Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок русского языка по теме "Разряды числительных". 6-й класс. Цель: - обучающая: ознакомление учащихся с отличительными признаками разных разрядов числительных по значению и грамматическим особенностям, по составу; анализ сферы употребления числительных; -развивающая: формирование умения грамотно и правильно писать числительные; развитие связной устной и письменной речи учащихся; -воспитательная: воспитание любви к родному языку, поощрение интереса к новым знаниям. Тип урока: объяснение нового материала. Форма урока: урок-практикум. Методы и приемы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный метод, метод наблюдения, исследовательский метод; работа в группах, самостоятельная работа, работа по карточкам, распределительный диктант, слово учителя, опережающее задание, работа с учебником, составление опорного конспекта, словарная работа, устный диктант, работа с таблицей, языковая разминка, игра Кто быстрее? Актуализация знаний учащихся: самостоятельная работа, работа со словарем, работа по карточкам, распределительный диктант, слово учителя, опережающее задание, работа с учебником, составление опорного конспекта, словарная работа, устный диктант, работа с таблицей. Оборудование:учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Р.Кондубаева, М.Д.Джусупов и др.), презентация, медиапроектор и экран, распечатанные задания для работы в группах. Ход урока. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный урок . Мы с вами постараемся провести ,отведенные 45 минут ,как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее. Ребята, у меня для вас небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей). А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришла Царица наук. Итак, внимание: - Здравствуйте! Я Математика-Царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может. - Здравствуй, Царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У вас много общего. Мы с ребятами это докажем. Ну-ка, ребята… Во-первых, логика ни одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты, как Царица чисел, должна это оценить! - Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Отныне между нами больше нет разногласий! Только дружба! -Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному. Вспомните, как много хороших слов в адрес числительного было сказано Царицей наук. А мы с вами об этой части речи знаем пока мало, но пробел этот восполнить легко. Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа мы возьмём такие слова: “Без грамматики не выучишь и математики”. -Работать сегодня мы с вами будем в группах. Вспомним правила работы в группе (оценочные листы). -Для начала я хочу, чтобы вы рассказали все, что уже знаете об имени числительном. (Ответы детей). I. Работа в группах. Языковая разминка. Народные загадки с числительными: - У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна). - Четыре братца под одним шатром стоят. (Стул). - Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (По полпирога). Игра Кто быстрее? Вспомните пословицы или фразеологизмы, в состав которых входят числительные (все как один, в один голос - единодушно, за один присест – сразу, в два счета – быстро, как две капли воды – очень схожи, наговорить с три короба – много).. II. Объяснение нового материала. 1.Работа в группах. Учащиеся рассматривают материал для наблюдения. 1) Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2) В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт. 3) Один глупый пятерых умных ссорит. - Прочитайте предложения. Как понимаете смысл пословиц? - Все ли числительные в данных предложениях являются количественными? - Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных? - Что обозначают эти числа? - На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды числительных). Запишите число, классная работа, тему урока в тетрадях. - Цель урока (Сегодня на уроке вы познакомитесь с разрядами числительных, научитесь их различать). - Найдите и выпишите количественные числительные из данных предложений. 2. Работа с учебником. Прочитайте правило на с.170,176,179. Оформите теоретические сведения в тетрадь в виде опорного конспекта с примерами. (Самостоятельно). Разряды количественных числительных. Целые Дробные Собирательные Обозначают целые числа. Семь,… Обозначают дробные числа. Одна вторая,… Обозначают несколько предметов как одно целое. Трое детей,… - Что общего у целых, дробных, собирательных числительных? Прочтите, что у вас получилось. По своему образованию все числительные делятся на: • простые: пять; • сложные: пятьдесят; • составные: пятьдесят два. - Как вы думаете, в чем разница между этими числительными? III Закрепление изученного. 1. Работа в группах. Распределительный диктант. Распределите данные числительные по группам: 1) числительные, обозначающие целые числа; 2) числительные, обозначающие дробные числа; 3) числительные собирательные. Два, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна девятая, одиннадцать, семеро, десять, две третьих, четверо, одна целая пять десятых, двое. - Проверим свои записи. 2 . Словарная работа. Диктор. - Поясните смысл слова. - Дайте толкование его лексического значения. Диктор-человек, ясно, чётко проговаривающий слова для большой аудитории. - Побуквенно проговорим слово по слогам. - Запишите слово в тетрадь. - Закройте глаза, постарайтесь запомнить орфографический облик слова, (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая. - Составьте со словом “диктор” словосочетание или предложение. Прочтите. Физкультминутка 3. Работа в группах. Устный диктант. Мы дикторы. Задача: правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного. 1)Разность 200-100 Частное 77:11 2)Сумма 120+25 5 целых две пятых + 4 целых 2/4 3)Из 11-7 Отношение 69 к 11 - Убедились в том, что без грамматики не выучишь математики? 4. Работа в группах. Исследовательская деятельность учащихся. Перед учениками лежат карточки с таблицей. Дальнейшая работа оформляется в таблицах. Задание: распределить числительные в таблице знаком +, сделать выводы о группах числительных по строению. Числительное Один корень простые Несколько корней сложные Несколько слов составные пять пятьдесят пятый семьдесят пятьдесят пять сорок восьмой сто пятьдесят четвёртый шестой миллион сорок шестьдесят 5.Работа в группах по карточкам. Карточка №1. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой. Карточка №2. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Сто, сотня, сотенный, сотый. Карточка №3. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный. IV. Итоги урока. 1. Назовите разряды числительных. 2. Дайте развёрнутое определение имени числительному. 3.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных? 4. Как различить простые, сложные и составные числительные? 5. Числительные нужны, если мы хотим сосчитать предметы, указать количество. Где еще можно встретиться с числительными? ( В пословицах и фразеологизмах). С какой целью они употребляются? (Для придания образности речи). V. Выставление оценок в оценочных листах. VI. Домашнее задание: §63,64,65; упражнение 456 с.178 VII. Рефлексия. Задание: распределить числительные в таблице, сделать выводы о группах числительных по строению, дополнить своими примерами. Числительное Один корень простые Несколько корней сложные Несколько слов составные пять пятьдесят пятый семьдесят пятьдесят пять сорок восьмой сто пятьдесят четвёртый шестой миллион сорок шестьдесят Задание: распределить числительные в таблице, сделать выводы о группах числительных по строению, дополнить своими примерами. Числительное Один корень простые Несколько корней сложные Несколько слов составные пять пятьдесят пятый семьдесят пятьдесят пять сорок восьмой сто пятьдесят четвёртый шестой миллион сорок шестьдесят Задание: распределить числительные в таблице, сделать выводы о группах числительных по строению, дополнить своими примерами. Числительное Один корень простые Несколько корней сложные Несколько слов составные пять пятьдесят пятый семьдесят пятьдесят пять сорок восьмой сто пятьдесят четвёртый шестой миллион сорок шестьдесят Карточка №1. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой. Карточка №2. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Сто, сотня, сотенный, сотый. Карточка №3. Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова. Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный. Материал для наблюдения: Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Прочитайте предложение. Как понимаете смысл пословицы? - Найдите и выпишите количественные числительные из данного предложения. Материал для наблюдения: В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт. - Прочитайте предложение. Как понимаете смысл пословицы? - Найдите и выпишите количественные числительные из данного предложения. Материал для наблюдения: Один глупый пятерых умных ссорит. - Прочитайте предложение. Как понимаете смысл пословицы? - Найдите и выпишите количественные числительные из данного предложения. Устный диктант. Мы дикторы. Задача: правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного. 1)Разность 200-100 Частное 77:11 Устный диктант. Мы дикторы. Задача: правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного. 2)Сумма 120+25 5 целых две пятых + 4 целых 2/4 Устный диктант. Мы дикторы. Задача: правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного. 3)Из 11-7 Отношение 69 к 11 Индивидуальное задание. Контрольное списывание. Куропатка и машина. Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед. Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась. Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка. Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке. Золотой луг. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали. Черные озера. В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде. Индивидуальное задание. Контрольное списывание. Куропатка и машина. Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед. Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась. Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка. Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке. Золотой луг. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали. Черные озера. В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде. А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришла Царица наук. Итак, внимание: - Здравствуйте! Я Математика-Царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может. - Здравствуй, Царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У вас много общего. Мы с ребятами это докажем. Ну-ка, ребята… Во-первых, логика ни одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты, как Царица чисел, должна это оценить! - Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Отныне между нами больше нет разногласий! Только дружба! | |
Просмотров: 1884 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|