Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка интегрированного урока в 10 классе
ГУ Г И М Н А З И Я № 132

Разработка интегрированного урока в 10 классе по теме:

«Поездка Чокана Валиханова в Кашгарию –
научный подвиг»

Учитель географии:
Нагорнова В.И.
Учитель русского языка и литературы:
Часовских И.Я.

г. Алматы, 2010 год

Тема: «Поездка Чокана Валиханова в Кашгарию – научный подвиг»

Цели урока:
образовательная – продолжить формирование знаний об основных фактах биографии Чокана Валиханова;
развивающая- развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: художественной, справочной, мемуарной, документальной, географической;
работать с картами, анализировать их, уметь наносить маршруты путешествий;
продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;
воспитательная- вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник.
Оборудование:
1. Портреты Чокана Валиханова, его рисунки.
2. Выставка книг о Чокане Валиханове.
3. Физическая карта Азии.
4. Географические атласы, контуры (раздаточный материал)
5. Музыкальное сопровождение, запись кюя «Сары – Арка».

Эпиграфы к уроку:
Судя по отчёту, сделанному Валихановым о Кашгарии,
о нём можно судить как о гениальном человеке своего времени.
Е.П. Ковалевский.
Чокан Валиханов – такая способная и дельная личность,
какой не появлялось ни между одними инородцами сибирскими.
К.Губарев, ( журн. «Современник », 1864г., № 6).

Ход урока:

1. Деятельность учителя
Организационный момент – сообщение темы урока, постановка целей урока.
Слово литератору. На предыдущем уроке мы изучали сведения о жизни и деятельности Чокана Валиханова (звучит кюй «Сары – Арка»). Сегодня мы продолжаем знакомство с его творчеством и постараемся доказать, что Чокан Валиханов был великим учёным, востоковедом – первооткрывателем. На доске записана тема урока, но прежде, чем мы перейдём к её рассмотрению, вспомним, что было основой и послужило началом его научной карьеры. Для достижения поставленной цели урока вы должны воспользоваться дополнительной литературой, выбирать сведения и анализировать их. Урок сегодня необычный – его ведут два учителя, географ и литератор, так как тема урока обширна и связана не с одной наукой.
Деятельность учащихся – прослушивают тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадях. Вспоминают биографические сведения, делают сообщения об основных этапах становления личности Чокана Валиханова.

2. Деятельность учителя
Слово литератору. Вы вспомнили, что способствовало началу научной карьеры Чокана Валиханова. Большое влияние на дальнейшее развитие творческой личности оказала дружба с Ф.М. Достоевским.
Деятельность учащихся – чтение письма Ф. М. Достоевского Чокану Валиханову. Анализ содержания письма, выбор главного, запись в тетрадях «напутствия»: «…хоть с чего – нибудь, да начните».

3. Деятельность учителя
Слово географу. С чего начал Чокан Валиханов, как он внял советам Достоевского, куда были предприняты его первые путешествия… Что вы знаете о Семиречье того времени, какая территория считалась Семиречьем.
Деятельность учащихся – сообщают о поездках Чокана Валиханова в Капал, Верное, затем в Кугучак, Кульджу, Киргизию. На контуры наносят границы района, маршруты первых путешествий.

4. Деятельность учителя
Слово литератору. Интересными путешествия Чокана Валиханова были еще и потому, что он записывал, зарисовывал всё, что видел, то есть вёл путевые дневники. Сегодня и мы на уроке попытаемся вести наши путевые заметки в тетрадях, будем вспоминать, обсуждать, анализировать, вести «путевые записи»на нашем уроке – путешествии.
Деятельность учащихся – читают путевые записи Чокана Валиханова, его письма , комментируют его рисунки, подводят итог значимости его первых путешествий. Ведут запись в тетрадях.

5. Деятельность учителя
Слово географу. Следующее путешествие - в Кашгарию, во Внутреннюю Азию; осуществилось стремление к углубленному изучению истории и культуры тюркских и других народов Азии. Какое географическое положение занимала Кашгария того времени, что привлекало и торговые караваны, и завоевателей в Кашгарию? Историческая справка об обстановке в Кашгарии.
Деятельность учащихся – работают с физической картой, делают выводы о чрезвычайно выгодном положении Кашгарии. Отвечают о политической обстановке этого района на основе дополнительной литературы, прочитанной дома.

6. Деятельность учителя
Слово литератору. Какие испытания выпали на долю Чокана Валиханова, что пришлось ему пережить, Почему он путешествовал под чужим именем, изменив внешность?
Деятельность учащихся – отвечают на вопросы, обсуждают, используя дополнительные сведения из книг; ведут запись в тетрадях.

7. Деятельность учителя
Слово географу. Необходимо проследить весь путь по карте, отметить маршрут путешествия Чокана Валиханова
Деятельность учашихся – работают с картами, отмечают маршруты путешествия на контурах.

8. Деятельность учителя
Слово литератору. Какой научный труд был собран, что было записано и каким образом; разбор второго эпиграфа урока К. Губарева.
Деятельность учащихся – делают вывод о значении собранного научного материала, зачитывают письмо Аполлинария Майкова, комментируют эпиграф урока, обсуждают – в чём же состоит научный подвиг Чокана Валиханова.

9. Заключительные слова учителей (вновь звучит кюй «Сары – Арка»)
Деятельность учащихся – слушают заключительные слова, основные положения записывают в тетрадях, анализируют и делают выводы.

10. Деятельность учителя
Постановка задач для домашней работы – повторение «путевых заметок» урока, оформление контурной карты, подготовка к контрольной работе.
Деятельность учащихся – запись домашнего задания.

11. Деятельность учителя
Выставление оценок за урок с комментариями учителей
Деятельность учащихся – выставление оценок в дневниках.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Андрей (2010-03-18) | Автор: Нагорнова В. И., Часовских И. Я. E
Просмотров: 3561 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru