Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Пробблемы инклюзивного образования
Проблемы инклюзивного образования.
Кузнецова Т.В.Учитель русского языка и литературы СОШ № 83 им. Г.Мустафина г Караганды
С 2008 года в Казахстане введено инклюзивное образование - это способ обучения, при котором дети, имеющие инвалидность, будут заниматься вместе со своими сверстниками. Будет осуществляться поддержка детей-инвалидов и инвалидов в области получения образования – начиная с дошкольного. Сегодня в Казахстане более 47 тысяч ребят, имеющих различные группы инвалидности. Третья часть из них осваивает школьную программу в интернатах, столько же на дому, а еще треть не учится нигде.
На данный момент в сформированы принципы инклюзии:
1.Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей;
2.Настоящее образование возможно лишь при наличии реальных взаимоотношений;
3.Совместное обучение – путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов.
Во всем мире в области образования такие программы уже работают. Что это дает детям, имеющим инвалидность? Во-первых, это социализация. Ребёнок чувствует себя членом общества, «он такой же, как и все». Во-вторых, он приобретает навыки общения в коллективе, круг его общения расширяется. В-третьих, общаясь с большим количеством людей, ребенок приобретает больше знаний об окружающей действительности, формируется его картина мира. Термин «инклюзивное образование» возник от латинского слова include – включенный. В мировой практике такой подход известен с 70-х годов прошлого века. В 2006 году инклюзия как наиболее гуманная методология была включена в Конвенцию ООН.
Один ученик школы № 83, обучается на дому с первого класса. Это «особенный» ребенок, у которого много медицинских диагнозов, но в 6 классе по желанию родителей мальчика и его самого, на уроки по индивидуальному расписанию, ребенок, обучающийся на дому, стал приходить в школу, также он иногда стал посещать уроки и с классом.
Особенно ему нравится посещать уроки труда, литературы, математики. У ребенка появилась возможность услышать, как отвечают другие дети на уроке, общаться с одноклассниками на перемене, то есть адаптироваться в обществе. По своим потребностям он такой же, как и все: хочет, чтобы с ним общались, здоровались, чем-то делились.
У ребенка, обучающегося на дому свое расписание, он приходит заниматься к учителям в кабинет, когда там нет уроков, и также с ним проводятся уроки на инретактивной доске, или просто используется монитор компьютера. Он может посмотреть учебный фильм по предмету, отрывок из проходимого на уроке литературы произведения, презентацию по любой теме. Это расширяет кругозор ученика. Школьная программа в Казахстане основана на Госстандарте, предусматривает усвоение учениками определенных навыков и знаний, но для детей с особенностями развития возможно усвоение не в полном объёме, а на том уровне, к которому ребенок готов на данном этапе.
Конечно, не будем скрывать, не все бывает гладко: иногда у таких детей нет настроения: они капризничают, не хотят заниматься, но наши учителя применяют различные приемы, чтобы ребенок, усвоил материал урока. Чаще всего это перерыв, доброе слово, беседа о том, что волнует ребенка на данный момент, чайная пауза, и снова занятия. Учителям, работающим с такими детьми, приходится заниматься самообразованием, читать статьи о том, как заниматься с «особенными» детьми, учитывать их эмоциональное, физическое и психическое состояние. Но превыше всего - милосердие и терпимость.
Айбек Думбаев, председатель Азиатского общества по правам инвалидов "Жан" отмечает: «По госпрограмме будет пересмотрено понятие "обучаемые" и "не обучаемые". То есть те дети, которые не могут усвоить школьные премудрости, – им будут прививаться навыки социального поведения, общения и самообслуживания, потому что, согласно мировым стандартам, под образованием подразумевается не только усвоение информации, но и вхождение в социум, социальная адаптация и интеграция».
Я преподаю русский язык и литературу, У ребенка, обучающегося на дому, как и у всех учеников, есть любимые и нелюбимые темы. Особенно он любит поэзию, с особенным выражением читает стихи, любит их анализировать, иногда берет сборник стихов какого-либо автора почитать домой, потом делится своими впечатлениями, очень чутко чувствует природу… Конечно, ему трудно усваивать большие по объёму произведения, тогда на помощь приходит Интернет: можно дома посмотреть фильм.
Этот ребенок такой же, как и все, с ним можно побеседовать на самые разные темы, он смотрит по телевидению различные программы, и на все имеет свое мнение, может его высказать, поспорить. Посещает различные мероприятия для детей-инвалидов, ходит в бассейн, в театры, развлекательные центры. Конечно, все это благодаря родителям. Его мама – являлась членом родительского комитета, сестра в прошлом закончила нашу школу. По программе поддержки детей с особенностями развития ученику от школы выделен компьютер, которым он владеет, кстати сказать, очень хорошо.
Этого ребенка знают все ученики в школе, в основном относятся к нему как к равному, общаются, провожают домой, обмениваются дисками, играми, дают поиграть со своим Айпадом, дети очень быстро находят общий язык. И тогда он чувствует себя полноценным членом общества, он тоже может пошалить, побегать. Но есть и такие дети, которые могут сказать ему обидное слово, и тогда в глазах маленького человека появляются слёзы, ему больно и обидно… К сожалению, есть такие дети и семьи, которые не понимают существующей в обществе проблемы: они против того, чтобы дети с особенностями развития учились в стенах школы. Они не понимают, что меленькому человеку с сумкой, где лежит 2-3 учебника подняться на 4 этаж неимоверно тяжело, это ежедневное преодоление себя. Когда однажды ему предложили перейти в другую школу ребенок сказал: «Я буду учиться здесь, свою школу я не предам». Некоторым ученикам есть чему поучиться у этого человечка.
Конечно, у него есть друзья, которые играют с ним во дворе, поддерживают его, помогают добрым словом и делом.
Обучение ученика в стенах школы – это не только работа с ним, но и с детьми, которые его окружают. Это беседы на классных часах о том, как нужно относиться к «особенным» людям не только в школе, но и все нее. Это воспитание толерантности и уважения.
Литература:
1.[1] http //www.gymnasia8.kz/study/enews/article/755.
2.[2] И.Г.Елисеева статья «Что такое инклюзивное образование: метод, система, педагогическая инновация?», журнал «Открытая школа», « 2, 2012 г.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tattattat (2015-03-28) | Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна
Просмотров: 1005 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 7:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru