Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся через особенности предмета «Русский язык»
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся через особенности предмета «Русский язык»
Рымарева Л.А., учитель русского языка и литературы КГУ "Средняя школа №33" акимата г.Усть-Каменогорска
Современное общество требует от личности, в первую очередь, проявления профессиональной компетентности. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего и общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учётом постоянного изменения мира. « Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе». Хуторской А.В. В «Концепции образования РК до 2015 года» утверждается, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социаьно-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирования ключевых компетенций, определяющих современные качества образования.[ 1] А.И. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, социального взаимодействия, коммуникативную, познавательную деятельности, деятельности информационных технологий. Для нас, учителей русского языка и литературы, основой профессиональной деятельности является коммуникативная компетенция и компетенция информационных технологий. В наши дни компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретённых знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. [2] Всё это обусловило выбор школьной темы «Формирование компетенции учащихся и педагогов в условиях малокомплектной школы». Поэтому и я выбрала поисковую тему на 2008-2015 г.г. « Повышение интереса к предмету «русский язык» через формирование ключевых компетенций». Подтолкнуло меня на выбор этой темы и «Концепция образования…» и актуальная проблема повышения интереса к предмету, и малое количество часов. Её решение важно ещё и с той точки зрения, что для успешного овладения современным содержанием школьного образования по русскому языку необходимо повысить эффективность процесса обучения. Для того, чтобы повысить интерес к предмету, надо ярко и убедительно показывать учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все оттенки значения слов, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка». [2] Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Но как быть, если в классе часть детей считает его необязательным для своего дальнейшего образования, изучают русский язык лишь из-за необходимости получить хорошую отметку в аттестат. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться отличных успехов в обучении можно только путём повышения интереса к своему предмету и на уроках, и через внеклассную работу. «Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведёт, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное». Конаржевский Ю.А. Чтобы воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету необходимо применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем. Но это только начало. Надо поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком – значит действительно повы-сить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить ещё точнее и ярче. Также использовать новые формы ведения уроков: урок-конференция, урок-семинар, диспут, лекция, зачёт. Выпускник школы на сегодняшний день должен быть компетентным, конкурентоспособным, уметь адаптироваться в обществе. Для нас, учителей русского языка и литературы, основой профессио-нальной деятельности является коммуникативная компетенция, так как именно уроки русского языка и литературы способствуют её формированию. Одной из целей обучения языку является развитие коммуникативной компетенции Коммуникативная компетентность подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, (монолог, диалог), письмом. В коммуникативную компетенцию включаются следующие умения: - читать и понимать несложные тексты; - устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; - в устной форме кратко рассказывать о себе, окружении, пересказывать, выразить мнение, оценку; - умение письменно оформить и передать элементарную информацию. [2] В реализации проблемной темы на уроке должны быть чётко сформулированы цели и задачи урока. Цели могут звучать так: - Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций. - Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу. - Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку. Задачи:
- Использование разнообразных форм и приёмов организации учебной деятельности .
- Создание разных форм мотивации: совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.
- Построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов. Также имеют значение стили взаимодействия педагога и учащихся. Наиболее плодотворно общение на основе увлечённости совместной деятельности. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотрудничество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Этот стиль стимулирует увлечённость совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. В учебно-воспитательном процессе эти стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности. Также важен стиль общение-дистанция. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции, На важность этого момента указывал А.С. Макаренко, подчёркивая, как важно избежать фамильярности в общении. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Этот стиль можно выразить словами: « Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Элементы этого стиля допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. [5] Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, использую в 5, 6 классах игры – важнейший вид детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Организатором игр на уроке является учитель. Работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии. В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности, развивается способность к языковой догадке. Игры способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи и позволяют обучать чтению, орфографии, переходя от простых приёмов к более сложным по системе запоминания и воспроизведения. Игры могут быть использованы для индивидуальных и групповых занятий. Кроме того, игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной с детьми после диктанта, сочинения или изложения. К примеру, в игре «Будь внимательным» объясняю задание и читаю ряд слов. Дети должны быть предельно внимательными и отвечать на вопросы. Итак, найдите в тексте: слова с озвученной орфограммой; - приведите свои примеры на эту орфограмму; - вспомните слова-исключения к этому правилу. На уроках можно использовать разные игры: - « Кто больше?» Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов , например: дом – том, сом – лом…; гора – нора, кора. Назови звонкие и глухие звуки. - « Слова, слова» Напишите как можно больше слов, оканчивающихся на удвоенную согласную: класс, кросс, нарцисс, мисс… Найдите в словах глухие согласные. - « Закончи пословицу» Век живи - … (век учись), Ученье – свет,… (неученье – тьма). - « Одним словом» Замени фразеологизм одним словом. Клевать носом - …(дремать),
- « Какое слово самое молодое» Нужное подчеркни. Кафтан, шуба, куртка; Арифметика, компьютер, счёты
- « Четвёртый лишний» Найди лишнее слово, обоснуй свой выбор. Ягода, малина, ежевика, смородина. [6] Фундамент грамотности закладывается в начальных и в пятых, и в шестых классах, поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, думать, логически мыслить, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями пользоваться в жизни. Для формирования компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации самоконтроля и оценке своих действий и деятельности в целом. Такой формой может выступать групповая работа. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в
в группе, определение способов его решения, распределение обя-
занностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных
учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль над выполнением задания в
группе.
6. Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результа-
тах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, допол-
нения и исправления, дополнительная информация учителя и фор-
мулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Групповая форма работы на уроках практикуется при проведении семинаров-практикумов, уроков-зачётов, составление блочных схем. Например, « Согласные звуки» в 5 классе, « Самостоятельные части речи» в 6 классе, «Служебные части речи» в 7 классе, «Словосочетание», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения» в 8 классе, «ССП», «СПП», «БСП» в 9 классе.
Сегодня уже сложно представить школьное образование без компьютера. Использование новых современных технологий делает работу учителя-предметника более эффективной, плодотворной и интересной. Использование их в учебном процессе позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
1. Визуальная информация (иллюстративный материал)
2. Интерактивный демонстрационный материал (таблицы, опорные схемы)
3. Тренажер.
4. Контроль над умениями, навыками учащихся.
5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. [3]
Учебная деятельность предполагает также дифференцированный подход к учащимся. Необходимость этого подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира. При работе с сильными учащимися, имеющими более высокий уровень подготовки, можно выделить следующие направления работы. Во-первых, можно увеличить объём работы с учётом их потенциальных возможностей, чтобы не снижать активности учащихся. Во-вторых, можно увеличить объём работы учащихся за счёт дополнительных заданий, что способствует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного материала. В-третьих, можно включить в урок задания повышенной трудности. Для этого можно использовать самостоятельный подбор учащимися материала, аналогичного упражнению учебника, задания на сравнения, задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике, творческие задания: - создание сочинений-миниатюр по определённой теме; - творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание. Проблема неуспеваемости школьников – одна из серьёзных социальных проблем, решение которой обеспечивает подготовку из всех обучающихся в общеобразовательной школе творчески активных членов общества. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев для ликвидации отставания применяются меры внешнего воздействия: дополнительные занятия, увеличение количества упражнений, повторение, что не вызывает положительного отклика у учащегося. Для слабого учащегося очень важно ощущение успеха. При проверке знаний можно использовать различные методы подготовки к обеспечению успеха деятельности ученика: предупредить о предстоящем опросе на следующем уроке, разрешить ещё раз повторить по учебнику трудное для усвоения правило, перед выполнением упражнения предложить план ответа, разрешить пользоваться таблицами, тетрадью с записями примеров на данное правило, можно дать для обдумывания больше времени. Очень полезно обращаться к юмору. Как указывал Я.Перельман, «не наука служит забаве, а забава науке». Возможны например, задания такого типа: отредактируйте предложения. Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов. Петя нёс в руках белку, весело вертя хвостом . Эти комические выражения помогут понять суть изучаемых языковых явлений. Нужно постоянно держать в поле зрения слабого ученика. Главное не в том, чтобы он получил необходимое количество сведений, а в том, чтобы он стал умнее. Активные средства обучения – это система методов, обеспечивающих ак-тивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Стратегии строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использование знаний и опыта обучающихся, групповой форме их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии. К непосредственно активным стратегиям, относятся стратегии, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока иcпользуются свои активные стратегии, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями, стратегия « Поздоровайся локтями», эта смешная игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учащимися Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать стратегию представления нового материала: « Инфо-угадайка» При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно, всесторонне и глубоко проработать новый материал. Это можно сделать при помощи активной стратегии « Автобусная остановка». Эффективно и интересно провести итог урока и завершить работу поможет активная стратегия « Ресторан».
Инсерт. В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения размышления. Приём осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить зак-лючённую в ней информацию следующим образ V « галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком « минус» помечается то, противоречит их представлению; + знаком « плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V « галочка» (то, что известно) знак « минус» (то, что противоречит представлению) + знак « плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше).
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. [7]
Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе, также очень важна потому что в системе школьных дисциплин изучение языка занимает особое место и повышает интерес к предмету. С учащимися проводится разнообразная внеурочная работа: организация и проведение внеклассных мероприятий во время недели МК учителей русского языка, литературы, английского языка, подготовка и участие в школьных и городских олимпиадах, конкурсах, праздниках.
Таким образом, формируя ключевые компетенции, используя информационно-коммуникативные технологии, применяемые на уроках, дают возможность шире использовать самостоятельную работу учащихся, стимулировать познавательный интерес к предмету, придавать учебной работе проблемный, творческий исследовательский характер, ведь «нас радует не то что нас окружает, а наше отношение к окружающему» Ларошфуко.

Литература
1. Государственный стандарт. Среднее образование. Основные положе-
ния. - Алматы Национальная академия образования им. Алтынсари
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
Образования // Высшее образование сегодня, 2003г. №5. С14-15.
3. Кондубаева М.К. Компетентностный подход в обучении русскому
языку в условиях перехода на 12-летнее образование. //Русский
язык в школах и ВУЗах Казахстана, 2007г. №2. С.3-4.
4. Русинова Л.П. Учебное пособие « Педагогический словарь по темам» Сарапул 2010г.
5. Терминологический словарь современного педагога. 1999г.
6. Игры на уроках русского языка.//Русский язык в казахстанской школе, 2008г. №3. С.50
7. Парубова Г.А. учебное пособие «Повышение функциональной грамотности учащихся через организацию проблемных ситуаций на уроках русского языка». 2014г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Людмила33 (2015-03-13)
Просмотров: 1443 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-30, 6:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru