбирать открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках внеклассного чтения проводить КВН, викторины, конкурсы , аукционы, игру в эпитеты и т.д. Задача этих уроков – побудить учащихся к чтению, развивать творческое воображение, поддержать интерес к урокам, постепенно формируя положительную мотивацию. На уроках русского необходимость использования занимательного игрового материала очевидна, так как с помощью игры создаётся положительный эмоциональный настрой, возможность проследить за формированием умений и навыков с учётом этапа работы над орфографией, морфологией, лексикой, создаются условия для закрепления изученных правил. Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению. . Проведение повторного исследования в третьей четверти показало, что присутствует положительная динамика качества знаний, и изменились показатели мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы. Используя игру как метод создания психологической комфортности на уроках русского языка и литературы, удается решить основную задачу, которую ставит каждый учитель: снять страх, напряжение, комплекс неуспеха у учеников, сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно использовать игру наряду с традиционными формами, так как она увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия сложного материала. Список литературы: 1.Баев П. М. Играем на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1989. 2.Богданова Г. И. Уроки русского языка в 5 классе. _ М.: Генжер, 2005. 3.Леонтьев А. А. Психология общения. – М,,1987. 3.Раимбекова С. Р. Научное обоснование роли игры как средства обучения // Русский язык в школах и вузах Казахстана.- 2007.- №2.- с.6-8.
|