Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся через особенности предмета «Русский язык» Рымарева Л.А., учитель русского языка и литературы КГУ "Средняя школа №33" акимата г.Усть-Каменогорска Современное общество требует от личности, в первую очередь, проявления профессиональной компетентности. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего и общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учётом постоянного изменения мира. « Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе». Хуторской А.В. В «Концепции образования РК до 2015 года» утверждается, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социаьно-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирования ключевых компетенций, определяющих современные качества образования.[ 1] А.И. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, социального взаимодействия, коммуникативную, познавательную деятельности, деятельности информационных технологий. Для нас, учителей русского языка и литературы, основой профессиональной деятельности является коммуникативная компетенция и компетенция информационных технологий. В наши дни компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретённых знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. [2] Всё это обусловило выбор школьной темы «Формирование компетенции учащихся и педагогов в условиях малокомплектной школы». Поэтому и я выбрала поисковую тему на 2008-2015 г.г. « Повышение интереса к предмету «русский язык» через формирование ключевых компетенций». Подтолкнуло меня на выбор этой темы и «Концепция образования…» и актуальная проблема повышения интереса к предмету, и малое количество часов. Её решение важно ещё и с той точки зрения, что для успешного овладения современным содержанием школьного образования по русскому языку необходимо повысить эффективность процесса обучения. Для того, чтобы повысить интерес к предмету, надо ярко и убедительно показывать учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все оттенки значения слов, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка». [2] Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Но как быть, если в классе часть детей считает его необязательным для своего дальнейшего образования, изучают русский язык лишь из-за необходимости получить хорошую отметку в аттестат. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться отличных успехов в обучении можно только путём повышения интереса к своему предмету и на уроках, и через внеклассную работу. «Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведёт, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное». Конаржевский Ю.А. Чтобы воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету необходимо применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем. Но это только начало. Надо поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком – значит действительно повы-сить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить ещё точнее и ярче. Также использовать новые формы ведения уроков: урок-конференция, урок-семинар, диспут, лекция, зачёт. Выпускник школы на сегодняшний день должен быть компетентным, конкурентоспособным, уметь адаптироваться в обществе. Для нас, учителей русского языка и литературы, основой профессио-нальной деятельности является коммуникативная компетенция, так как именно уроки русского языка и литературы способствуют её формированию. Одной из целей обучения языку является развитие коммуникативной компетенции Коммуникативная компетентность подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, (монолог, диалог), письмом. В коммуникативную компетенцию включаются следующие умения: - читать и понимать несложные тексты; - устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; - в устной форме кратко рассказывать о себе, окружении, пересказывать, выразить мнение, оценку; - умение письменно оформить и передать элементарную информацию. [2] В реализации проблемной темы на уроке должны быть чётко сформулированы цели и задачи урока. Цели могут звучать так: - Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций. - Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу. - Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку. Задачи: - Использование разнообразных форм и приёмов организации учебной деятельности . - Создание разных форм мотивации: совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений. - Построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов. Также имеют значение стили взаимодействия педагога и учащихся. Наиболее плодотворно общение на основе увлечённости совместной деятельности. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотрудничество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Этот стиль стимулирует увлечённость совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. В учебно-воспитательном процессе эти стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности. Также важен стиль общение-дистанция. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции, На важность этого момента указывал А.С. Макаренко, подчёркивая, как важно избежать фамильярности в общении. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Этот стиль можно выразить словами: « Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Элементы этого стиля допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. [5] Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, использую в 5, 6 классах игры – важнейший вид детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Организатором игр на уроке является учитель. Работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии. В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности, развивается способность к языковой догадке. Игры способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи и позволяют обучать чтению, орфографии, переходя от простых приёмов к более сложным по системе запоминания и воспроизведения. Игры могут быть использованы для индивидуальных и групповых занятий. Кроме того, игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной с детьми после диктанта, сочинения или изложения. К примеру, в игре «Будь внимательным» объясняю задание и читаю ряд слов. Дети должны быть предельно внимательными и отвечать на вопросы. Итак, найдите в тексте: слова с озвученной орфограммой; - приведите свои примеры на эту орфограмму; - вспомните слова-исключения к этому правилу. На уроках можно использовать разные игры: - « Кто больше?» Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов , например: дом – том, сом – лом…; гора – нора, кора. Назови звонкие и глухие звуки. - « Слова, слова» Напишите как можно больше слов, оканчивающихся на удвоенную согласную: класс, кросс, нарцисс, мисс… Найдите в словах глухие согласные. - « Закончи пословицу» Век живи - … (век учись), Ученье – свет,… (неученье – тьма). - « Одним словом» Замени фразеологизм одним словом. Клевать носом - …(дремать), - « Какое слово самое молодое» Нужное подчеркни. Кафтан, шуба, куртка; Арифметика, компьютер, счёты - « Четвёртый лишний» Найди лишнее слово, обоснуй свой выбор. Ягода, малина, ежевика, смородина. [6] Фундамент грамотности закладывается в начальных и в пятых, и в шестых классах, поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, думать, логически мыслить, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями пользоваться в жизни. Для формирования компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации самоконтроля и оценке своих действий и деятельности в целом. Такой формой может выступать групповая работа. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в в группе, определение способов его решения, распределение обя- занностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль над выполнением задания в группе. 6. Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результа- тах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, допол- нения и исправления, дополнительная информация учителя и фор- мулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Групповая форма работы на уроках практикуется при проведении семинаров-практикумов, уроков-зачётов, составление блочных схем. Например, « Согласные звуки» в 5 классе, « Самостоятельные части речи» в 6 классе, «Служебные части речи» в 7 классе, «Словосочетание», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения» в 8 классе, «ССП», «СПП», «БСП» в 9 классе. Сегодня уже сложно представить школьное образование без компьютера. Использование новых современных технологий делает работу учителя-предметника более эффективной, плодотворной и интересной. Использование их в учебном процессе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Основные направления использования компьютерных технологий на уроках: 1. Визуальная информация (иллюстративный материал) 2. Интерактивный демонстрационный материал (таблицы, опорные схемы) 3. Тренажер. 4. Контроль над умениями, навыками учащихся. 5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. [3] Учебная деятельность предполагает также дифференцированный подход к учащимся. Необходимость этого подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира. При работе с сильными учащимися, имеющими более высокий уровень подготовки, можно выделить следующие направления работы. Во-первых, можно увеличить объём работы с учётом их потенциальных возможностей, чтобы не снижать активности учащихся. Во-вторых, можно увеличить объём работы учащихся за счёт дополнительных заданий, что способствует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного материала. В-третьих, можно включить в урок задания повышенной трудности. Для этого можно использовать самостоятельный подбор учащимися материала, аналогичного упражнению учебника, задания на сравнения, задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике, творческие задания: - создание сочинений-миниатюр по определённой теме; - творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание. Проблема неуспеваемости школьников – одна из серьёзных социальных проблем, решение которой обеспечивает подготовку из всех обучающихся в общеобразовательной школе творчески активных членов общества. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев для ликвидации отставания применяются меры внешнего воздействия: дополнительные занятия, увеличение количества упражнений, повторение, что не вызывает положительного отклика у учащегося. Для слабого учащегося очень важно ощущение успеха. При проверке знаний можно использовать различные методы подготовки к обеспечению успеха деятельности ученика: предупредить о предстоящем опросе на следующем уроке, разрешить ещё раз повторить по учебнику трудное для усвоения правило, перед выполнением упражнения предложить план ответа, разрешить пользоваться таблицами, тетрадью с записями примеров на данное правило, можно дать для обдумывания больше времени. Очень полезно обращаться к юмору. Как указывал Я.Перельман, «не наука служит забаве, а забава науке». Возможны например, задания такого типа: отредактируйте предложения. Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов. Петя нёс в руках белку, весело вертя хвостом . Эти комические выражения помогут понять суть изучаемых языковых явлений. Нужно постоянно держать в поле зрения слабого ученика. Главное не в том, чтобы он получил необходимое количество сведений, а в том, чтобы он стал умнее. Активные средства обучения – это система методов, обеспечивающих ак-тивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Стратегии строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использование знаний и опыта обучающихся, групповой форме их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии. К непосредственно активным стратегиям, относятся стратегии, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока иcпользуются свои активные стратегии, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями, стратегия « Поздоровайся локтями», эта смешная игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учащимися Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать стратегию представления нового материала: « Инфо-угадайка» При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно, всесторонне и глубоко проработать новый материал. Это можно сделать при помощи активной стратегии « Автобусная остановка». Эффективно и интересно провести итог урока и завершить работу поможет активная стратегия « Ресторан». Инсерт. В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения размышления. Приём осуществляется в несколько этапов. 1 этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить зак-лючённую в ней информацию следующим образ V « галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком « минус» помечается то, противоречит их представлению; + знаком « плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. 2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V « галочка» (то, что известно) знак « минус» (то, что противоречит представлению) + знак « плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше). 4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. [7] Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Внеклассная работа по русскому языку и литературе, также очень важна потому что в системе школьных дисциплин изучение языка занимает особое место и повышает интерес к предмету. С учащимися проводится разнообразная внеурочная работа: организация и проведение внеклассных мероприятий во время недели МК учителей русского языка, литературы, английского языка, подготовка и участие в школьных и городских олимпиадах, конкурсах, праздниках. Таким образом, формируя ключевые компетенции, используя информационно-коммуникативные технологии, применяемые на уроках, дают возможность шире использовать самостоятельную работу учащихся, стимулировать познавательный интерес к предмету, придавать учебной работе проблемный, творческий исследовательский характер, ведь «нас радует не то что нас окружает, а наше отношение к окружающему» Ларошфуко. Литература 1. Государственный стандарт. Среднее образование. Основные положе- ния. - Алматы Национальная академия образования им. Алтынсари 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата Образования // Высшее образование сегодня, 2003г. №5. С14-15. 3. Кондубаева М.К. Компетентностный подход в обучении русскому языку в условиях перехода на 12-летнее образование. //Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана, 2007г. №2. С.3-4. 4. Русинова Л.П. Учебное пособие « Педагогический словарь по темам» Сарапул 2010г. 5. Терминологический словарь современного педагога. 1999г. 6. Игры на уроках русского языка.//Русский язык в казахстанской школе, 2008г. №3. С.50 7. Парубова Г.А. учебное пособие «Повышение функциональной грамотности учащихся через организацию проблемных ситуаций на уроках русского языка». 2014г. | |
Просмотров: 1443 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|