Тестовый контроль в процессе обучения русскому языку. Учитель русского языка и литературы средней школы №32 г. Семей Кусаинова М.М. Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый конт¬роль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки. Систематическое тестирование стимули¬рует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты проверки тестов анализиру¬ются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний уча¬щихся, а с другой - самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обуче¬ния и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами, разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими наиболее характерными и четкими примерами на употреб¬ление её в речи. . Работу с тестами рекомендуется проводить за 10—15 минут до конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом уроке, на различных этапах урока; при выполнении теста все учащиеся по¬ставлены в равные условия: они ра¬ботают в одно и то же время с оди¬наковым по объему и сложности мате¬риалом, тест дает возможность включать боль¬шой объём материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие от¬дельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие харак¬теристики тестов, безусловно, свидетельст¬вуют о целесообразности их использова¬ния в учебном процессе. В учебном процессе тесты отчетливо вы¬полняют две различные функции: контроли¬рующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъ¬являются различные требования, и состав¬ляются они по-разному, хотя внешне очень схожи. Само собой разумеется, что указанное про¬тивопоставление, как и во всех других случаях, носит условный характер, по¬скольку почти всякий контроль обучает, а любое упражнение предпо¬лагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения, различаются по их доминирую¬щей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является уста¬новить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным ма¬териалом, умением, деятельностью и, соот¬ветственно, оценить его; цель обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, уме¬нием, деятельностью, и контроль их выпол¬нения выступает для учителя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирую¬щую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школь¬ников определенного уровня коммуника¬тивной компетенции , и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдель¬ными речевыми умениями за определен¬ный период обучения. В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, прово¬димым в конце курса обучения, вто¬рой вид — с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Од¬нако его можно с успехом использовать как одну из форм промежуточного итогового контроля, прово¬димого, например, по окончании цикла заня¬тий. Такая форма про¬верки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует ус¬пешности их обучения), поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответ¬ствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест являет¬ся весьма действенным и экономным сред¬ством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 10-20 тестов по ключу не зай¬мет у учителя больше 5—7 минут. Так, с целью промежуточного контроля после изучении ряда тем по лексики, после изучения частей речи провожу: а) тесты на выявление понимания теоретического материала (тесты с пробелами или пропусками слов) б) на применение теоретических сведений на практике (тесты с несколькими вариантами ответов в) тесты, в которых предлагается или подтвердить, или опровергнуть какое-либо предположение (т.н. «Да-Нет»). Например, после изучения цикла тем по имени существительному предлагаю следующие тесты : А) Тест по теме «Имя существительное» 1 вариант 1. Укажите нарицательное существительное: 1. Ампер 2. Город 3. Тузик 4. Астана 2. Укажите одушевленное существительное: 1. голос 2. народ 3. фермер 4. баня 3. Укажите отвлеченное существительное: 1. дрожь 2. молодежь 3. молоко 4. кресло 4. В предложении имена существительные могут являться: 1. дополнением 2. определением 3. подлежащим 4. любым членом предложения 5. Укажите имя существительное среднего рода: 1. портье 2. кенгуру 3. кофе 4. кашне 6. Укажите несклоняемое имя существительное: 1. плакса 2. вуз 3. шампунь 4. щи 7. Укажите имя существительное, имеющее только форму множественного числа: 1. башмаки 2. расспросы 3. косы 4. заботы 8. Укажите разносклоняемое имя существительное: 1. копьё 2. труд 3. путь 4. плакса 9. Определите способ образования слов: Переплетчик, наладчик, березонька 1. приставочный 2. приставочно-суффиксальный 3. суффиксальный 10. Укажите существительное, в котором пишется и в суффиксе: 1. письм..цо 2. здань..це 3. звоноч..к 4. кам…шек 11. Укажите существительное, у которого неправильно образована форма родительного падежа множественного числа: 1. погонов 2. болгар 3. гусаров 4. партизан 12. Укажите, в каком существительном не- приставка: 1. (не)ряха 2. (не)приятель 3. (не)вежда 4. (не)друг, а просто знакомый Б) 1. Имя существительное – это ____________. 2. Имя существительное отвечает на вопросы ____________. 3. Имена существительные бывают одушевленные и __________. 4. Имена существительные бывают собственные и __________. 5. К 1-ому склонению относятся существительные______рода с окончаниями_____ _____, ________ рода с окончаниями____ ____. 6. Ко 2-ому склонению относятся существительные______рода с окончаниями_____ _____, ________ рода с ______окончанием. 7. К 3-ему склонению относятся существительные______рода с ______на конце. 8. Имена существительные изменяются по __________, __________, __________. 9. Начальная форма имени существительного - _______ падеж______числа. 10. Род, число, падеж имен прилагательных зависят от ______,______,______ имен ____________. В) 1. Имя существительное обозначает предмет. (Да) 2. Имена существительные отвечают на вопросы что делать? Что сделать? (Нет) 3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.(Да) 4. Имена существительные бывают условные и повелительные. (Нет) 5. Слово тетрадь относится к первому склонению. (Нет) 6. Слово небо относится ко второму склонению. (Да) 7. Имена существительные в русском языке имеют 7 падежей.(Нет) 8. Изменение существительных по падежам называется склонением.(Да) 9. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.(Да) 10. Начальная форма имени существительного – родительный падеж единственного числа.(Нет) От правильной организа¬ции контроля зависит качество обучения. Ф.М. Рабинович счи¬тает, что при проведении контроля необходимо руководство¬ваться следующими правилами: 1. Контроль должен носить регулярный характер. 2. Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. 3. Объем контролируемого материала должен быть не¬ большим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения (неусвоения), владения (невладения) им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения. 4. При проведении контроля следует исходить от конкрет¬ных задач урока. Фактически осуществление каждой из задач урока должно контролироваться путем использования целесооб¬разных форм и приемов контроля.
|