Директор ГУ «СОШ №10» г. Семей, ВКО учитель русского языка и литературы Темиржанова Л.С. Уроки пробы сил… Я начинала работать в школе в 23 года. Ни в чем не сомневалась, все для меня было ясным. Прошло 25 лет. В течение десяти лет из них не работала в школе, но часто бывала среди учителей и детей, наблюдая за их работой. С этого учебного года постоянно в школе. И у меня масса проблем, многое, что было ясным, вызывает вопросы, на которые просто не могу дать ответа. Об этом говорю откровенно своим ученикам. Суть настоящего человека – это вечное движение. Личность развивается, когда переосмысливая свое прошлое, приобретает новое «я». Подвожу ребят к тому, что постоянные изменения, желание увидеть себя в будущем – это сложно, но интересно, полезно. Нельзя пропускать подобного состояния, надо записывать. Но, к сожалению, не всегда хватает слов для выражения своих чувств, мыслей. Что же делать? В методике лингвистического анализа текста, которая впервые была предложена К.Д.Ушинским в "Первоначальной грамматике" использован универсальный способ формирования у детей языкового мышления. Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста. То есть на материале художественного текста возможно постижение особенностей языка и создание собственного текста, в процессе анализа текста формируются языковая и коммуникативная компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика. Записываю строфу на доске: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев) Учащиеся читают про себя, первые запомнившие – наизусть. Идет работа с текстом. - Подберите синонимы к слову «мните» (думаете, кажется, представляете, воображаете и т.д.) - Какие слова в этой строфе являются антонимами ( слепок, бездушный лик, душа, свобода, язык). -Подберите синонимы к этим словам (например: душа, свобода, язык – природа живая, душа и язык природы, их можно понять, если умеешь слушать, слышать и есть желание услышать). После повторения орфографических, пунктуационных правил предлагаю виды работ: написать стихотворение-подражание, выдерживая тот же ритм, или описать свое впечатление от прочитанного прозой. Так, в этом учебном году, на уроках русского языка стараюсь работать с поэтическим текстом. Часто заменяю упражнения учебника заданиями, связанными с работой над изучаемым литературным произведением. Такая работа занимает много времени при подготовке к уроку, но думаю, что это будет оправдано. Хочется получать от детей не сочинения-шаблоны, а видеть живую речь, умение по-своему выразить мысль. Образование, просвещение… Что значат эти слова? Образовать, научить, осветить? Или пронести человека, всю его природу, сквозь какой-то очистительный огонь…
|