Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ТЕМА: ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ» М.А.ШОЛОХОВА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ «РОДИНКА» И «ЧУЖАЯ КРОВЬ») ЦЕЛЬ: выявить своеобразие отношения писателя к событиям гражданской войны, особенности его индивидуального стиля; развивать умения аргументировать свою точку зрения, давать собственную оценку неоднозначным историческим процессам и событиям; воспитывать уважение к противоположным мнениям, чувство сострадания и сопереживания к исторической судьбе народа. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.А.Шолохова, произведения М.Шолохова, эпиграфы, иллюстративный материал. РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ: . ведут исследовательскую работу (учатся «видеть подтекст»); . работают с текстом рассказов; . учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее; . работают с учебной тетрадью (отвечают на общие вопросы и пытаются сделать вывод по уроку). ХОД УРОКА 1. ОМ. П. Вступительное слово Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920-х гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими или, наоборот, негодяями и извергами. У белых была своя правда, у красных – своя. На сегодняшнем уроке нас интересует три вопроса: 1. Были ли победители в гражданской войне? 2. Можно ли вообще победить в такой войне? 3. Кто были ее участниками? ЭПИГРАФ Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т.Шолохова. А.С.Серафимович Страницы рассказов густо окрашены кровью. Ф.Г.Бирюков (шолоховед) Ш. Анализ рассказов «Родинка» и «Чужая кровь». 1. Выборочное чтение и пересказ эпизодов. 2. Работа по вопросам (по рассказу «Родинка») - Как называется рассказ М.Шолохова? - Почему такое несоответствие названия рассказа и темы «Донских рассказов». Как вы думаете? - В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? - Какую роль играют портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед выступлением эскадрона? - Как раскрывается душевное состояние атамана? Как это выражается в его поведении? - Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта? - С какими мыслями ушел из жизни потрясенный атаман? (прозрение, сознание своей запутанности) - Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к гражданской войне? - Как она выражается? - В чем смысл названия рассказа? (акцент на названии рассказа) - Какое чувство владеет Николкой и атаманом? (злоба) - Каким путем достигается цель? (одним - насилием) - Рассказ пропитан кровью и пороховым дымом, но есть ли надежда?.. (есть, заканчивается Небом, символом вечности) 3. Вывод. Конфликт между красными и бандитами уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Уже в первом рассказе Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся общечеловеческие связи. Но выход из кровавого месива человеческих жестокостей все-таки есть… 4. Выборочное чтение и анализ рассказа «Чужая кровь». - Как Гаврила собирает сына на войну? (связь времен и поколений) - Какие детали подчеркивает Шолохов? - Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? - Какова причина неприятия им новых порядков? - Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? - Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну? - Как ведет себя Гаврила во время продразверстки? - Что он испытал, увидев убитых продотрядников? - Какую роль в эпизоде играет портрет белокурого? - Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь недавнему врагу? - Как изображает Шолохов психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот период, когда она выхаживают раненого продотрядника? - Как и почему меняется отношение Гаврилы к красноармейцам? - Какую роль играет в рассказе повторяющееся слово «отец»? - Как объяснить примирение Гаврилы с красными: политическими причинами, принятием героем нового режима или можно найти другое объяснение? - В чем смысл финала рассказа? - Сделайте вывод об авторской позиции в отношении гражданской войны. - Каков, по-вашему, нравственный идеал автора? 5. Вывод. Изобразив в своих рассказах бессмысленность гражданской войны, нечеловеческую жестокость обеих сражающихся сторон, Шолохов указал и путь преодоления этой национальной трагедии. Это путь высокой христианской любви к ближнему, любви не только к другу, но и врагу… 1У. Обобщение. 1. Художественные особенности «Донских рассказов». - Для чего употребляет Шолохов множество диалектных слов? (сохраняет колорит народной речи, максимально приближает читателей к событиям на Дону) 2. Итог. Ни в одном рассказе Шолохов не воспел гражданскую войну: она для него преступна. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. Только сам человек может изменить мир. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой писателя, но и предупреждение, пророчество на будущие времена… 3. Многообразие подходов к изображению гражданской войны в прозе 20-х гг., идейный и эстетический плюрализм. У. Письменная работа учащихся. Примерные темы сочинений-миниатюр по «Донским рассказам» . «И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин) . «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!» (А.Н.Апухтин) . «Я так измучен, оглушен Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н.Апухтин) . «Я смотрю на людей исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил» (Б.Чичибабин) | |
Просмотров: 3168 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|