Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Неделя День 5 Урок 1 Тема урока Самостоятельные и служебные части речи Общая цель Дать понятие самостоятельным и служебным частям речи Ожидаемые результаты А) Знает определения самостоятельным и служебным частям речи; В) Умеет отличить самостоятельные части речи от служебных частей речи; С) Умеет составить связанный текст, используя самостоятельные и служебные части речи Тип урока Комбинированный Задания Словарный диктант, классификация, исследовательская работа, упр.№443, загадки, индивидуальное задание, связанный рассказ о самостоятельных и служебных частях речи Необходимые материалы Учебник, тетради, раздаточный материал, компьютер Ход урока: Этапы урока Действия учителя Действия ученика Вводная часть Эмоциональный настрой Словарный диктант Расположиться на привал, пищевая отрасль, цыганский табор, коснуться зарослей, сгоревшая трава, цирковое представление, тоненький росток, классное расписание, широкий капюшон, черный карандаш, железная решетка Настраиваются на урок Пишут диктант под диктовку, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по критериям: «5» - 0 ошибок «4» - 1-3 ошибки «3» - 4-6 ошибок «2» - 7 и более ошибок Презентация - Давайте попробуем определить, почему одни части речи называются самостоятельными, а другие – служебными. (Одни главные, а другие им помогают, служат) Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока. Групповая работа Предлагает распределить все части речи, используя метод классификации Отвечают на вопросы, формулируют цели урока Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, какие к служебным; уметь определять части речи. Распределяют известные части речи по группам Основная часть Фронтальная А сейчас отгадайте загадки. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Загадки про части речи Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное). Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет, и спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...(Глагол). Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Имя прилагательное). Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное). Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте! (Наречие). Применяем все мы это вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (Местоимение). В предложении на службе с падежом всегда он в дружбе, На него показывает, и слова все связывает. Это? (Предлог). Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. - Это? (Союз). Фронтальная Упр.№ 443 Предлагает выполнить индивидуальное задание Групповая работа Задание. Прочитайте текст, на месте пропусков вставьте нужные предлоги, частицы или союзы, из написанных через чёрточку слов зачеркните ненужное. «… дни сомнений, … дни тяжёлых/тягостных раздумий … судьбах моей /нашей родины ты один мне поддержка … опора, о великий/большой, сильный/могучий, правдивый/честный … свободный русский/английский язык! … будь тебя/меня –как … впасть … отчаяние … виде всего, … творится/совершается дома? … нельзя/можно верить, … такой язык … был дан великому народу!» Работа в паре Проверь знания своего товарища по карточке: Индивидуальная карточка контроля 1. Какое лексическое и грамматическое значение есть у … частей речи? 2. Как изменяются … части речи? 3. Какими членами предложения являются … части речи? 4. Употребляются ли … части речи самостоятельно? Индивидуальное задание Любовь (к) русск… язык… Которое мы называем Одна (из) основн… Част… того чувства Любовью (к) родной земле. Разгадывают загадки Выполняют упражнение, проверка производится фронтально Индивидуальное задание Любовь (к)русск… язык… Которое мы называем Одна (из) основн… Част… того чувства Любовью (к) родной земле. Выполняют задания сообща Дается образец предложения Учащиеся сравнивают с правильным вариантом Работают в паре, готовят связанный рассказ о самостоятельных и служебных частях речи Итог Д/з пар.№ 52,упр. 447 - Как определить к самостоятельной или служебной части речи относится слово? Рефлексия - Что стало известно на уроке? - Было ли трудно? Записывают д/з Отвечают на вопрос Индивидуальная письменная работа Самоанализ урока Оценивание урока Изменения по уроку | |
Просмотров: 746 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|