Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия №1 имени Н.А. Островского» Богданович Наталья Васильевна КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Конспект урока по русской литературе 8 «Е» класс Тема: Противоречивый образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Ссылка Календарно-тематическое планирование по русской литературе 8 класс, 3 четверть Общие цели: 1. Проанализировать образ Е. Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; 2. Раскрыть основные черты образа Пугачева; 3. Сравнить главного героя как историческую личность и как художественный образ Результат обучения Учащиеся по окончании урока должны: выявить основные черты образа Пугачева; сопоставить образ Пугачева в жизни и повести Пушкина; прорефлексировать свою деятельность на уроке. Основные идеи Развитие критического мышления прослеживается через диалог, монолог, групповые дифференцированные задания, формативное оценивание; рефлексию. Ресурсы 1. Повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина 2. Презентация к уроку 3. Индивидуальные листы учащихся (задания, ресурсы для самооценивания и взаимооценивания). 4. Ментальные карты учащихся 5. Видеофрагменты из повести: «Калмыцкая сказка» и «Казнь Е. Пугачева» 6. Раздаточный материал Используемые модули и стратегии 1. Новые подходы в преподавании обучении 2. Обучение критическому мышлению 3. Оценивание для обучения и оценивание обучению 4. Использование ИКТ 5. Обучение талантливых и одаренных 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 7. Управление и лидерство в обучении Технологическая карта урока I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии 1. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты) 2. Ментальная карта (групповое домашнее задание) 1. Прием «Маркировка текста» 2. ИКТ (просмотр казни Пугачева) 3. Прием «Диаграмма Вена» 4. ИКТ (просмотр калмыцкой сказки) 5. Прием «Толстые и тонкие вопросы» 1. Прием «Синквейн» 2. «Острова» 3. Прием формативного самооценивания «Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ Задания СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 I. Эмоциональный настрой на урок. *Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. II. Стадия вызова. 1. Мотивация и целеполагание. Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного …. С.М.Петров … - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский ? Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского. ? О ком идет речь? ? Какова тема нашего урока? ? Как бы вы сформулировали тему урока? (Противоречивый образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Запись в тетрадях темы урока. ? По опорным словам определите цели урока: Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка») раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева) Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в жизни) Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. 2. Практический этап. Защита «Ментальной карты» (проверка группового домашнего задания). 1 группа. Тема «История создания повести «Капитанская дочка» (3 мин) Критерии 1. Название темы. 2. Кто написал и когда. 3. Главные герои произведения 2 группа. Тема «Эпоха правления Петра III и Екатерины II» (3 мин) Критерии 1. Название темы. 2. Годы правления 3. Яркие события во время их правления. 3 группа. Тема «Крестьянская война под предводительством Пугачева» (3 мин) Критерии 1. Название темы. 2. Участники восстания. 3. Причины. 4 группа. Тема «Образ Е. Пугачева как историческая личность» (3 мин) Критерии 1. Название темы. 2. Краткая биография. 3. Год восстания. 5 группа. Тема «Образ Е.Пугачева в повести А.С. Пушкина» (3 мин) Критерии 1. Название темы. 2. Черты характера. Взаимооценивание результатов работы групп по критериям Оценивает каждая группа, озвучивается итоговая оценка по сигнальным карточкам Критерии (+ или -) 1 2 3 4 5 Представление пяти и более конкретных примеров или фактов Творческий подход (отражается высокий уровень фантазии и эмоциональной окраски) Тема работы понята правильно Аккуратность выполнения работы Грамотность изложения Итого Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на портретной характеристикой героя. И выясним, каким перед нами предстает Е. Пугачев в разных главах? 3. Прием «Маркировка текста» «Характеристика Пугачева». Глава Характеристика Пугачева 1 группа II гл. «Вожатый» Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». 2 группа VII гл. «Приступ» «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев». «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. 3 группа VIII гл. «Незваный гость» «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. 4 группа XI гл. «Мятежная слобода» «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь». Глаза засверкали. «…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке». «Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие». «Хвастливость разбойника показалась мне забавна». 5 группа XII гл. «Сирота» Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. «Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь». * Соотнесите трансформацию образа с каждой из глав произведения (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек) 4. Просмотр эпизода фильма - казнь Пугачёва. * Какие новые черты мы видим в Пугачёве? (Он попросил прощения, а люди простили - ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ) 5. Прием «Диаграммы Вена» * Что объединяет образ Е. Пугачева в истории и повести? И в чем различие? 6. Просмотр эпизода фильма – калмыцкая сказка. *Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Послушайте ее и скажите, что заключено в ней? (Орел – символ свободы. В ней "мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни – короткой, но яркой, свободной. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет) "Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности (любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому), милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. Рефлексия урока СЛАЙД 12 1. Составление синквейна «Пугачев» *Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачев» 2. Прием «Острова» *Определите, на каком острове вы оказались в конце урока? Оценивание СЛАЙД 13 Прием формативного самооценивания * Своё ощущение на уроке передайте с помощью оценки «Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ А –абсолютный нуль (1-3б.) Б – более-менее участвовал (4-5б.) В - воодушевился (6-7б.) Г – гораздо ближе к вершине (8-9б.) Д – достиг (10б.) Е – есть! (11-12б.) Последующее задание СЛАЙД 14 1. Всем! Составить вопрос по уровням мышления (знание, применение, анализ, синтез, оценка) (по 1 вопросу). 2. Дифференцированное задание: 1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности? 2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили? 3. Каким я представляю себе Е. Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка» СЛАЙД 15 Спасибо за сотрудничество! | |
Просмотров: 2853 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|