Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе (2 часа). Авторы: Михеева О.Г. учитель русского языка и литературы Борисенко Е.Б. учитель истории «ГУ СОШ № 1 им.Н.Г.Чернышевского» г Семей. Тема: Изображение советской действительности в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Цель: Показать, в чем особенность изображения М.Булгаковым исторических современных ему событий, показать авторскую позицию. Прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя. Оборудование: На доске- коллаж из образов-символов: справа – изображения собак(симпатичных животных с умными добрыми глазами); слева – изображения человеческих лиц, выражающих отрицательные эмоции(злость, агрессия и т.п.), среди которых есть лица «отрицательных» исторических деятелей( н-р: Сталин, Гитлер и т.п.). Цитаты. Технические средства: телевизор, видео( для демонстрации эпизода из фильма С. Бортко «Собачье сердце»). Форма работы: групповая. Структура урока: 1 Оргмомент. 2 Побуждение: - Вступительное слово уч.литературы о символичном оформлении доски. - Составление ассоциативных кластеров. - Комментарии учителя истории к логической цепочке кластеров. 3 Реализация: А) Работа с текстом повести: - Заполнение таблицы-синтез. Б) Просмотр эпизода из фильма(образ Шарикова) В) Составление диаграммы Вена: Шарик- Шариков. Г) Ток-шоу «Пусть говорят». Гости студии: Преображенский Ф.Ф., Шариков, Швондер, Дарья Петровна. 4 Рефлексия: - Формирование собственного мнения о разного рода экспериментах (1гр.-биологический, 2гр.-социальный, 3гр.-экономический, 4.-нравственный.)- заполнение таблицы+комментарии, мнения группы. - Дом. задание. Эссе. 1 Оргмомент. 2. Побуждение: - Вступительное слово учителя литературы: Ребята, сегодня мы с вами проведем интегрированный урок по литературе и истории. Литература и история очень тесно связаны друг с другом. Ведь история – это документальное отражение жизни общества, а литература ее художественное, образное изображение. Вначале я хотела бы обратить ваше внимание на доску, где мы попытались создать коллаж изображений-символов. И мне хотелось бы узнать, какие мысли возникают у вас , когда вы смотрите на изображения, расположенные по обеим сторонам доски? Обратите внимание на глаза, выражение лиц. Какие эмоции вызывают у вас изображения собак? Людей? В чем заключается символичность такого сопоставления? - Заслушиваются мнения учащихся. -Вывод: К сожалению, история существования человечества подтверждает, что в жизни встречается гораздо больше агрессивных, бездушных, злых и жестоких людей, чем собак. И мы сегодня еще вернемся к этому сравнению. А сейчас давайте запишем тему нашего урока: «Изображение советской действительности в повести М.Булгакова «Собачье сердце». И возвращаясь к началу урока, вновь обращаю ваше внимание на доску, где, кроме изображений, вы видите ключевые фразы, которые будут отражать основные этапы нашей работы. Итак, первая фраза: Литература – это отражение истории. Писатель – голос и совесть народа. Эти слова можно считать эпиграфом нашего урока. Ведь М.Булгаков в повести «Собачье сердце» не только создал образ Родины, образ Истории, причем современной ему( повесть написана в 1925 году),но и стал голосом и совестью своего времени, Мастером, пророком, сумевшим предугадать многие последствия новой социалистической политики. - Слово учителя истории. - Составление ассоциативных кластеров: 1 группа- РЕВОЛЮЦИЯ 2 группа – ШВОНДЕР 3 группа – ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ 4 группа – САТИРА - Защита кластеров. Кластеры размещаются в центре доски( в таком порядке: революция- Швондер- Преображенский- сатира) и представляют собой логическую цепочку. -Уч. истории предлагает дать комментарии к логической цепочке. - Заслушиваются мнения учащихся. -Вывод: Революция породила Швондеров, которые объявили буржуями, врагами людей, подобных Преображенскому, и сатира Булгакова направлена против «феномена Шарикова и Швондера». 3.Реализация. А) - Работа с текстом.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ) 1 группа- «Монолог Шарика» 2 группа – «Обед» 3 группа – «Документ» 4 группа – «Разруха» Б)-Заполнение трехчастного дневника: __________________________________________________________________________________ Ключевые слова : Цитаты из текста, Комментарии, мысли, к ключевым словам : рассуждения : __________________________________________________________________________________ Черты времени __________________________________________________________________________________ Невежество __________________________________________________________________________________ Социальное хамство __________________________________________________________________________________ Здравый смысл __________________________________________________________________________________ Жертвы эксперимента __________________________________________________________________________________ Слушаем ответы групп. Анализируем. И в завершение обсуждения обращаемся ко второй ключевой фразе: « Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» Л.Б. Каменев. Уч.литературы: Благодаря мастерству Булгакова, который сумел создать столь красноречивый и проникновенный монолог Шарика, мы можем не только представить себе внешний облик этого персонажа, но и оценить его способности(умеет читать, разбирается в медицине, дает объективную оценку происходящему, рассуждает как интеллигентный человек и т.п.). И для сравнения предлагаем вам посмотреть на того, кто получился в результате эксперимента профессора Преображенского, на Шарикова. Таким увидел его режиссер фильма «Собачье сердце» С. Бортко, а сыграл эту роль известный казахстанский актер В.Толоконников. Б) Просмотр эпизода из фильма(образ Шарикова). После просмотра ребятам предлагается сравнительный анализ: Шарик – Шариков. В) Составление диаграммы Вена. Комментарии, выводы по диаграммам. Третья ключевая фраза урока: «Фантастика…органически сливается с острым бытовым гротеском… Присутствие Шарикова в быту многие ощутят» литератор Ю.Н.Потехин Уч. литературы: А теперь мы предлагаем вам воссоздать атмосферу того времени и самим пообщаться с героями этой истории. А общение это мы предлагаем провести в очень популярной в наши дни форме Ток-шоу. Итак, ток-шоу «Пусть говорят» и его ведущий(ая) -… ( Ф.И. ученика) ! Г) Ток-шоу «Пусть говорят». Гости студии: Преображенский Ф.Ф., Шариков, Швондер, Дарья Петровна. Учащиеся, играющие роли гостей студии, получили предварительное задание: придумать костюм герою, продумать стиль общения, манеру поведения. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Задание ведущему: сделать подводки к героям, составить вопросы для беседы. Остальные ученики – зрители в студии, задают вопросы, участвуют в беседе, могут высказать свое отношение к тому или иному персонажу. 4.Рефлексия. Уч. истории от эксперимента Преображенского переходит к теме экспериментов над людьми, обществом( революция). Обращается к четвертой ключевой фразе урока: «Он(Ленин) работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвою материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию. М.Горький И ребятам предлагается выразить собственное мнение о разного рода экспериментах: 1 группа-биологический, 2 группа-социальный 3 группа-экономический, 4группа-нравственный,- заполняя таблицу: __________________________________________________________________________ Форма __________________________________________________________________________ Цель __________________________________________________________________________ Ход __________________________________________________________________________ Итог __________________________________________________________________________ Комментарии, мнения группы. Последняя ключевая фраза урока: «Мир превращен в лабораторию. Во имя спасения человечества как бы отменяется естественный порядок вещей и над всем безжалостно и цепко царит великий, но безумный, противоестественный, а потому на гибель обреченный эксперимент…» - Дом. задание. Эссе на тему: «Есть ли право у человека на проведение биологического или социального эксперимента? Ваше мнение о клонировании.» ПРИЛОЖЕНИЕ(эпизоды рассказа для анализа в группах) МОНОЛОГ Шарикова У-у-у-у-у-у-гу-гу-гугу-уу! О ,гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я, пропал! Негодяй в красном колпаке, повар в столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства, плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи боже мой, как больно!(…) Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчетливо: завтра появятся язвы, и, спрашивается, чем я их буду лечить? Летом можно смотаться в Сокольники там есть особенная очень хорошая трава, и ,кроме того, нажрешься бесплатно колбасных головок (…) И если бы не грымза какая-то, что поет на кругу при луне- «Милая Аида»,- так что сердце падает, было бы отлично. А теперь куда же пойдешь? Не били вас сапогом? Били.Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбою своею мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой еще не угас… Живуч собачий дух.(…) Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь. Человечьи очистки- самая низшая категория. Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас!(…) …махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания.(…) Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят(…) А вот по глазам- тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра. Все видно- у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра(…) Вот он все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей… Обед. На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймою лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске – кусок сыру в слезах и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. (…) Засим от тарелок подымался пахнущий раками пар, пес сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада, а Филипп Филиппович, заложив хвост тугой салфетки за воротничок, проповедовал: - Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, и представьте, большинство людей вовсе есть не умеет. Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как. Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет! - Гм… Да ведь других же нет. - Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел тридцать наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствовали себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», теряли в весе!(…) Псу достался бледный и толстый кусок осетрины, которая ему не понравилась, а непосредственно за этим- ломоть окровавленного ростбифа. Слопав его, пес вдруг почувствовал, что он хочет спать и больше не может видеть никакой еды(…) Пес дремал, уложив голову на передние лапы(…) Глухой, смягченный потолками и коврами хорал донесся откуда-то сверху и сбоку. Филипп Филиппович позвонил, и пришла Зина. - Зинуша, что это такое означает? - Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович,- ответила Зина. - Опять!- горестно воскликнул Филипп Филиппович,- ну. Теперь, стало быть пошло! Пропал калабуховский дом!(…) Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так далее. Разруха. - Разруха, Филипп Филиппович! - Нет,- совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович ,- нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это – мираж, дым, фикция(…) Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?- яростно спросил Филипп Филиппович, и сам же ответил.- Это вот что: если я , вместо того чтобы оперировать , каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я , ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а головах! Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!», я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Николая Романова, угнетенных малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев – прямым своим делом,- разруха исчезнет сама собой. Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удастся, доктор. И тем более людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны! Филипп Филиппович вошел в азарт, ястребиные ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда, гремел он, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром. Документ . - Какое дело еще вы мне хотели сообщить? - Да что ж дело! Дело простое. Документ, Филипп Филиппович, мне надо. Филиппа Филипповича несколько передернуло. - (…) может быть, без этого как – нибудь можно?- голос его звучал неуверенно и тоскливо. - Помилуйте,- уверенно ответил человек,- как же так без документа? Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать.Во-первых, домком! - При чем тут этот домком? - Как это при чем? Встречают, спрашивают, когда ж ты, говорят, многоуважаемый, пропишешься?(…) - Отлично-с(…) Итак, что говорит ваш прелестный домком? - Что ж ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете.Он интересы защищает. - Чьи интересы, позвольте осведомиться? - Известно чьи. Трудового элемента. Филипп Филиппович выкатил глаза. - Почему вы – труженик? - Да уж известно, не нэпман. - Ну, ладно. Итак, что же ему нужно в защитах вашего революционного интереса? - Известно что: прописать меня(…) А самое главное – учетная карточка. Я дезертиром быть не желаю. Опять же союз, биржа… - (…) Отлично-с. Что же , в конце концов, нужно, чтобы вас прописать и вообще устроить все по плану этого вашего домкома! Ведь у вас даже нет ни имени, ни фамилии! - (…) Имя я себе совершенно спокойно могу избрать… - Как вам угодно именоваться? - Полиграф Полиграфович. - Не валяйте дурака(…) Филипп Филиппович налился кровью и, наполняя стакан водой, разбил его. Напившись из другого, он преувеличенно вежливо склонил стан и с железною твердостью произнес: -Из-вините. У меня расстроены нервы. Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали такое? - Домком посоветовал.
|