Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: «Антонимы» Цели урока: Учащиеся должны Знать: - понятие «антонимы»; - о роли использования антонимов в речи. Уметь: - находить антонимы в предложениях; - работать в группе; - подбирать антонимы к словам; - использовать антонимы в речи. -оценивать свою деятельность и работу других членов группы. Проявлять: - положительную мотивацию к уроку русского языка; - любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку; - доброе отношение друг к другу Ожидаемый результат: Ученики знают противоположные по смыслу слова, умеют находить антонимические пары, используют антонимы в речи. Работают в группе, умеют давать самооценку, оценивают работу своих товарищей. Проявляют активность на уроке. Ресурсы: листы с заданиями, маркеры, корзиночка, листы для самооценивания учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, листики 4 цветов для оценивания, ватман, презентация к уроку, Ход урока. 1.Организационный момент. Тренинг «Волшебная корзина». Условия тренинга. Учащиеся на листке бумаги записывают хорошие пожелание для друзей и «скаладывают» в корзину. Учитель расплескивает эти пожелания на учеников для того, чтобы им интересно и легко было работать на уроке. 2. Деление на группы. Стратегия «Слова-синонимы». Класс должен быть подготовлен для работы 3 групп. И у каждой группы на партах должны быть названия. Учащиеся, выбрав листочек с надписью, должны найти синоним этого слова и определится в одну из групп. 1-группа - «Смелые» (храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный). 2- группа - «Быстрые» ( проворный, прыткий, резвый) 3-группа – «Старательные» (прилежный, усердный, ретивый). 1. Стадия вызова. 1.1. «Кроссворд». Учитель должен называть слово, а учащиеся найти слово с противоположным значением. В итоге на экране по вертикали высветится тема урока. / горький- сладкий, начинать—кончать, нашел-потерял, простой-сложный, трудолюбивый-ленивый, короткий-длинный, свет-темнота/ По завершению кроссворда учитель должен провести опрос учащихся. • ¬ На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены? • Одинаковы ли они по написанию? (Нет). • А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное). Ответив на вопросы, учащиеся должны сформулировать определение антонимов и обозначить цели на урок. 1.3. Самостоятельное целеполагание. 1.4. Прием «Бортовой журнал». Бортовой журнал ученика Что я знаю по теме урока Что я узнал(а) об антонимах на уроке Чего я не понял? 2. Стадия осмысления. -Чтобы работа прошла интересно и понятно, учащимся нужно вспомнить правила для работы в группах. Правила для работы в группах: • Говорить по очереди • Активно слушать *Соблюдать время • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения • Помогать и просить о помощи • Пояснять и оценивать идеи • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению 1. Работа в группах. «Смелые». Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …(Злой враг) Теплый день - …(Холодная ночь) Хорошее начало - …(Плохой конец) Полезный труд - …(Вредное безделье) Утренний уход - …(Вечерний приход) Последнее поражение - …(Первая победа) «Быстрые». К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий Злой честь Холодный редкий Незнакомый правдивый Новый узкий Молчать известный Дальний говорить Ложный активный Густой Старый Бесчестье горячий широкий «Старательные». Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведет. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Сытый голодного не разумеет. Выступление групп. Взаимооценивание групп стикерами. Зеленый стикер - выступили отлично. Оранжевый стикер - выступили хорошо Красный стикер - не справились с заданием. После выполнения заданий учитель должен сделать обобщение информации по данной теме. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д. Музыкальная физминутка. 2. Самостоятельная работа. Тестирование. Найди неверно составленную пару антонимов. 1. трудолюбивый – ленивый молодость – старость справа – слева низкий – высоко 2. веселый – грустно вперед – назад светлый – темный худой – толстый Найди однокоренные антонимы 3. правда – ложь друг – враг счастье – несчастье верх – низ 4. война – мир правда – неправда дело – безделье молодость – старость Найти глаголы – антонимы, образованные при помощи приставок: 5. налить – разлить открыть – закрыть сойтись – разойтись завязать – привязать 6. появляться – исчезать расцветать – отцветать расшириться – сузиться улыбаться – хмуриться Найди слово, которое не имеет антонима: 7. вход рука неприятель толстый 8. молчать друг худой глиняный Вставь подходящий по смыслу антоним: 9. Не было бы счастья, да………помогло. 10. Хороша веревка длинная, а речь ………. Оценивание. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу. 9-10 баллов- «5». 6-8 баллов- «4». 4-5 баллов- «3» Ниже трех баллов- «2» 3. Стадия рефлексии. 3.1. Прием «Трехминутное эссе». Используя картинки, учащиеся должны написать эссе. 3.2. Учащиеся заполняют второй и третий столбики «Бортового журнала». 4. Домашнее задание: повторить правило, выполнить упражнения на странице 128. Дополнительно можно раздать индивидуальные карточки Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить пропущенное слово – антоним. Большому уму и в (…) голове тесно. Глупый осудит, а (…) рассудит. Дождик вымочит, а красное солнышко (…). Корень учения горек, да плод его (…). Труд кормит, (…) портит. Кто хочет много знать, тому надо (…) спать. Маленькое дело лучше (…) безделья. Ученье – свет, а неученье (…). Лучшая вещь новая, лучший друг (…). Друг спорит, а (…) поддакивает. В конце урока учащиеся на листах самооценки должны вписать свои фамилии и поставить себе оценку за работу, а также обвести рисунок, который выражает их настроение в конце урока. Оцени себя сам, используя таблицу Что оценивается Баллы Могу подбирать ключевые слова к теме. 1б Могу применить ключевые слова в устной речи. 1б Умею сопоставлять русский и казахский эквивалент пословиц. 1б Умею отвечать на тонкие вопросы. 1б Умею отвечать на толстые вопросы. 1б Применяю термины и понятия, полученные на уроке. 1б Умею использовать полученные знания в творческой работе. 1б Шкала баллов, переведенных в оценку: 7-6 «5» 6-5 «4» 4-3 «3» 2-0 «2» | |
Просмотров: 2582 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|