Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Статья Учитель прикасается к вечности
Учитель прикасается к вечности…
Роль учителя огромна, несмотря на современные технологии, пришедшие в школу. Где кончается влияние учителя? До какой степени ученик должен быть самостоятелен? Что читать и как осмыслить прочитанное? Сколько языков надо изучать? Как современному ученику найти свое место в мире? Что такое добро и зло? Эти вопросы стоят перед каждым из нас.
Знание обогащает человека. Чем больше языков знает человек, тем он образованнее, тем богаче будет наша страна и в экономическом и в политическом плане. Например, в Швейцарии 4 государственных языка, и этот фактор играет большую роль в стабильности страны, учитываются интересы даже самой маленькой народности (ретороманцев). Как писал Магжан Жумабаев: «В языке нации, как в зеркале, отражаются его земля, история, быт, нравы и характер». Наша страна многонациональна, как и многие страны мира, и в ней есть возможности для развития любого языка.
Я живу в Караганде, наш край и в прошлом был полиязычен, с тех пор, как стали осваиваться угольные месторождения. Как пишет об этом Г.Мустафин в своей книге «Караганда»: «… вечерами, возле бараков, можно было слышать и казахскую домбру, и русскую гармошку, и украинские песни». В годы сталинских репрессий сюда ссылали чеченцев, корейцев, немцев, евреев… И для всех них Казахстан стал родиной и остается ею до сих пор.
В соответствии с Концепцией государства о языках, все школьники должны изучать, а в будущем владеть тремя языками: казахским, русским и английским. Казахский язык сейчас переживает свой расцвет: обогащается лексика, появляется больше переводов на языки народов мира, развивается телевидение и кино, готовится переход на латиницу, чтобы войти в мировое информационное пространство. Филологическое образование, я считаю, стало более доступным: появились электронные книги, мобильные средства связи с доступом в Интернет, где можно легко почерпнуть любую информацию. Но нужно, учиться отбирать и анализировать материал. Ученик может быть самостоятелен в выборе, а влияние учителя должно быть ненавязчивым, но направляющим. Все познается в сравнении – это один из главных принципов познания мира. Было бы хорошо, если бы интегрированные уроки проводились чаще, где можно сравнить грамматику, фразеологию, лексику, синтаксис. Это и есть основа полиязычия, проявлением которого в жизни каждого ученика является чтение на разных языках и осмысление прочитанного. А советы мудрого и опытного учителя помогут нам.
На уроках мы изучаем русскую и казахскую литературу, но нет такого предмета как английская литература. Кроме того, мне кажется, что программа по русской литературе в 6-7 классах нуждается в корректировке: не хочется изучать леших, русалок и всякую мистику. У каждого ребенка должно формироваться здоровое, объективное восприятие мира. Иногда хочется прочитать и обсудить и современную литературу, не входящую в программу (по опросам учеников 8-х классов одной из школ города – это и детективы, и приключенческие романы и философские произведения) Сейчас мы изучаем 3 языка: казахский, английский и русский и это правильно. Кроме того, я думаю, нам надо уже сейчас, изучать язык нашего ближнего соседа – Китая, так как нет ни одной страны мира, где бы ни продавались китайские товары.
И.В.Гёте сказал: «Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет». Конечно, основу любого государства составляет экономика, но жизнь каждого человека богаче, чем постулаты науки. В ней есть все: смех и слёзы, и радость и горе, доброта и зависть. И каждый пройдет свой путь сам, изучая литературу, приобретая опыт, постигая смысл своей жизни.. Человек, не получивший понятия о чести, совести, ответственности, благодарности, добре и зле вряд ли сможет добиться в жизни чего-то честным путем и будет работать на благо своей страны. Только учитель сможет помочь ученику отделить одно от другого.
Хорошо, если бы у нас было больше таких программ, по которым ученики могли бы обучаться в других странах. Они могли бы не просто привезти багаж знаний, но и определенный формат мышления, новое видение мира, это тоже будет интеграцией в мировое пространство. Но, к сожалению, обучившись за границей, не все могут найти достойную работу и применить полученные знания, часто в них не нуждаются. Школа в этом плане опережает общество. Возможно, ещё учась в школе, нужно чаще выезжать за рубеж и применять полученные знания на практике.
В будущем, каждый гражданин нашей страны должен будет владеть тремя языками, Полиязычие надо внедрять не только в гимназиях и лицеях, но и в общеобразовательных школах. Например, в нашей школе № 83 им. Г.Мустафина выпускается школьная газета «Огонёк» на трёх языках. Все её покупают и с удовольствием читают.
Таким образом, полиязычие может решить все задачи, которые стоят перед казахстанским обществом, так как все богатства мира заключены в языке. Влияние учителя-наставника на жизнь человека трудно переоценить. Генри Адамс писал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tattattat (2015-03-28) | Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru