Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Типы подчинительной связи в словосочетании
ВКО Тарбагатайский район с.Аксуат
КГУ Аксуатская средняя школа №2
Рахметжанова Гульжан Ондасыновна
, учительница русского языка и литературы

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании» 5 класс

Цели: - систематизация и обобщение полученных знаний;
- умение определять способы синтаксической связи в словосочетаниях,
конструировать их;
-закрепление понятия о строении и грамматическом значении словосочетаний;
- повторение морфологических, грамматических и произносительных норм
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
I. Мотивационно – организационный этап, целеполагание
II. Трудные случаи при выполнении домашнего задания
III. Акцентуализация знаний
- Сейчас мы с вами побываем в стране Ошиблике. И вас здесь ждут испытания. Вот первое.
Когда мы подъедем к городу, вы увидите вот такой текст (написан на доске). Скажите, в чем его необычность?
Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку.
Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая! (Б.Заходер.)

– Интересно, а при чем тут запятая?
– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.
– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?
– Зачем нужны знаки препинания на письме?
Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.
IV. Отработка умений устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.
1) Теоретическая разминка:
- Словосочетание – это…
- Словосочетание состоит…
- Вопрос в словосочетании ставится …
- Слова в словосочетании связываются…
2) Постановка и решение проблемной ситуации
(На доске записаны слова)
Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть.
Над глухой степью
в неизвестный путь
бесконечной цепью
облака плывут. И.Никитин.
– Как вы думаете, имеет ли смысл текст, написанный в первом столбике? А имеет ли смысл текст во втором столбике? Почему же? (Слова, взятые в отдельности - это просто набор слов, обозначающих предметы, признаки, действия, явления … Они не могут являться высказываниями. Для того, чтобы они стали высказываниями, их нужно соединить по смыслу и согласовать по форме. Из таких словосочетаний и слов образуются предложения. А предложения, связанные по смыслу, образуют текст.)
3) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании
1. Теоретическая разминка:
- Согласование – это такой вид связи…
- Управление – это такой вид связи…
- Примыкание – это такой вид связи…
2. В этих словосочетаниях зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей:
а) идти с братом б) идти полем в) тепло встретиться г) встретиться с другом
д) читать выразительно е) читать книгу
- В этих словосочетаниях главное слово выражено именем существительным:
а) красные щеки б) красные от мороза в) способный ученик г) способный к математике
д) добрый ко всем е) добрый мальчик
- В этих словосочетаниях слова связаны по смыслу:
а) выполнял спокойно б) любовь к природе в) нарушать тишину г) страницы книги
д)тихо шептать е)говорить улыбаясь
V. Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова
- Словосочетаниями не являются:
а) руки человека б) руки сделали в) превратили земли г) раздвинули леса д)могучие реки е) посмотрел мальчик
- Из этих слов нельзя составить словосочетания:
а) редкостный, достоинства б) экземпляр, редкостный в) экземпляр, грустный
г) острый, боль д) глубокий, любовь е) ласковый, достоинство
– Почему нельзя составить словосочетание из всех пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).
VI. Физкультминутка
VII. Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение, правильно произнесите:
Вечеря, договор, украинский, дремота, зевота, форзац,столяр, свекла, верба, мельком, оптовый, бармен, знамение, туфля, гренки
VIII. Практические задания:
1) Составить возможные словосочетания со связью согласование и управление. Записать их, определить род, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. (слова записаны на доске).
Тюль, шампунь, домишко, простыня, ботинок, туфля, рояль, мозоль
2) - Из данных слов составить словосочетания, определите вид связи:
Говорить громко
Декламировать долго
Плавать искусно
Талантливый очень
Аккуратный чрезвычайно
IX. Составить словосочетания по данным схемам:
Прил+сущ
Мест+сущ
Сущ+сущ
Глаг+сущ
Прил+сущ
Глаг+нар
Нар+прил
X. Заключительный этап урока. Систематизация знаний. Подведение итогов.
*Какие вы знаете типы подчинительной связи в словосочетании?
*Закончите предложения:
-Я уже знаю, что…
-Я уже знаю, как…
-Я уже знаю, для чего…
-Я уже знаю, из чего…
-Я уже знаю, о чем…
-Я уже знаю, какие…
XI. Домашнее задание:
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Aiz (2015-03-04)
Просмотров: 1033 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-21, 5:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru