Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Учитель прикасается к вечности… Роль учителя огромна, несмотря на современные технологии, пришедшие в школу. Где кончается влияние учителя? До какой степени ученик должен быть самостоятелен? Что читать и как осмыслить прочитанное? Сколько языков надо изучать? Как современному ученику найти свое место в мире? Что такое добро и зло? Эти вопросы стоят перед каждым из нас. Знание обогащает человека. Чем больше языков знает человек, тем он образованнее, тем богаче будет наша страна и в экономическом и в политическом плане. Например, в Швейцарии 4 государственных языка, и этот фактор играет большую роль в стабильности страны, учитываются интересы даже самой маленькой народности (ретороманцев). Как писал Магжан Жумабаев: «В языке нации, как в зеркале, отражаются его земля, история, быт, нравы и характер». Наша страна многонациональна, как и многие страны мира, и в ней есть возможности для развития любого языка. Я живу в Караганде, наш край и в прошлом был полиязычен, с тех пор, как стали осваиваться угольные месторождения. Как пишет об этом Г.Мустафин в своей книге «Караганда»: «… вечерами, возле бараков, можно было слышать и казахскую домбру, и русскую гармошку, и украинские песни». В годы сталинских репрессий сюда ссылали чеченцев, корейцев, немцев, евреев… И для всех них Казахстан стал родиной и остается ею до сих пор. В соответствии с Концепцией государства о языках, все школьники должны изучать, а в будущем владеть тремя языками: казахским, русским и английским. Казахский язык сейчас переживает свой расцвет: обогащается лексика, появляется больше переводов на языки народов мира, развивается телевидение и кино, готовится переход на латиницу, чтобы войти в мировое информационное пространство. Филологическое образование, я считаю, стало более доступным: появились электронные книги, мобильные средства связи с доступом в Интернет, где можно легко почерпнуть любую информацию. Но нужно, учиться отбирать и анализировать материал. Ученик может быть самостоятелен в выборе, а влияние учителя должно быть ненавязчивым, но направляющим. Все познается в сравнении – это один из главных принципов познания мира. Было бы хорошо, если бы интегрированные уроки проводились чаще, где можно сравнить грамматику, фразеологию, лексику, синтаксис. Это и есть основа полиязычия, проявлением которого в жизни каждого ученика является чтение на разных языках и осмысление прочитанного. А советы мудрого и опытного учителя помогут нам. На уроках мы изучаем русскую и казахскую литературу, но нет такого предмета как английская литература. Кроме того, мне кажется, что программа по русской литературе в 6-7 классах нуждается в корректировке: не хочется изучать леших, русалок и всякую мистику. У каждого ребенка должно формироваться здоровое, объективное восприятие мира. Иногда хочется прочитать и обсудить и современную литературу, не входящую в программу (по опросам учеников 8-х классов одной из школ города – это и детективы, и приключенческие романы и философские произведения) Сейчас мы изучаем 3 языка: казахский, английский и русский и это правильно. Кроме того, я думаю, нам надо уже сейчас, изучать язык нашего ближнего соседа – Китая, так как нет ни одной страны мира, где бы ни продавались китайские товары. И.В.Гёте сказал: «Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет». Конечно, основу любого государства составляет экономика, но жизнь каждого человека богаче, чем постулаты науки. В ней есть все: смех и слёзы, и радость и горе, доброта и зависть. И каждый пройдет свой путь сам, изучая литературу, приобретая опыт, постигая смысл своей жизни.. Человек, не получивший понятия о чести, совести, ответственности, благодарности, добре и зле вряд ли сможет добиться в жизни чего-то честным путем и будет работать на благо своей страны. Только учитель сможет помочь ученику отделить одно от другого. Хорошо, если бы у нас было больше таких программ, по которым ученики могли бы обучаться в других странах. Они могли бы не просто привезти багаж знаний, но и определенный формат мышления, новое видение мира, это тоже будет интеграцией в мировое пространство. Но, к сожалению, обучившись за границей, не все могут найти достойную работу и применить полученные знания, часто в них не нуждаются. Школа в этом плане опережает общество. Возможно, ещё учась в школе, нужно чаще выезжать за рубеж и применять полученные знания на практике. В будущем, каждый гражданин нашей страны должен будет владеть тремя языками, Полиязычие надо внедрять не только в гимназиях и лицеях, но и в общеобразовательных школах. Например, в нашей школе № 83 им. Г.Мустафина выпускается школьная газета «Огонёк» на трёх языках. Все её покупают и с удовольствием читают. Таким образом, полиязычие может решить все задачи, которые стоят перед казахстанским обществом, так как все богатства мира заключены в языке. Влияние учителя-наставника на жизнь человека трудно переоценить. Генри Адамс писал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». | |
Просмотров: 1036 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|