Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ВКО Тарбагатайский район с.Аксуат КГУ Аксуатская средняя школа №2 Рахметжанова Гульжан Ондасыновна, учительница русского языка и литературы Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании» 5 класс Цели: - систематизация и обобщение полученных знаний; - умение определять способы синтаксической связи в словосочетаниях, конструировать их; -закрепление понятия о строении и грамматическом значении словосочетаний; - повторение морфологических, грамматических и произносительных норм Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Ход урока I. Мотивационно – организационный этап, целеполагание II. Трудные случаи при выполнении домашнего задания III. Акцентуализация знаний - Сейчас мы с вами побываем в стране Ошиблике. И вас здесь ждут испытания. Вот первое. Когда мы подъедем к городу, вы увидите вот такой текст (написан на доске). Скажите, в чем его необычность? Очень – очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку. Кот в очках читает книжку. Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: – Вот что значит запятая! (Б.Заходер.) – Интересно, а при чем тут запятая? – Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами. – Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи? – Зачем нужны знаки препинания на письме? Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять. IV. Отработка умений устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений. 1) Теоретическая разминка: - Словосочетание – это… - Словосочетание состоит… - Вопрос в словосочетании ставится … - Слова в словосочетании связываются… 2) Постановка и решение проблемной ситуации (На доске записаны слова) Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. И.Никитин. – Как вы думаете, имеет ли смысл текст, написанный в первом столбике? А имеет ли смысл текст во втором столбике? Почему же? (Слова, взятые в отдельности - это просто набор слов, обозначающих предметы, признаки, действия, явления … Они не могут являться высказываниями. Для того, чтобы они стали высказываниями, их нужно соединить по смыслу и согласовать по форме. Из таких словосочетаний и слов образуются предложения. А предложения, связанные по смыслу, образуют текст.) 3) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании 1. Теоретическая разминка: - Согласование – это такой вид связи… - Управление – это такой вид связи… - Примыкание – это такой вид связи… 2. В этих словосочетаниях зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей: а) идти с братом б) идти полем в) тепло встретиться г) встретиться с другом д) читать выразительно е) читать книгу - В этих словосочетаниях главное слово выражено именем существительным: а) красные щеки б) красные от мороза в) способный ученик г) способный к математике д) добрый ко всем е) добрый мальчик - В этих словосочетаниях слова связаны по смыслу: а) выполнял спокойно б) любовь к природе в) нарушать тишину г) страницы книги д)тихо шептать е)говорить улыбаясь V. Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова - Словосочетаниями не являются: а) руки человека б) руки сделали в) превратили земли г) раздвинули леса д)могучие реки е) посмотрел мальчик - Из этих слов нельзя составить словосочетания: а) редкостный, достоинства б) экземпляр, редкостный в) экземпляр, грустный г) острый, боль д) глубокий, любовь е) ласковый, достоинство – Почему нельзя составить словосочетание из всех пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание). VI. Физкультминутка VII. Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение, правильно произнесите: Вечеря, договор, украинский, дремота, зевота, форзац,столяр, свекла, верба, мельком, оптовый, бармен, знамение, туфля, гренки VIII. Практические задания: 1) Составить возможные словосочетания со связью согласование и управление. Записать их, определить род, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. (слова записаны на доске). Тюль, шампунь, домишко, простыня, ботинок, туфля, рояль, мозоль 2) - Из данных слов составить словосочетания, определите вид связи: Говорить громко Декламировать долго Плавать искусно Талантливый очень Аккуратный чрезвычайно IX. Составить словосочетания по данным схемам: Прил+сущ Мест+сущ Сущ+сущ Глаг+сущ Прил+сущ Глаг+нар Нар+прил X. Заключительный этап урока. Систематизация знаний. Подведение итогов. *Какие вы знаете типы подчинительной связи в словосочетании? *Закончите предложения: -Я уже знаю, что… -Я уже знаю, как… -Я уже знаю, для чего… -Я уже знаю, из чего… -Я уже знаю, о чем… -Я уже знаю, какие… XI. Домашнее задание: | |
Просмотров: 1033 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|