Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ТЕМА: ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ» М.А.ШОЛОХОВА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ «РОДИНКА» И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»)
ТЕМА: ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ»
М.А.ШОЛОХОВА
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ «РОДИНКА» И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»)

ЦЕЛЬ: выявить своеобразие отношения писателя к событиям гражданской войны,
особенности его индивидуального стиля;
развивать умения аргументировать свою точку зрения, давать собственную оценку
неоднозначным историческим процессам и событиям;
воспитывать уважение к противоположным мнениям, чувство сострадания и
сопереживания к исторической судьбе народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.А.Шолохова, произведения М.Шолохова, эпиграфы, иллюстративный материал.

РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
. ведут исследовательскую работу (учатся «видеть подтекст»);
. работают с текстом рассказов;
. учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее;
. работают с учебной тетрадью (отвечают на общие вопросы и пытаются сделать вывод по уроку).

ХОД УРОКА

1. ОМ.
П. Вступительное слово
Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920-х гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими или, наоборот, негодяями и извергами. У белых была своя правда, у красных – своя.
На сегодняшнем уроке нас интересует три вопроса:
1. Были ли победители в гражданской войне?
2. Можно ли вообще победить в такой войне?
3. Кто были ее участниками?

ЭПИГРАФ
Как степной цветок, живым пятном
встают рассказы т.Шолохова.
А.С.Серафимович

Страницы рассказов густо окрашены кровью.
Ф.Г.Бирюков (шолоховед)

Ш. Анализ рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».

1. Выборочное чтение и пересказ эпизодов.
2. Работа по вопросам (по рассказу «Родинка»)
- Как называется рассказ М.Шолохова?
- Почему такое несоответствие названия рассказа и темы «Донских рассказов». Как вы думаете?
- В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
- Какую роль играют портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед выступлением эскадрона?
- Как раскрывается душевное состояние атамана? Как это выражается в его поведении?
- Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?
- С какими мыслями ушел из жизни потрясенный атаман? (прозрение, сознание своей запутанности)
- Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к гражданской войне?
- Как она выражается?
- В чем смысл названия рассказа? (акцент на названии рассказа)
- Какое чувство владеет Николкой и атаманом? (злоба)
- Каким путем достигается цель? (одним - насилием)
- Рассказ пропитан кровью и пороховым дымом, но есть ли надежда?..
(есть, заканчивается Небом, символом вечности)

3. Вывод.
Конфликт между красными и бандитами уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Уже в первом рассказе Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся общечеловеческие связи.

Но выход из кровавого месива человеческих жестокостей все-таки есть…

4. Выборочное чтение и анализ рассказа «Чужая кровь».
- Как Гаврила собирает сына на войну? (связь времен и поколений)
- Какие детали подчеркивает Шолохов?
- Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
- Какова причина неприятия им новых порядков?
- Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
- Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну?
- Как ведет себя Гаврила во время продразверстки?
- Что он испытал, увидев убитых продотрядников?
- Какую роль в эпизоде играет портрет белокурого?
- Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь недавнему врагу?
- Как изображает Шолохов психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот период, когда она выхаживают раненого продотрядника?
- Как и почему меняется отношение Гаврилы к красноармейцам?
- Какую роль играет в рассказе повторяющееся слово «отец»?
- Как объяснить примирение Гаврилы с красными: политическими причинами, принятием героем нового режима или можно найти другое объяснение?
- В чем смысл финала рассказа?
- Сделайте вывод об авторской позиции в отношении гражданской войны.
- Каков, по-вашему, нравственный идеал автора?

5. Вывод.
Изобразив в своих рассказах бессмысленность гражданской войны, нечеловеческую жестокость обеих сражающихся сторон, Шолохов указал и путь преодоления этой национальной трагедии. Это путь высокой христианской любви к ближнему, любви не только к другу, но и врагу…

1У. Обобщение.
1. Художественные особенности «Донских рассказов».
- Для чего употребляет Шолохов множество диалектных слов? (сохраняет колорит народной речи, максимально приближает читателей к событиям на Дону)
2. Итог.
Ни в одном рассказе Шолохов не воспел гражданскую войну: она для него преступна.
Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. Только сам человек может изменить мир. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой писателя, но и предупреждение, пророчество на будущие времена…
3. Многообразие подходов к изображению гражданской войны в прозе 20-х гг., идейный и эстетический плюрализм.

У. Письменная работа учащихся.

Примерные темы сочинений-миниатюр по «Донским рассказам»

. «И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин)

. «Сама ты горька и полита слезами,
Родная земля!» (А.Н.Апухтин)

. «Я так измучен, оглушен
Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н.Апухтин)

. «Я смотрю на людей исподлобья:
видно, в школу любви
ни единый из них не ходил» (Б.Чичибабин)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tatianazhakun (2015-03-26) | Автор: Жакун Татьяна Леонидовна E
Просмотров: 3168 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-05, 4:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru