Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Игра как метод создания положительной мотивации и психологической комфортности на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения. В среднем звене обучение становится предметным, появляются разные учителя, и ребёнку необходимо интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей, и на этой основе формировать самооценку. Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования положительной мотивации к обучению.
Основные проблемы, с которыми столкнулись учителя в этом учебном году, начиная работу в пятом классе, заключались в некоторой неорганизованности учащихся, трудностях включения в работу, низкой нормативности поведения, в неумении осуществлять самоконтроль, различном темпе работы учащихся на уроках. Изучение уровня мотивации пятиклассников показало, что из 16 учащихся высокий уровень показал один ученик, пятеро – низкий уровень, а большинство детей – средний уровень, то есть школа привлекает больше внеучебными сторонами, а интерес к обучению ситуативный.

В связи с проведённым исследованием были даны рекомендации учителям-предметникам. В зависимости от вида деятельности содержания урока, учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. На первом этапе задача учителя – зафиксировать мотивы предыдущих достижений, настроить на предстоящую деятельность. Затем обязательно подкрепить и усилить мотивацию, используя разные виды деятельности, материалы различного уровня трудности, отметки, вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учеников, подключая их к контролю и самооценке. Важно, чтобы у каждого ученика возникла положительная установка на дальнейшее изучение предмета.
Изучив данное исследование, мы пришли к выводу, что мотивация снижается в период адаптации учеников в новых условиях, поэтому важно именно в этот период поддержать интерес к предмету. А это возможно в условиях преемственности. Прежде чем взять пятый класс необходимо знакомиться с системой и особенностью работы по предмету учителя начальных классов, посещать уроки, участвовать во внеклассных мероприятиях по предмету. Младшие школьники постепенно привыкают к общению с новым учителем, что способствует снижению стрессовой ситуации на уроке, позволяет создать комфортные условия для восприятия учебного материала, для творческой активности. Наряду с психологическим фактором, способствующим повышению мотивации, целесообразно использовать на уроках по предмету различные виды деятельности каждый из которых по-своему формирует положительную мотивацию. Один из таких видов деятельности – игра.
В книге П. М. Баева «Играем на уроках русского языка» даётся понятие игры как средства обучения, поскольку с помощью игры активизируется мыслительная деятельность учащихся, развивается внимание и познавательный интерес к предмету. Игра рассматривается как один из приёмов преодоления пассивности учеников, так как в составе команды каждый ученик несёт ответственность за результат и старается быстрее и успешнее справится с заданием. Таким образом, соревнование в ходе игры также способствует формированию положительной мотивации на уроках русского языка и литературы.
На уроках русской словесности в 5 классе возможно применение игр различного типа. Есть темы – «подарки», которые можно проводить в форме игры, например, тема «Загадки». Проводим урок, как игру-отгадывание. Пятиклассники делятся на группы, каждая получает карточки с загадками на определённую тему. Затем каждая команда придумывает свою загадку, ведь разгадывая их, школьники рассматривают языковые средства, с помощью которых она создаётся. Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Если в тексте встречается много терминов или новых для учащихся слов, целесообразно проведение словарной игры, игры-конкурса на лучшее толкователя слов. Победителем считается тот, кто сумеет понятнее и интереснее объяснить слова. Иногда для объяснения обращаемся к хрестоматии или толковому словарю. Дать первоначальное представление о строении произведения помогает игра с рассыпанным текстом или иллюстрациями. На уроках по творчеству Андерсена можно предложить рассказать эпизод, изображённый на картинке, подбирать открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках внеклассного чтения проводить КВН, викторины, конкурсы , аукционы, игру в эпитеты и т.д. Задача этих уроков – побудить учащихся к чтению, развивать творческое воображение, поддержать интерес к урокам, постепенно формируя положительную мотивацию.
На уроках русского необходимость использования занимательного игрового материала очевидна, так как с помощью игры создаётся положительный эмоциональный настрой, возможность проследить за формированием умений и навыков с учётом этапа работы над орфографией, морфологией, лексикой, создаются условия для закрепления изученных правил. Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.
. Проведение повторного исследования в третьей четверти показало, что присутствует положительная динамика качества знаний, и изменились показатели мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы.

Используя игру как метод создания психологической комфортности на уроках русского языка и литературы, удается решить основную задачу, которую ставит каждый учитель: снять страх, напряжение, комплекс неуспеха у учеников, сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно использовать игру наряду с традиционными формами, так как она увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия сложного материала.

Список литературы:

1.Баев П. М. Играем на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
2.Богданова Г. И. Уроки русского языка в 5 классе. _ М.: Генжер, 2005.
3.Леонтьев А. А. Психология общения. – М,,1987.
3.Раимбекова С. Р. Научное обоснование роли игры как средства обучения // Русский язык в школах и вузах Казахстана.- 2007.- №2.- с.6-8.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: galina911213 (2010-02-21) | Автор: Васильева Галина Леоновна E
Просмотров: 3348 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru