Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тестовый контроль в процессе обучения русскому языку.
Тестовый контроль в процессе обучения русскому языку.

Учитель русского языка и
литературы средней школы №32
г. Семей Кусаинова М.М.

Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый конт¬роль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.
Систематическое тестирование стимули¬рует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Результаты проверки тестов анализиру¬ются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний уча¬щихся, а с другой - самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обуче¬ния и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами, разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими наиболее характерными и четкими примерами на употреб¬ление её в речи.
. Работу с тестами рекомендуется проводить за 10—15 минут до конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом уроке, на различных этапах урока; при выполнении теста все учащиеся по¬ставлены в равные условия: они ра¬ботают в одно и то же время с оди¬наковым по объему и сложности мате¬риалом, тест дает возможность включать боль¬шой объём материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие от¬дельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие харак¬теристики тестов, безусловно, свидетельст¬вуют о целесообразности их использова¬ния в учебном процессе.
В учебном процессе тесты отчетливо вы¬полняют две различные функции: контроли¬рующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъ¬являются различные требования, и состав¬ляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.
Само собой разумеется, что указанное про¬тивопоставление, как и во всех других случаях, носит условный характер, по¬скольку почти всякий контроль обучает, а любое упражнение предпо¬лагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения, различаются по их доминирую¬щей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является уста¬новить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным ма¬териалом, умением, деятельностью и, соот¬ветственно, оценить его; цель обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, уме¬нием, деятельностью, и контроль их выпол¬нения выступает для учителя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирую¬щую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школь¬ников определенного уровня коммуника¬тивной компетенции , и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдель¬ными речевыми умениями за определен¬ный период обучения. В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, прово¬димым в конце курса обучения, вто¬рой вид — с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Од¬нако его можно с успехом использовать как одну из форм промежуточного итогового контроля, прово¬димого, например, по окончании цикла заня¬тий. Такая форма про¬верки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует ус¬пешности их обучения), поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответ¬ствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест являет¬ся весьма действенным и экономным сред¬ством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 10-20 тестов по ключу не зай¬мет у учителя больше 5—7 минут. Так, с целью промежуточного контроля после изучении ряда тем по лексики, после изучения частей речи провожу: а) тесты на выявление понимания теоретического материала (тесты с пробелами или пропусками слов) б) на применение теоретических сведений на практике (тесты с несколькими вариантами ответов в) тесты, в которых предлагается или подтвердить, или опровергнуть какое-либо предположение (т.н. «Да-Нет»). Например, после изучения цикла тем по имени существительному предлагаю следующие тесты :
А)

Тест по теме «Имя существительное»
1 вариант
1. Укажите нарицательное существительное:

1. Ампер
2. Город
3. Тузик
4. Астана
2. Укажите одушевленное существительное:

1. голос
2. народ
3. фермер
4. баня
3. Укажите отвлеченное существительное:

1. дрожь
2. молодежь
3. молоко
4. кресло
4. В предложении имена существительные могут являться:

1. дополнением
2. определением
3. подлежащим
4. любым членом предложения
5. Укажите имя существительное среднего рода:

1. портье
2. кенгуру
3. кофе
4. кашне

6. Укажите несклоняемое имя существительное:

1. плакса
2. вуз
3. шампунь
4. щи
7. Укажите имя существительное, имеющее только форму множественного числа:

1. башмаки
2. расспросы
3. косы
4. заботы
8. Укажите разносклоняемое имя существительное:

1. копьё
2. труд
3. путь
4. плакса
9. Определите способ образования слов:

Переплетчик, наладчик, березонька

1. приставочный
2. приставочно-суффиксальный
3. суффиксальный
10. Укажите существительное, в котором пишется и в суффиксе:

1. письм..цо
2. здань..це
3. звоноч..к
4. кам…шек
11. Укажите существительное, у которого неправильно образована форма родительного падежа множественного числа:

1. погонов
2. болгар
3. гусаров
4. партизан
12. Укажите, в каком существительном не- приставка:

1. (не)ряха
2. (не)приятель
3. (не)вежда
4. (не)друг, а просто знакомый

Б)
1. Имя существительное – это ____________.
2. Имя существительное отвечает на вопросы ____________.
3. Имена существительные бывают одушевленные и __________.
4. Имена существительные бывают собственные и __________.
5. К 1-ому склонению относятся существительные______рода с окончаниями_____ _____, ________ рода с окончаниями____ ____.
6. Ко 2-ому склонению относятся существительные______рода с окончаниями_____ _____, ________ рода с ______окончанием.
7. К 3-ему склонению относятся существительные______рода с ______на конце.
8. Имена существительные изменяются по __________, __________, __________.
9. Начальная форма имени существительного - _______ падеж______числа.
10. Род, число, падеж имен прилагательных зависят от ______,______,______ имен ____________.

В)
1. Имя существительное обозначает предмет. (Да)
2. Имена существительные отвечают на вопросы что делать? Что сделать? (Нет)
3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.(Да)
4. Имена существительные бывают условные и повелительные. (Нет)
5. Слово тетрадь относится к первому склонению. (Нет)
6. Слово небо относится ко второму склонению. (Да)
7. Имена существительные в русском языке имеют 7 падежей.(Нет)
8. Изменение существительных по падежам называется склонением.(Да)
9. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.(Да)
10. Начальная форма имени существительного – родительный падеж единственного числа.(Нет)

От правильной организа¬ции контроля зависит качество обучения. Ф.М. Рабинович счи¬тает, что при проведении контроля необходимо руководство¬ваться следующими правилами:
1. Контроль должен носить регулярный характер.
2. Контроль должен охватывать максимальное количество
учащихся за единицу времени.
3. Объем контролируемого материала должен быть не¬
большим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени
его усвоения (неусвоения), владения (невладения) им учащимися
можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и
умения.
4. При проведении контроля следует исходить от конкрет¬ных задач урока. Фактически осуществление каждой из задач
урока должно контролироваться путем использования целесооб¬разных форм и приемов контроля.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Лариса (2010-03-19) | Автор: Кусаинова МагдалинаМухаметкаримовна E
Просмотров: 2134 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru